Одной из задач Федерального государственного образовательного стандарта является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.
К сожалению, с каждым годом растет количество детей с ограниченными возможностями здоровья. Такие дети имеют нарушения центральной системы различной степени, отклонения в психоэмоциональной сфере, в опорно-двигательной и дыхательной системе, имеют различные хронические и соматические заболевания. Это затрудняет восприятие, ослабляет познавательную деятельность, снижает работоспособность, ориентацию в практической деятельности.
Следовательно, одной из основных задач в работе с детьми с ОВЗ является такая организация и методика проведения всех оздоровительных и воспитательно-образовательных мероприятий, при которой не только сохраняется хороший уровень умственной работоспособности, происходит дальнейшее развитие, но и укрепляется здоровье ребенка.
В настоящее время в работе с детьми с ОВЗ реализуются разные здоровье сберегающие технологии. Криотерапия с контрастотерапией заслуживает особое внимание.
Криотерапия (от латин. «крио» – холод и «терапия» – лечение, воздействие). Этот метод пришел в коррекционную педагогику из медицины, которая успешно использует его в лечении и оздоровлении.
Контрастотерапия – воздействие на организм холода и тепла попеременно. Криотерапия одна из современных нетрадиционных технологий, заключающаяся в использовании игр со льдом. Дозированное воздействие холода на нервные окончания пальцев обладает благотворными свойствами. Эффект основан на изменении деятельности сосудов – первоначальный спазм мелких артерий сменяется выраженным расширением, что значительно усиливает приток крови к месту воздействия, в результате чего возрастает сократительная способность мелких мышц кисти и происходит закаливание рук, что в целом благотворно влияет на общее оздоровление организма.
Криотерапия не требует особого оборудования. Для организации игр и занятий с использованием криотерапии понадобятся разнообразные формы для льда, морозильная камера, пищевые красители, пластмассовые емкости. Занятия с использованием криотехнологий проводятся через день. Продолжительность таких занятий увеличивается (от 10 секунд до 2-3 минут, когда происходит привыкание, длительность контакта с ледяными игрушками может увеличиваться и варьироваться).
Занятия с использованием метода криотерапии проводятся в несколько этапов.
1 этап – подготовительный «Тактильное привыкание».
Цель этого этапа адаптировать ручной праксис к новым ощущениям − ощущению холода. Данный этап включает в себя игры, которые можно разделить по степени продолжительности и сложности на 4 категории. На этом этапе целесообразно чередовать теплые и холодные процедуры. Дети, под наблюдением педагога, знакомятся с новым для них ощущениями, которые должны быть непродолжительными.
- Категория игр: игры, связанные с привыканием к новым тактильным ощущениям.
- Категория игр: игры, связанные с выкладыванием ледяных фигурок по цвету, форме, величине.
- Категория игр: игры, связанные с выкладыванием сложных геометрических узоров по образцу и по собственному замыслу.
- Категория игр: игры, связанные с рисованием на ледяных полотнах или рисованием цветными льдинками.
- Категория игр: игры, связанные с придумыванием «ледяных историй». Используя разнообразные сюжетные картинки, защищенные ламинированной пленкой, предложить составить сказку, в которой герои ледяные.
2 этап − «Разогревающий». Данный этап включает в себя разогрев и растяжку пальчиков, с последующей пальчиковой гимнастикой.
3 этап − «Итоговый». На данном этапе детям предлагаются игры и упражнения на развитие тактильной чувствительности.
Обычно игры со льдом очень нравятся детям, но иногда вызывают у родителей опасения, поэтому перед проведением таких игр целесообразно познакомить с этими играми родителей, рассказать им о сущности процедур, правилах проведения, ожидаемом эффекте.