Активизация учебного процесса в вузе

Активизация учебного процесса в вузе

В статье рассмотрен вопрос внедрения интерактивных методов обучения, в том числе, с применением информационных технологий с целью активизации учебной и познавательной деятельности обучающихся вузов в современных условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов высшей школы с учетом компетентностного подхода.

Аннотация статьи
образовательные стандарты
цифровые технологии
профессиональное образование
интерактивные методы обучения
онлайн-технологии
дистанционные образовательные технологии
Ключевые слова

На пороге второго десятилетия XXI века в технологическом развитии общества произошел качественный скачок. На наших глазах вырисовывается новый, шестой технологический уклад. Его отличительной особенностью является использование высоких технологий, например, био- и нанотехнологий, генной инженерии и термоядерной энергетики, новых инженерных решений, основанных на квантовых явлениях.

Активизация учебной деятельности – это комплекс мер, направленных на активизацию и повышение эффективности учебной деятельности, которая осуществляется по трем направлениям: педагогическому, социально-психологическому и социально-экономическому. Педагогическое направление строится на взаимоотношениях учеников и учителя. Именно учитель должен повышать мотивацию к обучению, а также интерес к преподаваемой дисциплине, что, несомненно, приведет к улучшению показателей обучения.

Способы повышения познавательной активности – это разнообразие форм, методов, учебных пособий, выбор таких комбинаций, которые в возникающих ситуациях стимулируют активность и самостоятельность учащихся. К ним относятся не только теоретические лекции и практические занятия, но и встречи студенческих научных обществ, межведомственные конференции как средство интеграции дисциплин, решения ситуационных задач, проблемного, алгоритмического и эвристического обучения, исследовательской работы и т.д. За счет повышения интереса студентов по изучаемому предмету педагог активизирует свою учебную деятельность.

Незаинтересованный студент никогда не сможет получить в полном объеме необходимые ему знания, навыки и умения, необходимые ему для дальнейшей профессиональной деятельности. Активизация учебного процесса приводит к желанию понять, запомнить и воспроизвести знания, освоить способы их применения, раскрыть смысл изучаемого содержания, познать связи между явлениями и процессами, овладеть способами применения знания в изменившихся условиях.

Современная система высшего образования, реализованная на основе ФГОС с учетом компетентностного подхода, актуализировала важность использования образовательные технологии и интерактивные методы в процессе обучения.

До недавнего времени можно было слышать об использовании цифровых технологий, онлайн-обучения, в том числе дистанционного, как об инновационной форме образовательного процесса, но сейчас использование технологий дистанционного обучения в сфере образования не вызывает никаких удивлений и сомнений ни у кого.

Требования, которые предъявляет реальная практическая деятельность к современному специалисту с высшим образованием, не только высоки с точки зрения профессиональных компетенций, но и чрезвычайно разнообразны, а главное, постоянно меняются. Сегодня молодой специалист должен уметь критически осмысливать проблемы, принимать решения на основе ряда альтернатив и на основе творческого поиска, а также иметь культурное и деловое общение.

Формирование общекультурных и профессиональных компетенций как совокупности знаний, умений, навыков, методов деятельности, идеологических ценностей, необходимых для профессиональной и общественной деятельности, личностного развития специалиста, становится невозможным без использования новых образовательных технологий, форм и методов обучения.

В настоящее время на рынке образовательных услуг преобладают те учебные заведения, которые могут обеспечить высокий уровень профессиональной подготовки в соответствии с требованиями профессиональных стандартов. Достижение этого уровня возможно за счет сочетания как традиционных методов обучения и организации учебной деятельности, так и инновационных методов, их сочетания и модификации.

Совершенствование учебного процесса в современном учреждении высшего образования сегодня включает не только актуализация содержания изучаемых дисциплин, но и изменение подходов к методикам преподавания, расширение арсенала методических приемов, активизацию деятельности обучающихся в ходе занятий, приближение изучаемых тем к реальной жизни через рассмотрение ситуаций и поисков путей решения проблем.

В настоящее время большинство методических инноваций связано с применением интерактивных методов обучения, стимулирующих и развивающих познавательную деятельность обучающихся, их способность к самостоятельному творческому, профессиональному мышлению.

Совершенствование учебного процесса в современном вузе сегодня включает в себя не только обновление содержания изучаемых дисциплин, но и изменение подходов к методам обучения, расширение арсенала методических приемов, активизацию активности студентов на занятиях, доведение изучаемых тем к реальной жизни через рассмотрение ситуаций и поиск решений проблем.

Одним из требований к формированию и развитию профессиональных навыков учащихся, введенных ранее образовательными стандартами, было четкое определение доли занятий с использованием активных и интерактивных методов от общего объема аудиторной нагрузки, которая составляла 20-30% в зависимости от направления обучения.

Во ФГОС ВО поколения 3++ требование применения интерактивных методов обучения исключено, но, к их применению в образовательном процессе обязывает формулировка пункта 34 Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.04.2017 г. № 301 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры» (Приказ Минобра № 301), (вступившего в силу с 1 сентября 2017 года) [1, с. 15].

Увеличение доли интерактивных уроков в процессе изучения дисциплин требует определенной реорганизации учебного процесса, внедрения различных форм и технологий, оптимального использования различных учебных пособий, позволяющих формировать у студентов образовательные компетенции наиболее эффективного пути.

Многие преподаватели плохо воспринимают новые подходы к обучению в небольших объемах и методически. Однако анализ методических и педагогических работ по использованию интерактивных методов обучения доказывает, что использование активных и интерактивных методов обучения является наиболее эффективным способом повышения качества обучения студентов и их становления в качестве будущих лидеров.

В педагогической литературе между традиционными и инновационными педагогическими технологиями существует взаимосвязь (рисунок).

https://research-journal.org/wp-content/uploads/2020/07/20-07-2020-16-23-31.jpg

Рис. Взаимосвязь традиционных и инновационных технологий

При подготовке к любому виду занятий преподаватели должны всегда помнить, что человек запоминает: 20% услышанного; 40% увиденного; 60% увиденного и услышанного; 80% увиденного, услышанного и сделанного самим [3, с. 38].

Интерактивные формы современного практического занятия – это целенаправленная, четко организованная, содержательная и методически оснащенная система познавательно-познавательного общения, взаимодействия, взаимоотношений преподавателя и учеников. Результатом такого взаимодействия является профессиональное развитие учителя, усвоение учащимися знаний, навыков и умений, развитие их мыслительных процессов и нравственных качеств [4, с. 21].

Активизация учебной деятельности требует от учителя колоссальных усилий. Основная задача профессорско-преподавательского состава – добиться полного интереса к изучаемой дисциплине, только тогда студенты получат знания в том объеме, которым должен обладать высококвалифицированный специалист. Уровень образования напрямую зависит от степени вовлеченности студентов в педагогический процесс.

Текст статьи
  1. Приказ Министерства образования и науки от 5 апреля 2017 г. №301 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры». URL: www.img.rg.ru/pril/142/88/03/47415.pdf (дата обращения: 05.08.2020).
  2. Алисултанова Э.Д. Актуальные аспекты многоуровневой подготовки в ВУЗЕ: монография / Э.Д. Алисултанова: М-во образования и науки Российской Федерации, Георгиевский технологический ин-т (фил.) ГОУ ВПО. – 2019. – Книга 3. – С. 148.
  3. Григораш О.В. Методические занятия – главное условие повышения педагогического мастерства / О.В. Григораш. – Краснодар: КубГАУ, 2018. – № 5. – С. 682-695.
  4. Еремина И.И. Теория и практика формирования профессиональной компетентности в контексте информатизации образования: монография / И.И Еремина: М-во образования и науки Российской Федерации, Георгиевский технологический ин-т (фил.) ГОУ ВПО. – 2019. – С. 136.
  5. Калинина С.Д. Вебинар как форма электронного обучения в высшей школе // Вестник МГИМО-Университета. – 2019. – №2. – С. 291-295.
  6. Ковардакова Л.А. Интерактивные технологии обучения в высшей школе / М.А. Ковардакова. – Ульяновск: УлГУ. – 2018. – С. 73.
  7. Мухина Т.Г. Активные и интерактивные образовательные технологии (формы проведения занятий) в высшей школе: учебное пособие / сост. Т.Г. Мухина. – Н.Новгород: ННГАСУ. – 2019. – С. 97.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 23 января по 29 января
Осталось 3 дня до окончания
Препринт статьи — после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии
02 февраля
Загрузка в elibrary
02 февраля
Рассылка печатных экземпляров
08 февраля