Главная
АИ #4 (239)
Статьи журнала АИ #4 (239)
Налоговая политика Республики Беларусь как стимул инвестиционной активности

Налоговая политика Республики Беларусь как стимул инвестиционной активности

Научный руководитель

Рубрика

Экономика и управление

Ключевые слова

налоги
налоговая ставка
льготное налогообложение
инвестиции
государственно-частное партнерство

Аннотация статьи

В статье рассмотрены источники привлечения инвестиций. Проанализировано применение льготного налогообложения в инвестиционных проектах. Выявлены актуальные инвестиционные направления в соответствии с налоговой политикой.

Текст статьи

Налоговая политика Республики Беларусь представляет собой комплекс мер, проводимых государством в области налогообложения, посредством которых осуществляется пополнение бюджета, но вместе с тем создаются благоприятные условия для дальнейшего развития промышленного производства, поддержания социальной сферы и укрепления стабильности политической системы.

В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 29.07.2021 г. № 292 программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2021–2025 годы сформированы цели и задачи налоговой политики, а именно:

  1. Поддержать стимулирование экономического роста с помощью упрощенной налоговой системы;
  2. Повысить самостоятельность местных бюджетов для комплексного развития регионов;
  3. Повысить роль косвенного налогообложения, в том числе за счет отмены налоговых льгот по НДС и увеличения ставок акцизов с учетом принятых обязательств в рамках ЕАЭС;
  4. Оптимизировать налоговые льготы, включая их отмену в случае неэффективности;
  5. Модернизировать систему льгот и преференций, действующих на отдельных территориях республики, за счет установления единых подходов к ее функционированию с расширением прав местных органов власти по установлению пониженных ставок налогов на конкретных территориях;
  6. Совершенствовать порядок применения инвестиционных вычетов, а также повышающего коэффициента в отношении затрат на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, с помощью корректировки механизма льготного налогообложения высокотехнологичных товаров;
  7. Разработать льготный режим налогообложения в отношении доходов инвестиционных фондов, а также доходов инвесторов, получаемых от участия в них;
  8. Увеличить долю имущественных налогов в доходах местных бюджетов.

В соответствии с целями и задачами налоговой политики в период 2021–2025 г. автор, предлагает сделать упор на дальнейшее развитие инвестиционных проектов, т. к. по данным Национального статистического комитета Республики Беларусь с января по июль 2024 г. объем инвестированных в основной капитал средств составил 21,5 млрд. рублей. Для сравнения показателей за аналогичный период 2023 г. с 2022 г. объем инвестиций вырос на 8,7%. Доля инвестиций в ВВП с января по июль 2024 г. составила 15,7%, а за этот же период в 2023 г. 15%. Можно сделать вывод, что в Республике Беларусь сохраняется тенденция роста инвестиционных вложений [1].

Примером успешного сотрудничества и применения льготного налогового режима выступает Китайско-Белорусский индустриальный парк «Великий камень» (далее – КБИП) – особая экономическая зона, созданная согласно межправительственного соглашения между Китайской Народной Республикой и Республикой Беларусь. По данным EY (Эрнст энд Янг), международной аудиторско-консалтинговой компании срок действия особого порядка налогового регулирования КБИП составляет 50 лет. Основные налоговые льготы, предоставляемые резидентам КБИП [2]:

  • освобождение от налога на прибыль в отношении прибыли, полученной от реализации товаров (работ, услуг) собственного производства, произведенных на территории парка, в течение 10 лет после возникновения валовой прибыли;
  • ставка налога в отношении дивидендов, начисленных резидентами КБИП их учредителям (участникам, акционерам), составляет 0% в течение пяти лет с первого года, в котором начислены дивиденды. В случае если резидент КБИП реализует инвестиционный проект, предусматривающий объем инвестиций не менее 50 млн долларов США в течение пяти лет, ставка налога в размере 0% применяется в течение десяти лет с первого года, в котором начислены дивиденды. Также резиденты КБИП освобождаются от уплаты офшорного сбора при перечислении дивидендов лицам, зарегистрированным в офшорной зоне;
  • освобождение от налога на недвижимость по объектам, расположенным на территории парка, и от земельного налога за земельные участки на территории парка;
  • освобождение от НДС и ввозных таможенных пошлин в отношении товаров (технологическое оборудование, комплектующие и запасные части к нему, сырье и материалы), ввозимых на территорию Республики Беларусь исключительно для использования в целях реализации инвестиционных проектов, предусматривающих строительство и оснащение объектов парка;
  • освобождение от НДС при приобретении у иностранных организаций работ, услуг и имущественных прав, место реализации которых для целей НДС определяется по месту нахождения покупателя;
  • право на вычет в полном объеме сумм НДС, предъявленных при приобретении на территории Республики Беларусь (либо уплаченных при ввозе на территорию Республики Беларусь) товаров, работ, услуг и имущественных прав, использованных для строительства, оснащения объектов парка, независимо от сумм НДС, исчисленных с оборотов по реализации;
  • до 1 января 2027 года ставка налога на доходы иностранных организаций составляет 5% в отношении полученных от резидентов КБИП вознаграждений за информацию относительно промышленного, коммерческого или научного опыта (в том числе ноу-хау), платы за лицензию, патент, чертеж, полезную модель, схему, формулу, промышленный образец или процесс;
  • обязательные страховые взносы могут уплачиваться не с фактической заработной платы работника, а в соответствии со средней по стране. Доходы работников из числа иностранных граждан освобождаются от уплаты обязательных страховых взносов. Кроме того, на период до 1 января 2027 года на резидента КБИП не распространяются неблагоприятные изменения в белорусском налоговом законодательстве и к нему продолжают применяться нормы законодательства, действовавшие на дату его регистрации в качестве резидента КБИП.

Льготные условия в Республике Беларусь имеют также резиденты Парка высоких технологий (далее – ПВТ) при том, что не являются свободной экономической зоной, но попадают под экстерриториальную юрисдикцию, наделенную правом предоставлять налоговые льготы на систематической основе. Цель создания – это развитие всех отраслей национальной экономики на основе высоких технологий для привлечения иностранных инвестиций.

Таким образом, автор, акцентирует внимание на совершенствование порядка применения инвестиционных вычетов и применения упрощенной системы налогообложения. Резиденты ПВТ обязаны производить отчисления в пользу Администрации ПВТ в размере 1% от выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг). В связи с этим резиденты ПВТ освобождаются от уплаты налога на прибыль, а также от НДС при реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав на территории Республики Беларусь. Исключение составляют облагаемые налогом на прибыль по ставке 9% доходы резидентов ПВТ в виде процентов за предоставление в пользование денежных средств, доходы от отчуждения долей в уставных фондах организаций и от реализации ценных бумаг, а также дивиденды от источников за пределами Республики Беларусь. В отношении резидентов ПВТ оптимизированы следующие ставки по налогам, сборам, таможенным пошлинам [3]:

  1. Резиденты ПВТ освобождаются от ввозных таможенных пошлин и НДС, при ввозе в Республику Беларусь определенного технологического оборудования в целях его использования для реализации инвестиционных проектов в рамках разрешенных видов деятельности.
  2. Возможно применение льгот по налогу на недвижимость и земельному налогу в отношении зданий и земельных участков в границах ПВТ.
  3. Обязательные страховые взносы начисляются и уплачиваются не с фактической заработной платы работника, а с суммы заработной платы средней по стране, которая ниже уровня заработной платы работников белорусской ИТ-индустрии.
  4. Резиденты ПВТ освобождаются от офшорного сбора при выплате дивидендов учредителям (участникам), зарегистрированным в офшорных зонах. Ставка налога в отношении доходов в виде дивидендов, выплачиваемых резидентом ПВТ, составляет для физических лиц 9% и для иностранных организаций 5%, если более льготный режим не предусмотрен соглашениями Республики Беларусь во избежание двойного налогообложения.
  5. При приобретении резидентом ПВТ у иностранных организаций лицензий, рекламных, маркетинговых, консультационных услуг, услуг по созданию баз данных и некоторых иных востребованных ИТ-бизнесом услуг такие операции освобождаются от НДС.
  6. В отношении доходов иностранных организаций от оказания резидентам ПВТ услуг по обработке данных, веб-хостинга, рекламных, посреднических и некоторых иных услуг, а также в отношении доходов в виде процентов и роялти применяется ставка налога на доходы иностранных организаций в размере 0%.

Проведенный анализ действующего налогового законодательства свидетельствует, о достижении поставленных целей и задач в рамках проводимой налоговый политики в области развития высокотехнологичных отраслей экономики Республики Беларусь.

В свою очередь одним из современных направлений в инвестиционной деятельности страны выступает государственно-частное партнерство. Анализ эффективности установленных налоговых льгот служит основополагающим критерием для принятия государственных решений. Для достижения соответствия показателей результативности при реализации проектов государственно-частного партнерства, (далее – ГЧП), существует необходимость в разработке оценки управления региональными финансами, т. е. разработки методологии по оценке эффективности налоговых льгот с позиции их влияния на количественные показатели развития экономики для достижения нового качества экономического роста.

Таким образом, можно выделить значимость механизма использования налоговых льгот в осуществлении проектов государственно-частного партнерства, которое регулируется налоговой системой Республики Беларусь. Так, освобождение от уплаты налога за добычу природных ресурсов в дорожном строительстве, а также не начисление амортизации в отношении объекта, участвовавшего в соглашении о ГЧП и иного недвижимого имущества является одним из преимуществ такого сотрудничества.

Рассмотрев более подробно пилотный проект «Автомобильная дорога М-10 граница Российской Федерации (Селище) – Гомель – Кобрин 109,9 –195,15 км», основанного на принципах сотрудничества государственно-частного партнерства в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 26 ноября 2018 г. № 461 п. 4.5 в период действия соглашения о ГЧП применяются следующие льготы при налогообложении.

Подлежат освобождению от налога на добавленную стоимость обороты по реализации частным партнером государственному партнеру товары (работы) при реконструкции объекта в рамках соглашения о ГЧП, произведенных (выполненных) собственными силами; работы по техническому обслуживанию объекта; услуги заказчика при осуществлении реконструкции объекта.

Налоговая база по налогу на добавленную стоимость при реализации услуг заказчика, освобождаемая от налога на добавленную стоимость, определяется как разница между суммой средств, причитающейся к получению от государственного партнера за работы по реконструкции объекта в рамках соглашения о ГЧП, и суммой фактически произведенных затрат, включая налог на добавленную стоимость, подлежащих передаче государственному партнеру в соответствии с абзацем восьмым подпункта 4.3 настоящего Указа. Поэтому сумма средств, причитающаяся к получению от государственного партнера за работы по реконструкции объекта в рамках соглашения о ГЧП, принимается за вычетом средств, причитающихся к получению от государственного партнера за произведенные работы, выполненные при реконструкции данного объекта. Суммы налога на добавленную стоимость, приходящиеся на обороты частного партнера, освобождаемые от налога на добавленную стоимость в соответствии с частью первой настоящего подпункта, определяются методом раздельного учета налоговых вычетов в зависимости от направлений использования приобретенных (ввезенных) товаров (работ, услуг).

Следовательно, грамотная налоговая политика, проводимая государством, выступает одним из рычагов воздействия на экономический рост страны, посредством влияния на развитие инвестиционных программ, что оказывает положительное воздействие на экономическую конъюнктуру, как в целом, так и на конкретные сегменты, например проекты ГЧП.

В связи с этим различают экспансивную (расширительную) и рестриктивную (ограничительную) бюджетную политику.

Экспансивная бюджетная политика сохраняет тенденцию увеличения государственных расходов и уменьшения уровня налогообложения. Характерные черты для рестриктивной бюджетной политики – это уменьшение расходов и повышение налогов, что оказывает влияние на снижение уровня инфляции и дает возможность перераспределить национальный доход, и нормализовать экономическую конъюнктуру.

Налоговая политика Республики Беларусь в рамках проектов ГЧП постоянно совершенствуется. Так, разработанные Закон Республики Беларусь от 30 декабря 2015 г. № 345-З «О государственно-частном партнерстве», Закон Республики Беларусь от 17 июля 2018 г. № 134-З «О внесении дополнений и изменений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам государственно-частного партнерства», позволяют развивать дальнейшее сотрудничество между частными инвесторами и государством.

Таким образом, на основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что налоговая политика оказывает положительное влияние на социально-экономическое развитие Республики Беларусь, неразрывно связана с элементами государственного управления и способствует инвестиционной активности участников проектов.

Список литературы

  1. Национальный статистический комитет Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/realny-sector-ekonomiki/investitsii-i-stroitelstvo/investitsii-v-osnovnoy-kapital/ – Дата доступа: 14.10.2024.
  2. Информационный справочник «Ведение бизнеса в Республике Беларусь» подготовленный специалистами компании EY [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.oshmiany.gov.by/uploads/files/investory/dbib-2022-tax-rus.pdf – Дата доступа: 14.10.2024.
  3. Министерство экономики Республики Беларусь / Парк высоких технологий (ПВТ) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://economy.gov.by/ru/pvt-ru/ – Дата доступа: 14.10.2024.

Поделиться

140

Артишевская А. В. Налоговая политика Республики Беларусь как стимул инвестиционной активности // Актуальные исследования. 2025. №4 (239). Ч.II.С. 17-21. URL: https://apni.ru/article/11233-nalogovaya-politika-respubliki-belarus-kak-stimul-investicionnoj-aktivnosti

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#8 (243)

Прием материалов

22 февраля - 28 февраля

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

5 марта

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

19 марта