Главная
АИ #4 (239)
Статьи журнала АИ #4 (239)
Стресс и эмоциональное выгорание сотрудников учреждения для детей-сирот и детей,...

Стресс и эмоциональное выгорание сотрудников учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Рубрика

Психология

Ключевые слова

стресс
эмоциональное выгорание
профессиональный стресс
педагогическая деятельность
сотрудники детских домов
профилактика стресса
диагностика выгорания
эмоциональная устойчивость
корпоративная культура
педагогическое здоровье

Аннотация статьи

Статья посвящена исследованию влияния стресса и эмоционального выгорания на сотрудников образовательных учреждений, в частности, работающих в детских домах. Рассматриваются краткосрочные и долгосрочные последствия стресса, а также факторы, способствующие профессиональному выгоранию.

Текст статьи

Стресс – это неотъемлемая часть современной жизни. Постоянное давление, вызванное работой, отношениями, финансами и другими факторами, может оказывать значительное влияние на физическое и психическое здоровье человека. В данной работе мы рассмотрим влияние стрессовых ситуаций на здоровье человека, исследуя как краткосрочные, так и долгосрочные последствия стресса.

Актуальность темы обусловлена возрастающей распространенностью стресса в современном мире. Постоянное напряжение негативно сказывается на качестве жизни, приводя к развитию различных заболеваний и снижению работоспособности.

Конкурентоспособность современного педагога– это свойство профессиональной деятельности на достаточно высоком уровне, способность проектировать дальнейшее педагогическое развитие, используя методы самовыражения и саморазвития как средства противодействия индивидуальной профессиональной напряженности. Профессия педагога относится к профессиям, связанным с постоянным общением с людьми, требует особых навыков взаимодействия, а также связана с необходимостью контролировать свои слова и действия, требует особых усилий и вызывает чрезмерное эмоциональное напряжение, а следовательно, требует дополнительной работы по личностному развитию с использованием широкого спектра современных технологий обучения.

Кроме того, негативное эмоциональное состояние сотрудников детских домов крайне негативно сказывается на эмоциональном и личностном развитии детей, в связи с этим необходима квалифицированная помощь, это: обучающие семинары, наставничество – развивает эмоциональную устойчивость педагогов, умение позаботиться о себе, личностные и профессиональные качества, умение рационально организовать свою работу без перегрузки и переутомления.

Поэтому важно научиться эффективно управлять стрессом, используя методы релаксации, медитации, физической активности, правильного питания и поддерживая здоровые отношения с окружающими людьми. В случае серьезных проблем со стрессом необходимо обратиться за помощью к специалисту – психологу или психотерапевту.

«Общественные опросы показывают, что о выгорании беспокоятся и работодатели, и сотрудники. По данным исследования компании Gallup, 23% трудящихся американцев чувствуют себя в состоянии выгорания «часто или постоянно». Опрос руководителей американских кадровых служб в 2017 году показывает, что эйчары называют выгорание «эпидемией» или «кризисом», который имеет массовое значение. Но не все эксперты признают сам факт существования такого синдрома. А те, кто поддерживает идею, указывают на растущее количество эмоциональных расстройств, к которым относят и эмоциональное выгорание» [1, с. 100-108].

Эмоциональное выгорание сотрудников происходит гораздо реже, если в организации налажена корпоративная культура. Очевидно, что выстраивание корпоративной культуры в педагогическом коллективе не является обязанностью учителя. Однако любой специалист имеет возможность наладить отношения с коллегами. Без уважительного общения в коллективе работа не будет приносить удовольствия. Постоянная конкуренция и конфликты не приведут к успеху ни одного участника. Когда действия сотрудников согласованы, то все они нагружены равномерно, у каждого есть свои обязанности, которые он не забывает выполнять. Постоянная коммуникация с коллегами влияет на скорость решения возникающих вопросов и уменьшает количество офисной бюрократии.

Сотрудники не могут быть продуктивными целый день. Восемь или двенадцать часов на работе, особенно сидячей, негативно воздействует на организм человека. Понятно, что вы не сможете отказаться от рабочих обязанностей. Если вы чувствуете, что сильно устали, встаньте и пройдитесь по коридору, поднимитесь и спуститесь по лестнице, выйдите на улицу и подышите свежим воздухом. Все эти ежедневные ритуалы помогут разнообразить рабочую деятельность и улучшить физическое состояние.

Проведенные исследования показали, что стресс и эмоциональное выгорание сотрудников учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей являются довольно серьёзными проблемами.

Исследование проводилось согласно следующим этапам:

  1. Выбрать и обосновать диагностический инструментарий для исследования данной проблемы;
  2. Выявить и эмпирически изучить эмоционального выгорания сотрудников детского дома, а также уровень их стресса;
  3. Установить взаимосвязь между стрессом и выделенными аспектами эмоционального выгорания;
  4. Разработать рекомендации по профилактике стресса и эмоционального выгорания для сотрудников детского дома;
  5. Сформулировать выводы о проделанной работе.

Исходя из обозначенных целей и задач исследования, нами был подобран диагностический инструментарий:

  1. Методика «Оценка профессионального стресса» (опросник К. Вайсмана);
  2. Диагностика уровня эмоционального выгорания (В. В. Бойко);
  3. Методика для диагностики состояния стресса (К. Шрайнер);
  4. Методика диагностики самочувствия, активности, настроения (В. А. Доскин, Н. А. Лаврентьева, В. Б. Шарай, М. П. Мирошников).

В результате исследования взаимосвязи эмоционального выгорания и стресса на примере учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей было определено:

  1. Большинство сотрудников, осуществляющих свою деятельность в образовательной организации, испытывают высокий уровень профессионального стресса (58% выборки). Данное эмоциональное состояние они обуславливают высокой степенью перегрузки рабочими делами» [2, с. 165-166], обязанностями и постоянном сосредоточении внимания на детях. В среднем 1 воспитатель отвечает за жизнь и здоровье 10–15 детей, участвует в их жизни, помогает выполнять домашние задания, а также следит за их внешним видом и самочувствием. Специалисты также находятся в постоянном контакте с воспитанниками, проводят занятия, выезжают на мероприятия и принимают непосредственное участие в жизни групп. Наиболее благоприятным показателем по методике диагностического исследования уровня эмоционального выгорания (В. В. Бойко) у сотрудников образовательной организации, является «Фаза резистенции: не сформировавшаяся стадия – 32 чел. – 66,6%». Наименее благоприятным у сотрудников образовательной организации, является «Фаза напряжения: сформировавшаяся стадия – 7 чел. – 14,6%».
  2. «Опираясь на результаты, проведенные по методике САН у представителей сотрудников детского дома, высокий уровень показывает «настроение». Это выражается в их активном участии в творческой жизни учреждения, включенностью в проводимых мероприятиях и инициативностью в профессиональных делах. Наименее благоприятным у сотрудников детского дома является активность, которая выражается в физиологическом дискомфорте. Они отмечают свое плохое самочувствие после рабочего дня, чувствуют себя слабыми, обессиленными, напряженными, усталыми и изнуренными, быстрое утомляются».
  3. Корреляционный анализ свидетельствует о том, что существуют достоверные прямые и обратные взаимосвязи между эмоциональным выгоранием и профессиональным стрессом, а также обратная взаимосвязь между эмоциональным стрессом и стрессоустойчивостью.

Список литературы

  1. Кора Н.А. Влияние профессионального стресса на психическое здоровье сотрудников полиции [Текст] / Н.А. Кора // Вестник АмГУ. – 2017. – 76. – С. 100-108.
  2. Мошкова И.Н., Малов С.Л. Психология производственного обучения [Текст] / И.Н. Мошкова, С.Л. Малов. – М.: Высшая школа, 1990. – С. 165-166.

Поделиться

126

Смолькина А. В. Стресс и эмоциональное выгорание сотрудников учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Актуальные исследования. 2025. №4 (239). Ч.II.С. 81-83. URL: https://apni.ru/article/11236-stress-i-emocionalnoe-vygoranie-sotrudnikov-uchrezhdeniya-dlya-detej-sirot-i-detej-ostavshihsya-bez-popecheniya-roditelej

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#8 (243)

Прием материалов

22 февраля - 28 февраля

осталось 7 дней

Размещение PDF-версии журнала

5 марта

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

19 марта