Главная
АИ #4 (239)
Статьи журнала АИ #4 (239)
К проблеме международно-правового механизма дипломатического посредничества при ...

К проблеме международно-правового механизма дипломатического посредничества при осуществлении государством права на безопасность при использовании атомной энергии

Рубрика

Юриспруденция

Ключевые слова

дипломатическое посредничество
международное право
безопасность атомной энергии
конфликты интересов
Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ)

Аннотация статьи

В статье указываются основные механизмы, а также требования к определению допустимых пределов дипломатического посредничества. Раскрывается значительная роль Международного энергетического агентства по атомной энергии в осуществлении посредничества.

Текст статьи

Настоящая статья посвящена главе 2 магистерской диссертации на тему «Конвенционный режим дипломатического посредничества при осуществлении государством права на безопасность при использовании атомной энергии» которая предусматривает сочетание международного права, дипломатических отношений и вопросов безопасности в контексте атомной энергетики.

Производится анализ существующих международных правовых норм и механизмов, регулирующих использование атомной энергии, а также значение дипломатического посредничества как инструмента обеспечения безопасности государств. Особое внимание уделяется проблемам, возникающим в результате возможных конфликтов интересов между государствами, использующими атомную энергию, и теми, кто стремится защитить свои национальные интересы и безопасность путем использования дипломатического посредничества.

В рамках главы исследуются основные аспекты и подходы к дипломатическому посредничеству, включая роль международных организаций, таких как Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ), в установлении норм и стандартов.

Таким образом, в главе 2 поднимаются ключевые проблемы и вызовы, стоящие перед международным сообществом в контексте безопасности использования атомной энергии, предлагаются пути их решения и определяется роль дипломатического посредничества в этом процессе.

Кроме того, представленная статья раскрывает основные важнейшие аспекты пределов дипломатического посредничества в интересах государства, осуществляющего безопасность при использовании атомной энергии включая в себя:

  1. Требования к посреднику, осуществляющего дипломатическое посредничество, а также непосредственно вопросы его компетентности;
  2. Дипломатическое посредничество является одним из мирных способов решения международного спора;
  3. Основные подходы к установлению пределов дипломатического посредничества;
  4. Роль МАГАТЭ в дипломатическом посредничестве;
  5. Ограничения и пределы международно-правового дипломатического посредничества в области безопасности при использовании атомной энергии;
  6. Необходимость внесения изменений в правовые акты для расширения полномочий при дипломатическом посредничестве.

Вопросы безопасного использования атомной энергии, в связи с их исключительной важностью для выживания человечества и всемирной экологической системы, регламентируются не только внутренним правом каждого государства, но также и международным правом.

Ряд международно-правовых актов, включающих в себя Конвенцию о ядерной безопасности, Конвенцию о помощи в случаях ядерной аварии или радиационной аварийной ситуации устанавливают международно-правовой режим безопасности атомной энергетики.

Учитывая критическое значение безопасности атомной энергетики, такая безопасность должна быть соблюдена даже в том случае, если государства, являющиеся участниками соответствующих международно-правовых отношений, не имеют друг с другом каких-либо дипломатических контактов либо не могут эффективно осуществлять сотрудничество. В таких случаях одной из форм обеспечения вышеуказанной безопасности является дипломатическое посредничество.

Следует отметить, что дипломатическое посредничество является одним из мирных способов решения международного спора [1]. Как справедливо отмечает В. С. Быстрикова, посредничество подразумевает привлечение третьей стороны, не являющейся прямым участником конфликта. В отличие от переговорного процесса, посредничество характеризуется определённой структурой. Посредником может выступать государственный деятель, эксперт в международных отношениях или другие лица, пользующиеся доверием обеих сторон международного спора. Основной задачей посредника является содействие в поиске оптимальных решений, удовлетворяющих обе конфликтующие стороны [2].

Таким образом, посредничество представляет собой более формальный процесс разрешения международного спора, по сравнению с переговорами, однако менее формальный по сравнению с примирением, где примиритель занимает более активную роль.

Рассматривая проблемы определения пределов дипломатического посредничества в интересах государства, осуществляющего безопасность при использовании атомной энергии, необходимо определить, какие требования выдвигаются к посреднику при осуществлении им своей деятельностью.

image.png

Рис.

Ключевым требованием к посреднику является его нейтральность. Посредник не должен оказывать никаких преференций ни одной из сторон, в отношении которых он осуществляет посредничество. Добросовестное посредничество представляет собой равное и справедливое отношение к обоим субъектам международного спора.

Компетентность посредника и доверие сторон к нему. Посредник должен обладать специальной компетенцией, позволяющей ему эффективно разрешать спор. В данном случае необходимо констатировать, что наиболее эффективным посредником в разрешении международных споров, связанных с безопасностью при использовании ядерной энергии, может считаться Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ), выполняющее контрольную функцию в отношении ядерных объектов. При этом рекомендации МАГАТЭ в отношении безопасности атомной энергии практически полностью имплементированы в национальное законодательство государств [3].

Также важнейшим требованием к посреднику является отсутствие собственного интереса в разрешении спора. Вместе с тем, учитывая глобальность вопросов безопасности при использовании атомной энергии, необходимо отметить, что практически каждый посредник будет иметь собственную заинтересованность в разрешении спора. Таким образом, посредник становится перед сложным выбором относительно приоритета интересов. Будучи формально незаинтересованным лицом, посредник должен стремиться к достижению соглашения, которое будет отвечать интересам обеих сторон международного спора. В то же время посредник заинтересован в заключении такого соглашения, которое бы соответствовала наиболее высоким стандартам обеспечения ядерной безопасности.

Несмотря на то, что, вполне очевидно, именно Международное агентство по атомной энергии имеет наибольший потенциал для того, чтобы быть эффективным посредником в вопросах безопасности при использовании атомной энергии, практически во всех кризисах современности, связанных с использованием ядерной энергии (ядерная программа Ирана, кризис на Запорожской атомной электростанции), МАГАТЭ не выступает формальным посредником.

Отсутствие посредничества МАГАТЭ в вышеуказанных ситуациях, несмотря на широкое привлечение МАГАТЭ к фактическому урегулированию вышеуказанных кризисов, связано с двумя причинами.

Во-первых, необходимо отметить, что Устав МАГАТЭ (п. п. 1 п. а ст. 3 Устава), устанавливает право агентства служить «посредником с целью обеспечения тому или иному члену Агентства оказания услуг или снабжения его материалами, оборудованием или техническими средствами другим членом Агентства» [4]. Таким образом, МАГАТЭ имеет лишь ограниченный мандат относительно осуществления посредничества, лимитированный вопросами посредничества в оказании технической поддержки. При этом МАГАТЭ является международной организацией и, равно как и любой вторичный субъект международного права, ограничен в своей деятельности своими уставными функциями.

Во-вторых, на МАГАТЭ (как, например, в случае с иранской ядерной программой) возложены контрольные функции, при осуществлении которых МАГАТЭ готовит специальные доклады для Совета Безопасности ООН. В данном контексте очевидно, что совмещение в рамках одной организации функций посредника и контролера противоречит самой сути посредничества, что ограничивает участие МАГАТЭ в международно-правовом посредничестве. Вместе с тем иные международные организации не имеют достаточного авторитета среди сторон и (или) профессиональной компетенции для осуществления посредничества. В связи с вышеизложенным, в большинстве случаев осуществляется посредничество ad hoc со стороны нейтральных государств, которые в своих действиях опираются также на техническую помощь со стороны МАГАТЭ.

Таким образом, проблема установления пределов дипломатического посредничества заключается в необходимости разработки гибких и многосторонних подходов, учитывающих как национальные, так и международные интересы в области безопасности. Это требует совершенствования правовых и дипломатических механизмов, направленных на предотвращение ядерных угроз при соблюдении права государств на мирное использование атомной энергии. При этом, учитывая глобальность вопросов ядерной безопасности, практически невозможно требовать от посредника отсутствия собственных интересов в разрешении спора. Достаточным требованием в данном контексте будет лишь добросовестность посредника, заинтересованного в безопасном использовании атомной энергетики.

Разрешение данного вопроса представляется возможным путем внесения изменений в Устав МАГАТЭ с целью определения более активной роли данной организации в сфере международного посредничества в интересах государства, осуществляющего безопасность при использовании атомной энергии.

Изменения в Устав МАГАТЭ могут сосредоточиться на расширении его функций и полномочий в области международного посредничества. Традиционно МАГАТЭ выступает в качестве регулятора, контролирующего использование ядерной энергии для избежания её применения в военных целях. Однако в условиях глобальной нестабильности и роста ядерных программ важно адаптировать механизм его работы для более активной поддержки государств в области безопасности.

Во-первых, актуализация Устава МАГАТЭ может включать установление четких процедур для медиации в спорах, связанных с использованием атомной энергии. В большинстве случаев конфликты возникают не из-за отсутствия норм и правил, а из-за недостатка доверия между странами. МАГАТЭ, обладая достаточным уровнем экспертизы и нейтралитета, может послужить площадкой для разрешения таких споров, предлагая конфиденциальные консультации и разработку взаимовыгодных соглашений.

Во-вторых, изменения в Устав могут предусматривать активное участие МАГАТЭ в разработке совместных стандартов и практик, которые подчеркнут необходимость меры предосторожности в использовании атомной энергии. Совместные инициативы по безопасности могут стать основой для взаимодействия между государствами, снижающего риск возникновения конфликтов. Устанавливая универсальные требования к ядерным программам, МАГАТЭ станет не просто регулятором, а инициатором диалога, приводящего к консенсусу.

Третьим важным направлением изменений может стать создание механизмов для мониторинга и анализа global security implications, связанных с ядерной безопасностью. Включение анализа политических и экономических факторов, влияющих на ядерные программы, поможет обосновать позицию государств в глобальном контексте. Это повысит прозрачность ядерных инициатив и даст странам возможность понять, как их действия воспринимаются на международной арене, что, в свою очередь, уменьшит напряженность.

Помимо этого, необходимо усилить гуманитарные аспекты работы МАГАТЭ. Внесение в Устав гуманитарных обязательств, направленных на обеспечение безопасности и защиты людей от возможных последствий использования атомной энергии, может служить важным шагом в укреплении доверия. Например, агентство может развивать международные программы по подготовке к чрезвычайным ситуациям, связанным с ядерными инцидентами, а также проводить информационные кампании, способствующие повышению осведомленности об атомной безопасности среди общественности.

Важным аспектом активизации роли МАГАТЭ является также расширение сотрудничества с другими международными организациями, работающими в сферах безопасности и разоружения. Установление партнерств с Организацией Объединенных Наций, Всемирной организацией здравоохранения и другими учреждениями будет способствовать выработке согласованных стратегий и уменьшению дублирования усилий. Это взаимодействие позволит интегрировать атомную безопасность в более широкий контекст международной политики, приняв во внимание все аспекты, которые могут угрожать миру и стабильности.

Таким образом, изменения в Устав МАГАТЭ с целью определения более активной роли данной организации в сфере международного посредничества могут значительно улучшить ситуацию с безопасностью в контексте использования атомной энергии. Сосредоточив внимание на медиации, разработке совместных стандартов, гуманитарных обязательствах и сотрудничестве с другими международными игроками, МАГАТЭ сможет преодолеть существующие проблемы дипломатического посредничества, поддерживая свои государства и способствуя улучшению атмосферы доверия в глобальном сообществе. Такие изменения не только укрепят позиции МАГАТЭ как ключевого игрока в области ядерной безопасности, но и станут вкладом в построение безопасного и мирного будущего, свободного от ядерных угроз.

Соответственно, именно расширение мандата международных организаций на осуществление посредничества позволит более эффективно урегулировать рассматриваемые в рамках данного исследования вопросы.

Список литературы

  1. Ильинская О.И. Проблема запрещения агрессивных войн в истории международного права // Актуальные проблемы российского права. 2024. № 8 (165). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-zaprescheniya-agressivnyh-voyn-v-istorii-mezhdunarodnogo-prava (дата обращения: 07.10.2024).
  2. Быстрикова В.С., Демидова Т.К. Мирные средства разрешения международных споров // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2023. № 1-1 (76). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mirnye-sredstva-razresheniya-mezhdunarodnyh-sporov (дата обращения: 07.10.2024).
  3. Корниенко В.Т., Макеева О.А., Брагина Е.А. Преобразование ядерного права Российской Федерации в самостоятельную публичную комплексную отрасль права как способ укрепления глобальной ядерной безопасности в мире // Глобальная ядерная безопасность. 2024. № 2 (51). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/preobrazovanie-yadernogo-prava-rossiyskoy-federatsii-v-samostoyatelnuyu-publichnuyu-kompleksnuyu-otrasl-prava-kak-sposob (дата обращения: 07.10.2024).
  4. Устав МАГАТЭ от 23 октября 1956 г. [Электронный ресурс] режим доступа: https://www.iaea.org/sites/default/files/statute_rus.pdf.

Поделиться

136

Радостева Д. Д. К проблеме международно-правового механизма дипломатического посредничества при осуществлении государством права на безопасность при использовании атомной энергии // Актуальные исследования. 2025. №4 (239). Ч.I.С. 85-89. URL: https://apni.ru/article/11237-k-probleme-mezhdunarodno-pravovogo-mehanizma-diplomaticheskogo-posrednichestva-pri-osushestvlenii-gosudarstvom-prava-na-bezopasnost-pri-ispolzovanii-atomnoj-energii

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#8 (243)

Прием материалов

22 февраля - 28 февраля

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

5 марта

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

19 марта