В ходе научно-технического прогресса традиционные признаки, присущие услугам физической культуры и спорта, такие как нематериальность, неосязаемость, неразделимость производства и потребления, личное взаимодействие поставщиков услуг и их потребителей, подвергаются значительной трансформации [1].
Преобразования в сфере спорта, вносимые научно-техническим прогрессом, представляется целесообразным рассматривать в двух основных аспектах: во-первых, изменения соотношения между нематериальными и материальными элементами, происходят в различных видах услуг неодинаково; во-вторых, изменения видовой структуры и комплексности спортивных услуг (таблица 1).
Рост доли материальных элементов вследствие научно-технического прогресса происходит в соответствии с общемировыми тенденциями модернизации инфраструктуры спорта. Так, если раньше многие стадионы, в том числе футбольные, строились открытыми, что создавало зависимость, как спортсменов, так и зрителей от сезонных погодных условий, то современные спортивные сооружения располагают крытыми спортивными аренами, имеющими полное инженерное обеспечение, согласованное с архитектурным решением. Крытые арены – это не только комфорт для зрителей и спортсменов, но и защита поля, которое во многих случаях – либо синтетическое, либо натуральное травяное покрытие (с подогревом и без него), что в российских природно-климатических условиях позволяет проводить спортивно-зрелищные мероприятия независимо от времени года [4, 5].
Таблица 1
Влияние научно-технического прогресса на формирование спортивной сферы
Услуги по эксплуатации спортивных сооружений |
Услуги по организации и поддержке спортивных мероприятий |
1. использование современных технологий для ледовых арен, бассейнов, покрытий спортивных площадок, стадионов, покрытий над спортивной ареной, информационных терминалов; 2. применение подъемников, лифтов, эскалаторов для транспортировки спортсменов, зрителей, оборудования; 3. применение энерго-, тепло-, светосберегающих технологий, материалов 4. использование специального оборудования для спортсменов и зрителей с ограниченными физическими возможностями; 5. утилизация отходов; 6. обеспечение безопасности спортсменов и зрителей; 7. внедрение информационных технологий в процесс управления; 8. использование современной медико-биологической службы; 9. внедрение научно-методических программ обучения и тренировки в отдельных видах спорта; 10. создание и пропаганда брендов спортивных объектов, мероприятий |
1. услуги маркетинга и рекламы по организации спортивных мероприятий и информационному обеспечению спортивных услуг; 2. применение современных технологий изготовления и продажи билетов; 3. использование интернет-порталов для рекламы и бронирования билетов; 4. проведение мер просветительного и превентивного характера для профилактики и предотвращения асоциального поведения при проведении спортивно-зрелищных мероприятий; 5. услуги по продаже спортивного инвентаря, оборудования, одежды, обуви, сувенирных изделий, атрибутики через интернет |
Современные информационные технологии также способствуют росту доли материальных элементов в спортивных услугах. Применение информационных технологий получило широкое распространение в процессах обслуживания спортивных сооружений и объектов, проведении спортивно-зрелищных мероприятий, в управлении спортивными комплексами и т.д.
Современные спортивные объекты имеют широкоформатные экраны, отражающие все происходящее на арене, позволяющие повторить крупным планом наиболее острые моменты, показать счет соревнования и др.
Посредством современных информационных технологий преобразованы трудоемкие процессы изготовления, продажи и проверки входных билетов на спортивно-зрелищные мероприятия. Билеты можно купить в кассах, где проданное место изымается из общей базы данных в компьютере, что исключает ошибки и производится их печать на бланках с высокой степенью защиты. Кроме того, возможна покупка билетов (бронирование) иногородними и иностранными зрителями на интернет-порталах, а также получение дополнительной информации об услугах. Особый аспект применения информационных технологий – автоматизированный входной контроль билетов через турникеты, что сокращает время на пропуск зрительских потоков.
Информационные технологии внесли значительный прогресс в решение проблемы безопасности зрителей и спортсменов при проведении спортивно-зрелищных мероприятий за счет использования электронных систем контроля и управления доступом, видеонаблюдения, оповещения и управления эвакуацией.
Доля материальных элементов возрастает в технологической реализации многих видов спорта за счет применения современного оборудования (бобслейные и горнолыжные трассы, трамплины, подъемники, тренажеры, совмещенные с медицинскими приборами, например, тонометрами и т.п.), инвентаря, методических приемов обучения и тренинга и др.
Развитие инфраструктуры позволяет увеличивать перечень видов спорта, которыми занимаются россияне (например, керлинг, сквош и др.), преодолевать сезонность тренировок, предоставлять услуги, как спортсменам-профессионалам, так и любителям массовых видов спорта [6, 7].
Спортивные услуги, согласно статистической классификации, принятой государствами-членами ЕЭС и Российской Федерацией, по виду деятельности подразделяются на:
- услуги по эксплуатации спортивных сооружений;
- прочие спортивные услуги, в том числе:
а) услуги по поддержке спортивных мероприятий;
б) услуги по организации спортивных мероприятий;
в) прочие услуги, относящиеся к спортивным мероприятиям, не включенным в другие группировки.
В реальности внутригрупповая структура как услуг по эксплуатации спортивных сооружений, так и по организации спортивных, спортивно-зрелищных мероприятий непрерывно изменяется и усложняется.
Аналогичные тенденции свойственны услугам применительно к конкретным видам спорта [8].
Привлечение значительных объемов финансовых и иных ресурсов позволило сохранить положительную динамику показателей обеспеченности населения спортивными сооружениями, в том числе спортивными залами, плавательными бассейнами, плоскостными спортивными объектами (табл. 2).
Таблица 2
Обеспеченность населения Российской Федерации спортивными сооружениями
Цели, задачи и показатели |
Ед. изм. |
Отчетный период |
Плановый период | |||||
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
2016 |
2020 | ||
Количество спортивных сооружений на 100 тыс. населения |
Кол-во на 100 тыс. населения |
158,9 |
163,5 |
167,0 |
167,5 |
170,5 |
174,1 |
184,6 |
Обеспеченность населения спортивными сооружениями: спортивные залы |
% |
53,8 |
55,3 |
56,9 |
58,6 |
60,3 |
62,0 |
6,5 |
Обеспеченность населения спортивными: плавательные бассейны |
% |
6,6 |
7,1 |
7,4 |
7,7 |
8,0 |
8,5 |
10,0 |
Обеспеченность населения спортивными сооружениями: плоскостные спортивные сооружения |
% |
23,4 |
24,0 |
24,6 |
25,2 |
26,0 |
27,0 |
30,0 |
В 2019 г. в Российской Федерации действовало 248 тыс. спортивных сооружений. Количество спортивных залов увеличилось на 17,5 тыс. (на 32%) в сравнении с 2010 г., плавательных бассейнов – на 1702 (на 41%), плоскостных спортивных сооружений, площадок и полей – на 32,8 тыс. (на 34%). При этом количество стадионов с трибунами на 1500 мест и более сократилось на 202 (на 11 %).
Однако, большинство граждан не имеет возможности систематически заниматься физкультурой и спортом. Так, в настоящее время 85% граждан, в том числе 65% детей, подростков и молодежи, не занимаются систематически физкультурой и спортом.
Решение проблемы доступности требует значительного улучшения инфраструктурного обеспечения сферы спорта, в том числе осуществление типизации спортивных объектов и сооружений для уточнения Всероссийского реестра объектов спорта, совершенствование системы оценки эффективности их использования.
Спортивные объекты – это современные сложные инженерно-технические сооружения, имеющие пространственно-территориальные границы, характеризуемые сочетанием различных признаков функционального назначения (рис.).
Рис. Признаки классификации спортивных объектов
В основу ведения Всероссийского реестра объектов спорта заложены три основные критерии:
1) функциональная принадлежность (определяется в соответствии со специализацией в официально признанными видами спорта);
2) назначение для проведения соревнований различного уровня по соответствию регламенту и требованиям Всероссийских и международных спортивных федераций (в том числе:
- категория «А» - соревнования, проводимые по правилам международных спортивных федераций;
- категория «В» - соревнования, проводимые в соответствии с правилами Всероссийских спортивных федераций;
- категория «С» - физкультурно-спортивные мероприятия, тренировочные оздоровительные занятия);
3) комплексность объекта как возможность проведения соревнований и занятий различными видами спорта.
На крупных спортивных объектах, где достигается эффект от масштаба, сложно сочетать доступность услуг массового спорта, поскольку они экономически ориентированы на проведение масштабных спортивных мероприятий.
Так, в соответствии с Методикой распределения субсидий бюджетам субъектов РФ на софинансирование объектов капитального строительства государственной собственности (либо муниципальной собственности) утверждена стоимость строительства 1 кв.м спортивного объекта (для использования в расчетах) для:
- плоскостных сооружений – 5,83 тыс.руб.,
- спортивных залов – 21,71 тыс.руб.,
- бассейнов – 46,13 тыс.руб.
Значительные затраты на строительство и эксплуатацию требуют возмещения посредством расширения сектора платных услуг [3].
Работа по стандартизации в отечественной сфере спорта отличается фрагментарностью и касается лишь части проблем по нормативно-техническому обеспечению массового спорта и спорта высших достижений.
Меры, намеченные Концепцией стандартизации в сфере спорта, сосредоточены, в основном, на разработке норм и требований безопасности к спортивным сооружениям, спортивному оборудованию, инвентарю, продукции спортивного назначения, физкультурным и спортивным услугам.
Современные спортивные объекты базируются на сложных технологических процессах и требуют соответствующего оснащения (ледовые арены, в том числе для фигурного катания, шорт-трека, конькобежного спорта, керлинга, многофункциональные плавательные бассейны, тренажерные залы, стадионы для биатлона, бобслея, фристайла, трамплины, сноуборд-парки и т.д.). Высокие технологии дорогостоящие, их затратность становится препятствием для расширения доступности спортивных услуг. Одно из направлений решения этой проблемы – создание специализированных лизинговых компаний, обслуживающих сферу спорта.
Формирование сети спортивных объектов и сооружений должно базироваться на принципах специализации, типизации и рационального размещения, как например, это осуществляется в розничной торговой сети.
Рациональное размещение сервисных объектов должно учитывать высокую эффективность капитальных вложений, обеспечивать комфортность потребителям по признакам близости размещения к месту жительства, работы, учебы, транспортной доступности, свободы потребительского выбора по комплексности, качеству, стоимости спортивных услуг, а также вписываться в градостроительную инфраструктуру. По аналогии с розничной торговой сетью целесообразно использовать принципы равномерного и ступенчатого размещения объектов спортивного назначения. Равномерность предполагает территориальное размещение спортивных залов, площадок, бассейнов и др. по всей территории с учетом плотности населения и максимальным охватом населенных пунктов. Смысл равномерности размещения заключается в создании доступности услуг для массового потребителя с учетом спортивных традиций и предпочтений местного характера.
Ступенчатость размещения должна быть ориентирована на создание комплексности обслуживания, достигаемой путем сочетания спортивных объектов и сооружений различной сложности, технологичности, создающей условия не только для регулярных занятий оздоровительного и любительского характера, но и для проведения спортивных соревнований, мероприятий, олимпиад, спортивно-зрелищных шоу, праздников и т.п. [10].
Развитие спорта в России в основном координируется посредством реализации и разработки федеральных, ведомственных и региональных целевых программ. Реализуемая в настоящее время федеральная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации» в той или иной степени связана с 15 федеральными и ведомственными целевыми программами, отражающими задачи создания спортивной инфраструктуры, развития молодежного, детского спорта, спорта для людей с ограниченными физическими способностями и т.д. Однако единой согласованной системы показателей, отражающих вклад этих программ в развитие физкультуры и спорта пока нет [2].
Существующий подход к анализу экономической эффективности вложений в программы развития физкультуры и спорта ограничен стоимостным сопоставлением затрат и экономических результатов, а также динамикой некоторых отраслевых показателей. Действующий подход к оценке эффективности реализации Федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации» осуществляется по двум группам показателей, включающих: во-первых, медицинские, характеризующие влияние занятий физкультурой и спортом демографические индикаторы рождаемости, смертности, заболеваемости, продолжительности жизни, инвалидности, изменение числа курильщиков, алкоголиков и наркоманов; во-вторых социально-экономические, в том числе количество пропущенных по болезни рабочих дней, прирост производительности труда, расходы на физкультуру и спорт в процентах от ВВП, расходы на физкультуру и спорт на душу населения.
Поскольку информационное обеспечение расчетов таких показателей затруднено действующей системой статистической отчетности и отсутствием надежных методических приемов сопоставимости региональных данных, то действует подход оценки «степени выполнения плановых количественных показателей». Социальная эффективность, как декларируется, будет определяться вкладом деятельности Минспорттуризма РФ в реализацию национальных целей, сформулированных Правительством РФ. Общественный эффект оценивается ростом числа объектов спортивного назначения, снижения уровня безработицы, повышения уровня доходов и качества жизни, укрепления международного имиджа России [9].
Необходимость использования системы показателей, раскрывающих эффективность функционирования массового спорта, доступность его услуг широким слоям населения, результативность реализации функций спорта, как социального института, требует разработки соответствующих методических подходов, приемов маркетингового исследования.
Таким образом, становление массового спорта, как социального института, доступного широким слоям российского населения, сопряжено с решением комплекса организационно-экономических, финансовых, маркетинговых задач.