Главная
Конференции
Роль научного знания в развитии общества: перспективы в эпоху цифровых технологий
Использование цифровых образовательных ресурсов с визуальной информацией на урок...

Использование цифровых образовательных ресурсов с визуальной информацией на уроках литературы

Секция

Педагогика и психология

Ключевые слова

цифровые образовательные ресурсы
визуальная информация
урок русской литературы
эффективность
интернет

Аннотация статьи

Статья посвящена проблеме использования цифровых образовательных ресурсов с визуальной информацией на уроках русской литературы. Цифровые образовательные ресурсы играют все более важную роль в современном образовательном процессе. Они позволяют сделать обучение более интересным, наглядным и эффективным, повышая мотивацию и вовлеченность учащихся. Использование цифровых образовательных ресурсов помогает учащимся самостоятельно подготовиться к урокам литературы, выполнять домашнее задание, подготовить презентации, выполнить проекты по русской литературе, читать и слушать произведения писателей и поэтов, видеоуроки и т. п.

Текст статьи

На современном этапе развития науки и техники существует множество цифровых образовательных ресурсов, которые помогают учителям и учащимся изучать программные материалы по русскому языку и литературе. ЦОР по русской литературе предлагают интерактивные уроки, аудио- и видеоматериалы, интерактивные картины, адаптированные тексты с аудиоподдержкой, которые позволяют, учащимся визуализировать и лучше понять литературные произведения, жизнь и творчество поэтов, писателей. На ЦОР также могут быть представлены анимации, игры и т. д.

ЦОР по русской литературе могут содержать тесты, викторины, игровые задания, которые помогают учащимся закреплять пройденный материал. Использование цифровых образовательных ресурсов формируют и развивают аналитические и критические мыслительные навыки учащихся, способствуют улучшению их читательской грамотности, повышает эффективность уроков и многое другое.

Все цифровые образовательные ресурсы по степени сложности технологического процесса их разработки и необходимых ресурсов можно разделить на две категории: ЦОР, создание которых требует профессионального владения техническими и программными инструментами и проводится, как правило, коллективом разработчиков, включая создателей педагогического и технологического сценариев, дизайнеров, программистов и т. д., и ЦОР, разработку которых учитель может осуществить собственными силами с помощью персонального компьютера (и даже смартфона), используя относительно несложные и бесплатные программные средства [1, с. 29].

К 1 категории ЦОР относятся уроки российской электронной школы https://resh.edu.ru/. Уроки РЭШ построены на интерактивных заданиях, играх, которые вовлекают учащихся в активный процесс обучения. Платформа РЭШ подстраивается под индивидуальный темп и стиль обучения каждого ученика, предлагая персонализированные задания и рекомендации. Уроки РЭШ содержат разнообразные мультимедийные материалы, такие как видеолекции, анимации, инфографика, что способствует лучшему усвоению материала учащимися. Уроки РЭШ разработаны в соответствии с государственными образовательными стандартами РФ и охватывают все темы школьной программы.

Использование системы порталов позволяет более эффективно организовать работу педагогов, поскольку на порталах собраны и систематизированы наиболее востребованные ресурсы. Используя их, учителя, ученики и родители смогут получить доступ к качественным учебным и методическим материалам, сократить время на поиск требуемой информации, изучить особенности классификации информационных ресурсов сети Интернет [2, с. 87].

Использование цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) с визуальной информацией на уроках русской литературы предоставляет педагогам широкий спектр возможностей для повышения эффективности и привлекательности учебного процесса. Визуальная информация может быть представлена в различных форматах: изображения (фотографии, рисунки, схемы) – помогают наглядно проиллюстрировать литературные произведения, познакомить учащихся с портретами писателей и поэтов, показать места, связанные с их творчеством; видеоролики (художественные фильмы, документальные фильмы, видеоинтервью) – позволяют учащимся увидеть экранизации произведений, познакомиться с творческой биографией писателей, посетить виртуальные музеи и выставки; презентации – используются для наглядного представления учебного материала, могут включать текст, изображения, видео и интерактивные элементы; инфографика – наглядно представляет сложные литературные понятия и концепции, помогает учащимся лучше понять и запомнить материал; виртуальные экскурсии – позволяют учащимся посетить музеи, исторические места и другие объекты, связанные с русской литературой, не выходя из класса.

ЦОРы по русской литературе позволяют учащимся более эффективно изучать произведения и развивать навыки анализа и понимания текстов, а также привносят элементы интерактивности и визуализации, что делает учебный процесс более интересным и доступным.

В зависимости от тем, потребностей и целей обучения можно выбрать подходящие ресурсы для работы в классе, самостоятельного изучения или подготовки к другим видам занятий, экзаменам и др.

Эффективное использование ЦОР с визуальной информацией на уроках русской литературы предполагает соблюдение следующих рекомендаций:

  • подбирать ЦОР, соответствующие целям и задачам урока, уровню подготовки учащихся и их возрастным особенностям;
  • использовать ЦОР целенаправленно, встраивая их в структуру урока и организуя работу учащихся с ними;
  • активизировать учащихся в работе с визуальной информацией, задавая вопросы, организуя обсуждения и творческие задания;
  • обеспечивать техническую поддержку и обучение учащихся использованию ЦОР;
  • оценивать эффективность использования ЦОР с визуальной информацией и вносить необходимые коррективы в процесс их применения.

Использование ЦОР с визуальной информацией на уроках русской литературы способствует повышению мотивации учащихся, развитию их наглядно-образного мышления, формированию целостного представления о литературных произведениях и эпохах.

При выборе цифровых ресурсов для использования на уроках русской литературы следует учитывать следующие критерии: соответствие целям и задачам урока: ресурс должен соответствовать образовательным целям и задачам конкретного урока и способствовать достижению планируемых результатов обучения; соответствие уровню подготовки учащихся: ресурс должен быть адаптирован к уровню подготовки учащихся и соответствовать их возрастным особенностям; качество контента: ресурс должен содержать достоверную, актуальную и изложенную в доступной форме информацию; разнообразие форматов: следует использовать ресурсы различных форматов (текстовые, аудиовизуальные, интерактивные), чтобы удовлетворить различные стили обучения учащихся; техническая совместимость: ресурс должен быть совместим с техническим оборудованием, используемым в образовательном процессе.

Цифровые образовательные ресурсы можно использовать на разных этапах урока в соответствии с дидактическими целями: при объяснении нового материала, при закреплении и самостоятельной работе, при итоговом повторении и т. п. Эффективный выбор цифровых ресурсов для уроков русской литературы позволит педагогам разнообразить учебный процесс, повысить мотивацию учащихся и улучшить результаты обучения.

Список литературы

  1. Ознобихина М.С., Хеннер Е.К. Информационные технологии в образовании. Практикум. Пермь, 1922. С. 29.
  2. Григорьев С.Г., Гриншкун В.В. Информатизация образования. Фундаментальные основы и практические приложения: Учебник для студентов педагогических вузов и слушателей системы повышения квалификации педагогов. – Воронеж: Издательство «Научная книга», 2014. С. 87.

Поделиться

158

Матвеева Д. А. Использование цифровых образовательных ресурсов с визуальной информацией на уроках литературы // Роль научного знания в развитии общества: перспективы в эпоху цифровых технологий : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 11 февраля 2025г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2025. URL: https://apni.ru/article/11247-ispolzovanie-cifrovyh-obrazovatelnyh-resursov-s-vizualnoj-informaciej-na-urokah-literatury

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика и психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#8 (243)

Прием материалов

22 февраля - 28 февраля

осталось 7 дней

Размещение PDF-версии журнала

5 марта

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

19 марта