Главная
Конференции
Роль научного знания в развитии общества: перспективы в эпоху цифровых технологий
Особенности организации уроков русского языка в школе с применением интерактивны...

Особенности организации уроков русского языка в школе с применением интерактивных методов обучения

Секция

Педагогика и психология

Ключевые слова

школьники
организация
интерактивные методы
технологии

Аннотация статьи

В процессе применения интерактивных методов работы на уроках русского языка школьники становятся активными участниками образовательного процесса, учатся пользоваться разнообразными источниками информации, применять её на практике.

Текст статьи

Русскому языку как учебному предмету в школьном образовании отведено важнейшее место. Исходя из метапредметных образовательных функций родного языка, определяется универсальный, обобщающий характер воздействия этого предмета на формирование личности ребенка в процессе обучения. В связи с этим в настоящее время так актуальна тема преподавания русского языка согласно требованиям ФГОС нового поколения: необходимы качественные изменения в области преподавания русского языка, новые подходы к организации школьного учебного процесса. «Главная цель уроков русского языка заключается сегодня в создании условий, формирующих ученика как субъекта учебной деятельности, заинтересованного в самоизменении и способного к нему. Роль учителя-словесника становится более сложной, требующей не только знания русского языка, но и умения использовать разнообразные педагогические технологии и средства обучения для организации самостоятельной деятельности школьников с учетом их индивидуальности».

Также происходит изменение технологий преподавания русского языка, благодаря внедрению интерактивных технологий, открывается ряд значительных возможностей расширения образовательных рамок для каждого предмета в ОУ.

Рассмотрим наиболее распространенный интерактивный метод, применяемый учителями на уроках русского языка в школе.

Широкое применение в учебном процессе получила интерактивная доска, которая позволяет учитывать при обучении возрастные и психологические особенности учащихся, создавать благоприятный психологический климат на уроке, сохранять интерес детей к предмету, поддерживать условия для самовыражения учащихся, реализовать как совершенно новые, так и уже годами отработанные педагогические приемы.

Задачи, стоящие перед учителем-словесником при применении ИКТ во многом будут отличаться от целей и задач других учителей-предметников, так как на уроке происходит работа с текстом, с художественным словом. Учителю русского языка необходимо сформировать прочные орфографические и пунктуационные умения и навыки, обогатить словарный запас учащихся, научить их владеть нормами литературного языка, дать детям знание лингвистических и литературоведческих терминов.

Формы работы с интерактивной доской на уроках русского языка могут быть разнообразными: заполнение таблиц, разгадывание и составление кроссвордов, выявление соответствий, проведение тестовых работ, проведение различных игр, викторин, конкурсов, уроков-конференций.

Всю информацию для урока можно разместить на специально разработанных слайдах.

Использование слайдов, например, по морфологии поможет учителю решить некоторые проблемные ситуации в организации учебной деятельности школьников, так как особенности подачи материала (часть его скрыта) предоставляют учащимся возможность решать грамматические задачи, а не повторять готовые определения. Так же, на слайдах могут быть представлены предложения, которые содержат слова, относящиеся к изучаемому лексико-грамматическому разряду. С этими примерами можно организовывать на уроке различные виды работы: «ученик, вызванный к доске, может подписать часть речи, подчеркнуть члены предложения, разобрать слова по составу с целью осознания особенностей словообразования и изменения части речи, а остальные ученики в это время могут выписывать определенные слова, либо списывать предложения, а потом выполнять указания учителя».

Слайды по грамматическим темам могут содержать специальный дидактический материал: афоризмы, пословицы, поговорки, который позволяет, с одной стороны, рассматривать языковое явление во фрагментах речи, относительно завершенных в плане представления и оценки жизненных явлений, с другой стороны – обогащать учащихся знанием философской, нравственно-эстетической мысли человечества. Меткие, лаконичные выражения с назидательным содержанием, с различной стилистической окраской могут послужить основой для обсуждения на уроке.

Большую часть теоретических сведений на слайдах для интерактивной доски можно изложить в виде схем и таблиц, которые помогут установить связь между отдельными структурными элементами изучаемого материала. Схемы и таблицы позволяют экономнее расходовать время при изучении тем, добиваться ясности и точности восприятия, содействуют созданию необходимых условий для соответствующих обобщений и применения изучаемой теории на практике.

Нет необходимости выводить на интерактивную доску обширный материал для закрепления полученных знаний. Интерактивная доска позволяет учителю «открыть» часть информации, а другую часть оставить скрытой, что очень удобно при дифференцированной работе с последующей проверкой.

Дидактический материал слайдов можно использовать не только при закреплении знаний, но и на этапе контроля. Для этого подходят упражнения, в которых «скрыты» определенные формы (формы именительного падежа множественного числа существительных, формы кратких прилагательных с беглым гласным и без него, формы сравнительной степени прилагательных и др.).

Четко сформулированная теория делает языковые законы понятными, что облегчает приобретение умений и навыков. В процессе работы с разнообразным языковым материалом, представленным на интерактивной доске, в сочетании с выполнением других электронных упражнений, заданий из действующих учебников постепенно происходит наработка навыка пользоваться правилом, не вспоминая об его отдельных составных частях.

На уроке интерактивная доска является композиционным центром, что создает предпосылки для организации коллективной деятельности, и в этом её преимущество перед учебной работой на персональном компьютере, которая строится обычно по индивидуальному принципу: каждый в одиночку просматривает материал и выполняет собственный вариант тестового или практического задания, контролирует правильность выполнения так же компьютерная программа.

Учитель, работая с интерактивной доской, может объяснить новую тему всему классу, организовать фронтальный опрос, может вызвать к доске одного-двух учеников, для того чтобы они показали знание теоретического материала, который целесообразно потом прокомментировать, а в случае неправильного ответа организовать дискуссию, после чего возможно продемонстрировать правильное решение грамматической или речевой задачи, открыв весть текст слайда. Благодаря интерактивной доске становится возможным объединить возможности компьютера с достоинствами традиционных средств обучения.

Итак, на уроках русского языка использование интерактивного метода оказывает эффективное влияние на усвоение материала. Стоит отметить, что данный метод соответствует требованиям ФГОС нового поколения и реализует системно-деятельностный подход в обучении русскому языку.

Список литературы

  1. Гилярова М.Г. Повышение мотивации обучения через использование интерактивных элементов электронно-образовательных ресурсов [Текст] / М.Г. Гилярова // Информатика и образование, 2015. – № 10. – С. 26-27.
  2. Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии [Текст] / В.В. Гузеев. – М.: Сентябрь, 112 с.
  3. Интерактивные технологии в образовательном процессе [Текст] / сост. Е.Б. Манузина, Е.Э. Норина, А.Ю. Арутюнян. – Бийск: АГАО им. В.М. Шукшина. – 2014. – 89 с.
  4. Кажигалиева Г.А. О принципах и методах технологии интерактивного обучения русскому языку в средней школе [Текст] / Г.А. Кажигалиева, М.В. Васенкова // Педагогика, 2015. – № 6. – С. 10-12.

Поделиться

162

Поливанова Л. А., Айвазян И. Р. Особенности организации уроков русского языка в школе с применением интерактивных методов обучения // Роль научного знания в развитии общества: перспективы в эпоху цифровых технологий : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 11 февраля 2025г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2025. URL: https://apni.ru/article/11258-osobennosti-organizacii-urokov-russkogo-yazyka-v-shkole-s-primeneniem-interaktivnyh-metodov-obucheniya

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика и психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#8 (243)

Прием материалов

22 февраля - 28 февраля

осталось 7 дней

Размещение PDF-версии журнала

5 марта

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

19 марта