Введение
Актуальность данного исследования объясняется возрастанием требований к техническому мастерству участников народных хореографических коллективов. Современный народно-сценический танец сохраняет этническую аутентичность, одновременно интегрируя элементы классической и современно-хореографической техники. Это, в свою очередь, требует от исполнителей владения разнообразными двигательными навыками и высокой степенью технической подготовки. Однако дефицит научных разработок и методических рекомендаций в области формирования техники исполнения народного танца ограничивает возможности системной подготовки артистов.
Цель исследования заключалась в разработке и проверке методики формирования техники исполнения, которая соответствует специфике народного танца. Основными задачами стали:
- Анализ понятия «техника исполнения» в хореографическом контексте;
- Определение структурных компонентов техники исполнения;
- Выявление особенностей формирования технических навыков в народном танце;
- Создание критериев, показателей и уровней формирования техники исполнения;
- Апробация методики в педагогическом эксперименте.
Теоретические основы формирования техники исполнения
Техника исполнения народного танца представляет собой синтез двигательных, координационных и художественных навыков, которые позволяют точно воспроизвести хореографический текст, соблюдая этническую традицию. Элементы техники исполнения взаимодействуют между собой, создавая целостное и выразительное исполнение танца [1].
Структура техники исполнения включает пять взаимосвязанных компонентов. Во-первых, двигательно-технический компонент охватывает базовые элементы, такие как выворотность, апломб, баллон, а также развитие физических качеств – силы, гибкости и выносливости [2]. Во-вторых, координационный компонент связан с развитием способности синхронизировать движения различных частей тела, поддерживать равновесие как в статике, так и в динамике. Третий компонент – ритмический – обеспечивает точное соответствие движениям музыкальному метроритму, включая использование акцентов и пауз. Четвёртый компонент, пространственно-ориентированный, предполагает контроль за траекториями перемещения и ориентацию в сценическом пространстве. Наконец, художественно-выразительный компонент связан с эмоциональной насыщенностью исполнения, с передачей национального колорита и уникальности каждого танцевального произведения.
Одной из особенностей народного танца является различие в технических требованиях для мужского и женского исполнения. Мужская техника акцентирует внимание на силе, динамике и трюковой сложности (например, присядки, хлопушки, прыжки), в то время как женская техника ориентирована на пластику линий, виртуозность вращений и ритмическую точность дробей. Формирование техники исполнения в народном танце основывается на принципах постепенности (от простых шагов к сложным комбинациям), вариативности (сочетание традиционных и авторских элементов) и этнографической достоверности [3].
Опытно-экспериментальная работа
Базой для исследования стал Образцовый ансамбль народного танца «Русь» (г. Липецк), состоящий из 14 участников в возрасте 12–14 лет. Эксперимент был проведён в несколько этапов. На первом этапе (констатирующем) проводилась диагностика исходного уровня техники исполнения участников ансамбля народного танца. Оценка включала тесты на физические качества (выносливость – по методике Купера, амплитудные тесты – метод Брилёнка), а также экспертные оценки исполнения танцевальных движений и комбинаций (по методологической базе Г. П. Гусева). Исходя из результатов, 60% участников продемонстрировали средний уровень техники исполнения.
На втором этапе (формирующем) была внедрена авторская методика, включающая в себя: ежедневный тренаж с акцентом на постановку корпуса и работу суставов, специальные упражнения для развития координации и силовой подготовки, такие как «верёвочка», «шене», «обертас» и др. для вращений, различные присядки для силовых упражнений. Также проводилась этюдная работа с элементами импровизации для развития выразительности. Важно отметить, что методика интегрировала биомеханические принципы, такие как контроль оси вращения и распределение мышечной нагрузки.
На третьем этапе (контрольном) была проведена повторная диагностика, результаты которой показали, что уровень высокого мастерства увеличился с 15% до 35%, в то время как доля участников с низким уровнем уменьшилась с 25% до 15%.
Анализ результатов
Результаты экспериментальной работы подтвердили эффективность предложенной методики. Основными факторами, способствующими успешному формированию техники, стали: системный подход (поэтапное усложнение элементов), учет гендерных различий (раздельные тренировочные блоки для мальчиков и девочек), а также интеграция технического и художественного аспектов (сочетание работы с ритмическими дробями и музыкально-образными заданиями). Наибольшую сложность у участников вызвало освоение устойчивости во вращениях, что потребовало введения дополнительных упражнений для улучшения статического равновесия. Важной составляющей тренировки стала актёрская подготовка, направленная на развитие эмоционального взаимодействия с партнёром – 40% участников освоили этот навык.
Особое внимание в процессе обучения следует уделять развитию индивидуальных особенностей танцоров, что является важным элементом для формирования уникального исполнительского стиля. Работы по индивидуализации тренировки, принятие во внимание физической подготовленности и темперамента каждого участника способствуют повышению уровня личной вовлечённости и мотивации [6]. Индивидуальные корректировки в технике выполнения элементов народного танца также помогают избежать травм, улучшая осанку и повышая общий уровень здоровья участников ансамбля народного танца. Важно отметить, что успешное сочетание техники с личной харизмой и эмоциональной выразительностью помогает создавать более убедительные и мощные выступления на сцене. Эффективность такого подхода подтверждается многими педагогическими практиками в области танца, которые всё чаще интегрируют персонализированные методы обучения [4, 5].
Заключение
Данное исследование значительно расширяет научные представления о методах формирования техники исполнения в народном танце, предлагая структурированный подход, который сочетает в себе физическую подготовку, координационный тренинг и художественную выразительность. Практическое значение работы заключается в возможности применения методики для разработки учебных программ в хореографических коллективах, которые ориентированы на сохранение этнических традиций в условиях современных сценических требований. Перспективы исследования заключаются в адаптации предложенной методики для различных возрастных групп и стилей народного танца.