Главная
АИ #5 (240)
Статьи журнала АИ #5 (240)
Формирование техники исполнения участников ансамбля народного танца

10.5281/zenodo.14805536

Формирование техники исполнения участников ансамбля народного танца

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

техника исполнения
народный танец
учебно-тренировочный процесс
координация
выразительность
педагогический эксперимент

Аннотация статьи

Исследование посвящено разработке и апробации методики формирования техники исполнения в народных танцевальных коллективах. В результате анализа научной литературы и педагогического эксперимента были выделены ключевые компоненты техники исполнения участников народного танца: двигательно-технический, координационный, ритмический, пространственно-ориентированный и художественно-выразительный. Для оценки уровня техники предложены соответствующие критерии. Эксперимент, проведённый в Образцовом ансамбле народного танца «Русь» в Липецке, подтвердил эффективность предложенной методики. В результате 35% участников достигли высокого уровня технического мастерства, 50% продемонстрировали средний уровень. Результаты работы могут быть использованы для оптимизации учебно-тренировочного процесса в хореографических коллективах.

Текст статьи

Введение

Актуальность данного исследования объясняется возрастанием требований к техническому мастерству участников народных хореографических коллективов. Современный народно-сценический танец сохраняет этническую аутентичность, одновременно интегрируя элементы классической и современно-хореографической техники. Это, в свою очередь, требует от исполнителей владения разнообразными двигательными навыками и высокой степенью технической подготовки. Однако дефицит научных разработок и методических рекомендаций в области формирования техники исполнения народного танца ограничивает возможности системной подготовки артистов.

Цель исследования заключалась в разработке и проверке методики формирования техники исполнения, которая соответствует специфике народного танца. Основными задачами стали:

  1. Анализ понятия «техника исполнения» в хореографическом контексте;
  2. Определение структурных компонентов техники исполнения;
  3. Выявление особенностей формирования технических навыков в народном танце;
  4. Создание критериев, показателей и уровней формирования техники исполнения;
  5. Апробация методики в педагогическом эксперименте.

Теоретические основы формирования техники исполнения

Техника исполнения народного танца представляет собой синтез двигательных, координационных и художественных навыков, которые позволяют точно воспроизвести хореографический текст, соблюдая этническую традицию. Элементы техники исполнения взаимодействуют между собой, создавая целостное и выразительное исполнение танца [1].

Структура техники исполнения включает пять взаимосвязанных компонентов. Во-первых, двигательно-технический компонент охватывает базовые элементы, такие как выворотность, апломб, баллон, а также развитие физических качеств – силы, гибкости и выносливости [2]. Во-вторых, координационный компонент связан с развитием способности синхронизировать движения различных частей тела, поддерживать равновесие как в статике, так и в динамике. Третий компонент – ритмический – обеспечивает точное соответствие движениям музыкальному метроритму, включая использование акцентов и пауз. Четвёртый компонент, пространственно-ориентированный, предполагает контроль за траекториями перемещения и ориентацию в сценическом пространстве. Наконец, художественно-выразительный компонент связан с эмоциональной насыщенностью исполнения, с передачей национального колорита и уникальности каждого танцевального произведения.

Одной из особенностей народного танца является различие в технических требованиях для мужского и женского исполнения. Мужская техника акцентирует внимание на силе, динамике и трюковой сложности (например, присядки, хлопушки, прыжки), в то время как женская техника ориентирована на пластику линий, виртуозность вращений и ритмическую точность дробей. Формирование техники исполнения в народном танце основывается на принципах постепенности (от простых шагов к сложным комбинациям), вариативности (сочетание традиционных и авторских элементов) и этнографической достоверности [3].

Опытно-экспериментальная работа

Базой для исследования стал Образцовый ансамбль народного танца «Русь» (г. Липецк), состоящий из 14 участников в возрасте 12–14 лет. Эксперимент был проведён в несколько этапов. На первом этапе (констатирующем) проводилась диагностика исходного уровня техники исполнения участников ансамбля народного танца. Оценка включала тесты на физические качества (выносливость – по методике Купера, амплитудные тесты – метод Брилёнка), а также экспертные оценки исполнения танцевальных движений и комбинаций (по методологической базе Г. П. Гусева). Исходя из результатов, 60% участников продемонстрировали средний уровень техники исполнения.

На втором этапе (формирующем) была внедрена авторская методика, включающая в себя: ежедневный тренаж с акцентом на постановку корпуса и работу суставов, специальные упражнения для развития координации и силовой подготовки, такие как «верёвочка», «шене», «обертас» и др. для вращений, различные присядки для силовых упражнений. Также проводилась этюдная работа с элементами импровизации для развития выразительности. Важно отметить, что методика интегрировала биомеханические принципы, такие как контроль оси вращения и распределение мышечной нагрузки.

На третьем этапе (контрольном) была проведена повторная диагностика, результаты которой показали, что уровень высокого мастерства увеличился с 15% до 35%, в то время как доля участников с низким уровнем уменьшилась с 25% до 15%.

Анализ результатов

Результаты экспериментальной работы подтвердили эффективность предложенной методики. Основными факторами, способствующими успешному формированию техники, стали: системный подход (поэтапное усложнение элементов), учет гендерных различий (раздельные тренировочные блоки для мальчиков и девочек), а также интеграция технического и художественного аспектов (сочетание работы с ритмическими дробями и музыкально-образными заданиями). Наибольшую сложность у участников вызвало освоение устойчивости во вращениях, что потребовало введения дополнительных упражнений для улучшения статического равновесия. Важной составляющей тренировки стала актёрская подготовка, направленная на развитие эмоционального взаимодействия с партнёром – 40% участников освоили этот навык.

Особое внимание в процессе обучения следует уделять развитию индивидуальных особенностей танцоров, что является важным элементом для формирования уникального исполнительского стиля. Работы по индивидуализации тренировки, принятие во внимание физической подготовленности и темперамента каждого участника способствуют повышению уровня личной вовлечённости и мотивации [6]. Индивидуальные корректировки в технике выполнения элементов народного танца также помогают избежать травм, улучшая осанку и повышая общий уровень здоровья участников ансамбля народного танца. Важно отметить, что успешное сочетание техники с личной харизмой и эмоциональной выразительностью помогает создавать более убедительные и мощные выступления на сцене. Эффективность такого подхода подтверждается многими педагогическими практиками в области танца, которые всё чаще интегрируют персонализированные методы обучения [4, 5].

Заключение

Данное исследование значительно расширяет научные представления о методах формирования техники исполнения в народном танце, предлагая структурированный подход, который сочетает в себе физическую подготовку, координационный тренинг и художественную выразительность. Практическое значение работы заключается в возможности применения методики для разработки учебных программ в хореографических коллективах, которые ориентированы на сохранение этнических традиций в условиях современных сценических требований. Перспективы исследования заключаются в адаптации предложенной методики для различных возрастных групп и стилей народного танца.

Список литературы

  1. Соковикова Н.В. Психология балета: психология танцевальной деятельности: учебное пособие для студентов хореографических отделений в учреждениях высшего образования / Н.В. Соковикова. – Новосибирск, 2012. – 329 с.
  2. Спирин Л.Ф. Теория и технология решения педагогических задач / Л.Ф. Спирин. – М.: Рос. пед. агентство, 1997. – 174 с.
  3. Степанова М.В. Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации / М.В. Степанова. – М.: Сфера, 2000. – 128 с.
  4. Стуколкина Н.М. Четыре экзерсиса / Н.М. Стуколкина. – М.: Всероссийское театральное общество, 1972. – 399 с.
  5. Тарасова Н.Б. Теория и методика преподавания народно-сценического танца: учеб. пособие / Н.Б. Тарасова. – СПб.: ИГПУ, 1996. – 264 с.
  6. Tapacoв Н.И. Классический танец. Школа мужского исполнительства / Н.И. Tapacoв. – СПб.: «Лань», 2005. – 496 с.

Поделиться

30

Дёмина Е. О. Формирование техники исполнения участников ансамбля народного танца // Актуальные исследования. 2025. №5 (240). URL: https://apni.ru/article/11259-formirovanie-tehniki-ispolneniya-uchastnikov-ansamblya-narodnogo-tanca

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru
Актуальные исследования

#5 (240)

Прием материалов

1 февраля - 7 февраля

осталось 3 дня

Размещение PDF-версии журнала

12 февраля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

26 февраля