В современном мире астрономия приобретает всё большую популярность как среди любителей, так и профессионалов. Интерес к космосу растёт благодаря достижениям науки и технологий, а также доступности информации через интернет и образовательные платформы. Однако, несмотря на огромное количество доступных данных, многие люди сталкиваются с трудностями в усвоении астрономических понятий и терминов [3]. В мире, где технологии развиваются с невероятной скоростью, интерактивные приложения становятся всё более популярными и доступными. Они предоставляют возможность пользователям получать информацию в удобной и интересной форме, что особенно важно для такой сложной и увлекательной науки как астрономия.
Актуальность проекта заключается в необходимости создания интерактивного образовательного инструмента, который сможет сделать изучение астрономии более увлекательным, доступным и понятным для широкой аудитории. Виртуальный планетарий, предлагающий сочетание развлечения и обучения, предоставляет уникальную возможность для освоения сложных тем через игры, викторины и активные задания. Интерактивное приложение может стать дополнительным инструментом для изучения астрономии в школах, а также для самостоятельного изучения этой науки.
Целью проекта являются создание интерактивного виртуального планетария для обучения и популяризации астрономии среди учащихся.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- Изучить литературу и материалы Интернет на тему исследования;
- Систематизировать информацию о планетах, звёздах и других космических объектах.
- Разработать интерактивное приложение с помощью Varwin XRMS.
- Продемонстрировать интерактивное приложение воспитанникам «Дома детского творчества», провести анкетирование среди них, проанализировать результаты.
Значимость и прикладная ценность полученных результатов заключается в формировании более эффективного подхода к обучению астрономии. Проект не только предоставляет информацию, но и делает процесс обучения интерактивным и увлекательным, что способствует лучшему запоминанию материала и углублению знаний в области астрономии. Приложение может служить дополнительным инструментом для изучения астрономии в школе, а также для самостоятельного изучения этой науки. Оно предоставляет возможность получить знания о солнечной системе, не выходя из дома. Помимо образовательной функции, приложение предлагает развлекательный контент, такой как викторина, связанная с астрономией и игра по сбору минералов. Это делает приложение более привлекательным для пользователей и способствует их расслаблению и отдыху.
На сегодняшний день существует множество образовательных ресурсов по астрономии, включая традиционные планетарии, образовательные сайты и мобильные приложения. Однако многие из них не предлагают достаточно интерактивности и вовлечённости, что ограничивает интерес пользователей. Виртуальный планетарий позволит объединить образовательные элементы с играми и заданиями, что делает его уникальным решением на образовательном рынке.
Также важно отметить, что использование современных технологий, таких как виртуальная реальность и 3D-моделирование, открывает новые горизонты в области астрономического образования, позволяя пользователям «путешествовать» по космосу и изучать его в комфортной и увлекательной форме.
Таким образом, реализация данного проекта отвечает потребностям современного общества в качественном образовании и способна внести значительный вклад в популяризацию астрономии среди широкой аудитории.
Основная часть
I. Теоретический раздел
1. Теоретическое обоснование
Астрономия – одна из древнейших наук, которая изучает Вселенную, её объекты и явления. Она помогает понять место человека во Вселенной и его взаимодействие с окружающим миром. Астрономия, как наука, изучает небесные тела, их движение, состав и эволюцию [1]. С веками научные открытия в этой области значительно расширили наши знания о Вселенной. Изучение астрономии актуально по нескольким причинам:
- Развитие технологий. Астрономия использует передовые технологии
- для исследования космоса. Изучение астрономии способствует развитию этих технологий и их применению в других областях науки и техники.
- Образование. Астрономия предоставляет уникальные возможности для образования и развития научного мировоззрения. Она позволяет изучать фундаментальные законы природы и применять их на практике.
- Понимание Вселенной. Астрономия помогает нам понять, как устроена Вселенная, какие процессы в ней происходят и как они влияют на нашу жизнь. Это важно для формирования научного мировоззрения и развития критического мышления.
- Поиск жизни во Вселенной. Одна из главных задач астрономии — поиск внеземной жизни. Изучение экзопланет и возможных условий на них помогает оценить вероятность существования жизни за пределами Земли.
- Практическое применение. Результаты астрономических исследований имеют практическое применение в различных областях, таких как навигация, метеорология, связь и другие.
- Культурное значение. Астрономия играет важную роль в культуре и искусстве. Она вдохновляет людей на творчество и способствует развитию культурных ценностей.
Тем не менее, традиционные методы обучения (лекции, книги) не всегда способны увлечь школьников и студентов, эффективно передать сложные концепции. В этом контексте методология активного обучения, основывающаяся на интерактивных и визуальных инструментах, становится особенно актуальной.
Виртуальные планетарии предоставляют уникальную возможность погружения в астрономию, позволяя пользователям наблюдать за космическими объектами, исследовать их взаимодействия и понимать физические законы, которые управляют Вселенной, это помогает лучше понять сложные концепции астрономии и увидеть их в действии. Современные технологии, такие как 3D-моделирование и виртуальная реальность, делают такой опыт еще более захватывающим и образовательным.
2. Описание решения
Varwin XRMS – это платформа, которая позволяет создавать интерактивные приложения с использованием технологий виртуальной и дополненной реальности. Она предоставляет инструменты для разработки образовательных, развлекательных и других типов приложений, которые могут быть использованы на различных устройствах [2].
Основные возможности Varwin XRMS [2]:
- Создание 3D-моделей и сцен.
- Добавление интерактивности и логики работы объектов.
- Разработка пользовательского интерфейса.
- Интеграция с другими сервисами и платформами.
- Публикация приложений на различных платформах.
Varwin XRMS использован для создания интерактивного приложения виртуальный планетарий. Платформа позволяет создать увлекательное и познавательное приложение, которое будет интересно пользователям всех возрастов.
Преимущества использования Varwin XRMS для создания приложения виртуальный планетарий [2]:
- Возможность создания реалистичных 3D-моделей планет и других объектов солнечной системы.
- Интерактивность приложения, позволяющая пользователям исследовать солнечную систему и получать информацию о её объектах.
- Простота публикации приложения на различных платформах, что обеспечивает его доступность для широкой аудитории.
Разработка виртуального планетария основывается на множестве технологий, объединяющих астрономические данные, визуализацию и интерактивные элементы. Основные компоненты решения включают:
- Астрономический контент: интерактивное приложение предоставляет подробные сведения о планетах. Представленные данные основаны на актуальных астрономических исследованиях и источниках.
- Интерактивный интерфейс: Удобный интерфейс позволяет пользователям легко ориентироваться в контенте, и участвовать в викторине, игре. Использование 3D-графики также помогает сделать информацию более наглядной.
- Игровые элементы: Интеграция игровых механизмов (взаимодействие с планетами, интерактивная игра) делает процесс обучения более мотивационным и увлекательным.
II. Практический раздел
1. Описание реализации проекта
Разработка виртуального планетария с помощью Varwin XRMS проходила в несколько этапов.
На первом этапе проекта мы исследовали предметную область: изучили и систематизировали данные о космических объектах, составили вопросы к викторине, подготовили задания к игре «Поиск ресурсов» для этого использовали учебники по астрономии и интернет-ресурсы.
На втором этапе был создан общий план проекта и предварительная структура содержания интерактивного приложения. Создан прототип виртуального планетария с использованием платформы Varwin XRMS. Разработка виртуального планетария проходила по следующим этапам:
- Написание сценария;
- Импорт ресурсов;
- Построение сцены;
- Разработка логики.
Пользователь открывает приложение внутри платформы Varwin, и видит сцену с космическим кораблем, после чего начинает виртуальное путешествие по Солнечной системе, наблюдая за её строением, что визуализирует движение и расположение небесных тел. Он может взаимодействовать с каждой планетой для получения информации о её характеристиках, составе и изучении её вращения и орбиты. Взаимодействие двух типов: касание – появляется краткая информация о планете, использование – появляется подробная информация о планете. После изучения информации пользователь может перейти к викторине: ответами на вопросы служат сами планеты. Пользователю необходимо «нажать» на небесное тело, о котором идет речь. Вопросы появляются последовательно, и пользователь получает обратную связь сразу после ответа. Также пользователь может сыграть в игру «Поиск ресурсов».
На последнем этапе мы протестировали наше интерактивное приложение с воспитанниками «Дома детского творчества» и провели анкетирование. Участники оценили работу интерфейса, доступность контента и интерактивные элементы. Собранная обратная связь оказала важное влияние на доработку и улучшение всех компонентов проекта.
Всего в апробации принимало участие 16 учащихся в возрасте от 10 до 16 лет. После демонстрации приложения мы провели анкетирование, чтобы узнать мнение ребят. Результаты анкетирования показало следующие результаты:
- 75% воспитанников (12 человек) интересуются астрономией и с удовольствием готовят сообщения по данной теме.
- 94% воспитанников (15 человек) понравилось интерактивное приложение, в причинах некоторые указали интересный формат и возможность самому выбирать последовательность изучения планет;
- При запуске интерактивного приложения у 100% пользователей (16 человек) не возникли трудности с интерфейсом;
- При выполнении викторины в интерактивном приложении у 81% (13 человек) обучающихся не возникло трудностей, 19% (3 человека) ответили, что не ответили на несколько вопросов.
- При работе виртуального планетария у 6% (1 человек) обучающихся возникли трудности с элементами управления, остальные 94% (15 человек) отметили, что элементы управления удобны (рис.).
Рис. Результаты анкетирования
В целом при демонстрации интерактивного приложения, учащиеся с удовольствием использовали его, некоторые узнали интересные факты о планетах солнечной системы.
2. Ресурсное обоснование
Реализация проекта виртуального планетария требует тщательного планирования и оценки различных ресурсов, условий и факторов, влияющих на успех. Одним из ключевых аспектов является проработка социального, финансово-экономического и других условий.
1. Социальные условия
Целевая аудитория: учащиеся школ, любители астрономии.
Образовательные инициативы: проект может быть интегрирован в существующие образовательные программы, что позволит увеличить его видимость и привлечь пользователей. Таким образом, ожидается сотрудничество с образовательными учреждениями для оптимизации использования ресурса в учебном процессе.
2. Финансово-экономические условия
Бюджет проекта. Для создания интерактивного приложения виртуального планетария с использованием Varwin XRMS необходимо учитывать несколько ключевых компонентов бюджета:
- Лицензия на программное обеспечение. При разработке проекта мы использовали лицензию Varwin XRMS образовательного учреждения.
- Разработка контента, заработная плата команды, тестирование не оплачивалось, так как интерактивное приложение виртуального планетария – это учебный проект, целью которого является отработка навыков по разработке приложении под руководством научного руководителя.
- Прибыль и монетизация. Рассмотрение различных моделей монетизации, таких как подписки, донатовая система или платные дополнительные функции, может помочь в обеспечении доходов. Альтернативой может быть сотрудничество с организациями, готовыми спонсировать проект.
- Государственные гранты и финансирование. Поиск возможностей получения финансовых средств через государственные программы поддержки инновационных и образовательных проектов может значительно снизить финансовую нагрузку на инициаторов.
Таким образом, целью проекта достигнута разработано интерактивное приложение виртуального планетария для обучения и популяризации астрономии среди учащихся.
Дальнейшие перспективы проекта
В дальнейшем планируется добавление новых разделов, таких как «Экспедиции на другие планеты», где пользователи смогут виртуально «посетить» известные миссии, например, «Марс Ровер», или даже присоединиться к будущим миссиям.
Проект виртуального планетария имеет огромный потенциал как образовательный ресурс, который сможет вдохновить новое поколение исследователей и любителей астрономии. Мы уверены, что с поддержкой заинтересованных сторон и правильным направлением проект сможет расширить свои горизонты и удовлетворить требования общества, стремящегося к знаниям о Вселенной.
Заключение
В работе по теме проекта были некоторые трудности: по сбору данных – большой объем информации о планетах солнечной системы в учебниках, в интернет-источниках, что привело к систематизации контента, технические проблемы – при импорте некоторых моделей возникает ошибка коллайдеров, из-за чего приходится делать выбор в сторону других, зачастую менее качественных моделей.
На основании проделанной работы можно сделать следующие выводы:
- Сведения о солнечной системы содержат много интересных сведений.
- Интерактивное приложение вызывает интерес к изучению астрономии.
- Интерактивное приложение может вызвать интерес к изучению астрономии.
Таким образом, интерактивное приложение, созданное с помощью Varwin XRMS, вызывает интерес к Солнечной системе, что приводит к популяризации астрономии. Цель проекта достигнута.
Перспективы развития приложения:
- Добавление новых разделов;
- Добавление интерактивных игр;
- Поиск возможностей получения финансовых средств через государственные программы поддержки инновационных и образовательных проектов.
Видео проекта: https://disk.yandex.ru/i/kIqJKIOgdUQLxw
Проект файл exe (можно проходить в VR-шлеме) https://disk.yandex.ru/d/p2CvYDSG7a1eyA
Проект для Varwin: https://disk.yandex.ru/d/Y_gmc_7CTQpFng