Главная
Конференции
Роль научного знания в развитии общества: перспективы в эпоху цифровых технологий
Обучение в образовательных организациях в условиях вынужденного дистанта: пробле...

Обучение в образовательных организациях в условиях вынужденного дистанта: проблемы и перспективы

Секция

Педагогика и психология

Ключевые слова

дистанционные технологии
электронные методы обучения
образовательный процесс
интернет-технологии
индивидуализация обучения

Аннотация статьи

В статье авторами рассматриваются проблемы применения дистанционных технологий в образовательном процессе, предлагается перспективная модель обучения в общеобразовательных организациях.

Текст статьи

Прогресс на месте не стоит, с каждым днем в мире появляются новые теории, приёмы, приспособления для улучшения и облегчения жизни человека. Это захватывает все сферы, заставляет вносить серьёзные коррективы в цели и методы работы – в образование, в том числе. В современной концепции образования в качестве приоритетного во многих странах мира признан личностно-ориентированный подход, конструктивизм, что предполагает интеллектуальное и нравственное развитие личности, формирование, развитие критического и творческого мышления, умения работать с информацией [7]. В связи с этим стало необходимостью внедрение в учебный процесс дистанционных технологий. В этом случае дистанционное обучение становится помощником для всех участников образовательного процесса.

Дистанционные технологии обучения, хотя и имели ранее достаточно широкое распространение, однако не сумели войти в сознание учеников как необходимый метод обучения. Одна из причин – это отсутствие разработанной научно обоснованной электронной дидактики. По сути дела, электронные методы обучения рождаются сегодня в процессе практики использования различных обучающих сред и систем, электронных учебников, курсов и т. д. [6].

Дистанционные образовательные технологии – это ряд образовательных технологий, реализуемых с применением современных информационных и телекоммуникационных технологий, при этом взаимодействие между педагогом и учащимся осуществляет опосредовано (на расстоянии) [5]. Основа образовательного процесса с использованием дистанционных технологий заключается в целенаправленной самостоятельной работе учащегося. Процесс получения знания может осуществляться в любое удобное для учащегося время, в индивидуальном темпе и вне зависимости от места его нахождения. До сегодняшнего дня считалось, что дистанционный формат обучения и школа – понятия не совсем совместимые. Но, преодолев сложный период в работе, мы убедились, что в образовательном процессе обучение с применением дистанционных технологий возможно. В Белгородской области обучение с применением дистанционных технологий используется довольно давно, но не в таком масштабе. В настоящее время рассматриваемый вид обучения выполняет дополнительные дидактические функции и, соответственно, расширяет возможности обучения; за счет увеличения доли самостоятельного освоения материала, вырабатываются такие качества, как самостоятельность, ответственность, организованность и умение реально оценивать свои силы и принимать взвешенные решения.

Внедрение дистанционных форм обучения выявило целый ряд проблем, с которыми столкнулись как педагоги, так и учащиеся:

  • создание нормативно-правовой основы дистанционного образования, должна регулировать все отношения в системе организации и проведения дистанционного обучения;
  • подготовка педагогов, реализующих дистанционное обучения. Педагог должен владеть всем арсеналом пользовательских навыков работы с применением ИКТ, интернет-технологий. Но главное все-таки – психолого-педагогическое мастерство учителя [7]. В отличие от очных форм обучения педагогу, работающему в дистанционном режиме, необходимо уметь определять психологический настрой учеников на расстоянии, чтобы больше внимания уделять отдельным учащимся, стимулируя их к активной деятельности в форумах, чатах. Так же для учителей дистанционное обучение часто означает ненормированный рабочий день, а это не всегда положительно сказывается на качестве образования. Можно сделать вывод, что преподаватели на сегодняшний день не совсем готовы к такой системе ведения учебного процесса;
  • создание учебно-материального обеспечения дистанционного обучения. Готовые курсы, не требующие доработки и корректировки, не всегда бесплатные и их стоимость достаточно высока. Тогда педагог вынужден создавать свои обучающие курсы, а для этого необходимы значительные усилия и знания в области компьютерных коммуникаций, интернет-технологий;
  • основа дистанционного обучения – самостоятельное усвоение знаний. Для организации процесса обучения учащиеся нуждаются в помощи как со стороны родителей, так и педагогов, особенно на начальном уровне образования. Так же не все учащиеся владеют навыками самообразования: неумение правильно организовать свою учебную работу, рационально распределить время на изучаемый материал, что требует дополнительного контроля со стороны учителя-предметника. Не стоит забывать, что для большинства учащихся, имеющихся проблемы со здоровьем, исключение контакта с учителем является отрицательным моментом, так как довольно часто это единственная связь с внешним миром. Хотя практика показывает, что обучение с использованием дистанционных технологий значительно расширяет возможности получения детьми-инвалидами образования;
  • оборудование, для организации такого вида обучения (ПК, ноутбук, веб-камера, микрофон, выход в интернет и т. д.), имеют далеко не все учащиеся.

Однако, дистанционное образование – это качественно новый, прогрессивный вид обучения, благодаря новым технологическим возможностям на основе идеи открытого обучения. Гибкость и доступность, индивидуальный подход и экономичность являются главными достоинствами и перспективами дистанционного обучения в образовании.

Организация учебного процесса с использованием информационной среды дистанционного обучения в общеобразовательных учреждениях предоставляет возможность решить не только проблему обучения детей с особенностями развития, но и проблему компенсации пробелов в знаниях, а также углубленного изучения предметов.

Кроме того, информационная среда дистанционного обучения может быть основой для самостоятельной познавательной, творческо-поисковой и проектной деятельности учащихся, которая становится важнейшим компонентом учебного процесса.

А для детей с ОВЗ такие образовательные технологии позволяют индивидуализировать обучение. Каждый учащийся может заниматься по персональному расписанию, варьируя темп и время обучения для освоения изучаемого предмета. В дистанционном обучении также реализуются модели совместной учебной деятельности школьников.

Таким образом, использование дистанционных образовательных технологий актуально в процессе внедрения ФГОС нового поколения.

Системное использование технологий дистанционного обучения – эффективное решение проблемы образования и социализации детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья. Как показывает уже накопленная практика, это перспективная модель школьного обучения.

Конечно же, дистанционное образование не может заменить очное. Однако разумное сочетание различных форм обучения позволит решить одну из важнейших задач модернизации среднего общего образования – задачу разностороннего развития обучаемых, их способностей, умений и навыков самообразования, формирования готовности и умения адаптироваться к меняющимся социальным условиям.

Список литературы

  1. Авраамов Ю.С. Практика формирования информационно-образовательной среды на основе дистанционных технологий // Телекоммуникации и информатизация образования. – 2004 – № 2 – С. 40-42.
  2. Боброва И.И. Методика использования электронных учебно-методических комплексов как способ перехода к дистанционному обучению // Информатика и образование. – 2009 – № 11 – С. 124-125.
  3. Бочков В. Е. Учебно-методический комплекс как основа и элемент обеспечения качества дистанционного образования // Качество. Инновации. Образование. – 2004 – № 1 – С. 53-61.
  4. Генне О.В. Дистанционное обучение – новый шаг в развитии системы образований // Защита информации. Конфидент. – 2004 – № 3 – С. 36-39.
  5. Дистанционное и инклюзивное обучение. Фалькова А.В. [Электронный ресурс] / Режим доступа: URL: nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2019/11/27/dista...klyuzivnoe-obuchenie.
  6. Жиленкова Н.Н. Дистанционные технологии обучения: проблемы и перспективы развития [Электронный ресурс] / Режим доступа: URL: multiurok.ru/index.php/files/stat-ia-distantsionny...hii-obuchieniia.html.
  7. Полат Е.С. Теория и практика дистанционного обучения – «Академия», 2004 г. [Электронный ресурс] / Режим доступа: URL:vio.uchim.info/Vio_20/cd_site/articles/art_1_20.htm.

Поделиться

152

Барыбина И. С., Лебедкина В. Б., Головченко Л. В. Обучение в образовательных организациях в условиях вынужденного дистанта: проблемы и перспективы // Роль научного знания в развитии общества: перспективы в эпоху цифровых технологий : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 11 февраля 2025г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2025. URL: https://apni.ru/article/11268-obuchenie-v-obrazovatelnyh-organizaciyah-v-usloviyah-vynuzhdennogo-distanta-problemy-i-perspektivy

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика и психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#8 (243)

Прием материалов

22 февраля - 28 февраля

осталось 7 дней

Размещение PDF-версии журнала

5 марта

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

19 марта