Мы живем в стремительно меняющемся мире, в эпоху компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, интернета. Информационные технологии дают нам новые возможности. Наших сегодняшних воспитанников ждет интересное будущее. Чтобы они были успешными, умело ориентировались в постоянно меняющемся мире, нужно научить их легко и быстро воспринимать информацию, анализировать ее, осваивать новое, находить неординарные решения в различных ситуациях и понимать значимость разных профессий.
Таким образом, формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий – это актуальный процесс в современном мире, который необходимо строить с учётом современных образовательных технологий. Одной из таких технологий является детская журналистика, занимаясь которой ребята чувствуют свою значимость, ответственность, гордость за общее дело.
Целью педагогической деятельности в данном направлении является формирование у детей 5–7 лет эмоционального отношения к миру профессий, посредством внедрения технологии «Детская журналистика».
Задачи:
- Познакомить детей с профессией журналист, как средством познавательного и личностного развития ребёнка;
- Создать условия для раскрытия творческого потенциала воспитанников в сфере журналистики;
- Внедрить технологию в организованную образовательную деятельность;
- Разработать план взаимодействия с родителями;
- Формировать у детей обобщенные представления о структуре трудового процесса, о роли современной техники в трудовой деятельности человека, понимание взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности;
- Закреплять умения детей выражать в игровой и продуктивной деятельности свои впечатления;
- Воспитывать бережное отношение к труду взрослых и его результатам.
Реализация проекта осуществлялась в два этапа:
1-й этап – моделирование РППС в группе.
Был создан «Пресс-центр» (коллекция детских периодических изданий, журналы: «Мурзилка», «Ёжик», «Ералаш», «Солнечные зайчики», «Смешарики», «Маша и медведь», газеты: «Детская газета», «Полосатая газета» и др. папки – передвижки: «Профессия журналист», «История журналистики в картинках», набор «юного журналиста»: блокноты, ручки, микрофоны, одежда с символикой (футболки, кепки), дидактические игры по ознакомлению с профессиями журналистов).
2-й этап – организация деятельности педагога с детьми и родителями.
В рамках реализации проекта «Детская журналистика» использовались как традиционные методы, так и современные:
Игровые: компьютерные, дидактические, театрализованные, настольные, сюжетно – ролевые.
Словесные: составление рассказов, диалоги, скороговорки, работа над дикцией, чтение художественной литературы, придумывание небылиц, написание статей, речевые игры, интервью.
Наглядные: наглядное моделирование, фотографии, коллажи, видеоролики, презентации.
Практические: сбор материалов, размещение статей, совместные мероприятия.
Кластер – свободное раскрытое мышление по поводу любой темы.
Метод «Погружение» – тематическое погружение.
Синквейн – сочинение нерифмованного стиха, помогающего синтезировать информацию.
Броуновское движение – перемещение детей посада, с целью сбора информации.
Система работы по ранней профориентации детей 5–7 лет через организацию с детской журналистикой строится по двум направлениям: работа с детьми; работа с родителями.
Данный этап содержит три блока: «Мы исследователи», «Учимся говорить правильно», «Мы умельцы».
1 блок «Мы исследователи»
Включает в себя:
- литературные гостиные с целью приобщения детей к литературному слову;
- встречи с известными людьми с целью ознакомления детей с интересными профессиями, связанные с журналистикой;
- мастер-классы с целью насыщения предметно пространственной развивающей среды, создания необходимых материалов и оборудования для журналистской деятельности;
- совместная деятельность с детьми, в ходе которой они учатся общаться со сверстниками, собирать нужную информацию;
- игры и упражнения для введения в журналистскую деятельность. Дети в ходе игры определяют роли специального корреспондента, фоторепортера, художника, дизайнера, комментатора. Благодаря упражнениям учатся задавать вопросы, искать нужную информацию самостоятельно в разных источниках, общаясь, спрашивая, взаимодействуя друг с другом: «Спроси у товарища», «Узнай о…», «Берем интервью», «Острый глаз», «Что изменилось?»
Дети в ходе внедрения технологии «Детская журналистика» понимают, что основное правило журналистов: искать нужную информацию.
2 блок «Говорим правильно»
Включает в себя:
- реализацию образовательных ситуаций по ознакомлению детей с художественной литературой и развитию речи, где ребенок берет на себя понравившуюся роль, проигрывает ее с помощью предметов-заместителей, учится участвовать в диалоге, выслушивать собеседника, участвует в теме беседы;
- реализацию образовательных ситуаций по обучению грамоте, в ходе которых решаются задачи на повышение уровня звуковой культуры речи: дети учатся звуковому анализу слов, правильной постановке ударения, в дальнейшем – согласованию слов разных частей речи, правильному построению предложений, учатся графической записи предложений, что очень помогает в журналистской деятельности, учатся чтению;
- игры на развитие речевой активности на базе игровой деятельности: «Переходной мостик», «Построй предложения из слов», «Знаток русского языка», «Сплетем венок из предложений», «Отгадай предмет по описанию»; − сюжетно-ролевые игры на развитие коммуникативного взаимодействия, где дети учатся соблюдать последовательность, выделять смысловые звенья диалога, вступать в нужное время в диалог, описывать происходящие события: «Журналист», «Звукооператор», «Берем интервью»;
- игры-интервьюирование: «Митинг сказочных героев», «Интервью с Лунтиком», «Если б ты был Снегурочкой…» (для застенчивых и малоактивных детей совместно с родителями разработаны карточки-схемы ведения диалога);
- творческие прогулки по детскому саду с целью интервьюирования сотрудников детского сада: «Расскажите о своей профессии» (у директора, методистов, музыкального работника), «Самый вкусный рецепт» (у шеф-повара), «Ваши спортивные достижения» (у инструктора по физической культуре), «Что нужно, чтобы всегда было хорошее настроение?» – у психолога детского сада, − риторические минутки с целью научиться свободно, связно без стеснения, заминок излагать свои мысли: «Мой любимый праздник», «Опиши ситуацию», «Расскажи о своем друге», «Моя семья»;
- выпуск листовок и памяток для воспитанников детского сада и их родителей: «Осторожно, туман!», «Не рубите елочки», «Дорожные правила», «Будьте внимательны!», «Пристегните ребенка»;
- составление поздравительных текстов, открыток и писем родственникам.
3 блок «Мы творцы»
Включает в себя: мероприятия, направленные на созидательную творческую совместную деятельность взрослых и детей – сбор материала, выпуск газеты. Процесс создания газеты – это совместное творчество всех участников образовательного процесса.
Апробация разработанного проекта деятельности педагога по повышению уровня представлений детей о профессиях через организацию детской журналистики позволила доказать необходимость и эффективность целенаправленной педагогической работы по формированию представлений у детей дошкольного возраста о социальной значимости труда взрослых в процессе специально организованной деятельности. Подтверждением этому служат положительные изменения количественных и качественных показателей в уровнях сформированности представлений у детей старшего дошкольного возраста о труде взрослых.