Главная
АИ #5 (240)
Статьи журнала АИ #5 (240)
Взаимодействие семьи и школы в профессиональной ориентации обучающихся

Взаимодействие семьи и школы в профессиональной ориентации обучающихся

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

семья
профессиональное самоопределение
профориентация
влияние родителей
выбор профессии
стратегии родительского поведения
детско-родительские отношения
уровень образования родителей
социализация
рынок труда

Аннотация статьи

В статье рассматривается роль семьи в процессе профессионального самоопределения детей. Анализируется влияние родительских установок, стиля воспитания, уровня образования и семейного уклада на выбор профессии школьниками. Рассматриваются различные стратегии поведения родителей в ситуации выбора профессионального пути ребёнка: позитивная и активная, жёсткая, пассивная.

Текст статьи

Среди различных социальных институтов семья занимает важное место. Ее роль в формировании личности ребёнка, в его социализации нельзя недооценивать, потому что именно она закладывает фундамент будущей общественной жизни ребенка. Семья является источником передачи своему ребенку социально-исторического опыта, опыта эмоциональных и деловых взаимоотношений между людьми [6, с. 101].

Как показывает практика, семья влияет и на профессиональное самоопределение школьников. От семьи часто зависит готовность детей к трудовой деятельности, их отношение к труду, привитие навыков самостоятельности. Родители формируют в детях определенный образ жизни. У каждого из них есть свое представление о работе, которое они, сами того не осознавая, передают своему ребенку. Если родители с любовью относятся к своей работе, воспринимают её как важную часть своей жизни, как средство самовыражения, то ребенок с детства осознаёт, что работа – один из значимых элементов нашей жизни. Если же для родителей работа - лишь средством для существования и зарабатывания денег, то отношение к работе у детей будет соответствующее [1, с. 159].

К сожалению, в условиях постоянных перемен в обществе далеко не у всех родителей получается помочь ребёнку выбрать профессию. Нынешние школьники больше ориентированы на выбор престижной профессии, свободный график труда, высокую заработную плату. Родители же хотят для своего ребёнка надёжности. Многие родители могут находиться во власти устаревших стереотипов или идеализированных представлениях о мире профессий. По мнению А. А. Емекеева, «на социализирующий потенциал семьи, ее возможности формирования профессиональных установок влияет ряд факторов: социальный статус семьи, межличностные отношения, ее адаптационные способности в меняющейся социальной ситуации» [2, с. 137].

А. А. Емекеев выделил три основные позиции отношения родителей к профессиональному будущему детей:

  1. Позитивная и активная позиция. Родители помогают детям выбрать профессию с учетом их индивидуальных особенностей,
  2. Жёсткая позиция. Родители авторитарно предлагают ребенку свой выбор учебного заведения и будущей профессии. При этом индивидуальные особенности ребенка, его отношение к этой ситуации учитываются минимально или игнорируются вовсе, при этом ребенку не дается никаких объяснений,
  3. Пассивная позиция. Родители самоустраняются, предоставляя детям возможность самостоятельно выбирать профессию. Часто такая позиция вызвана негативным опытом с другим ребенком, когда жёсткая позиция вызвала негативные последствия [2, с. 139].

Поэтому педагогическому коллективу школы при выстраивании профориентационной работы с родителями необходимо учитывать различные варианты поведенческих реакций со стороны родителей в ситуации профессионального выбора ребенка и понимать, какие механизмы за этим стоят.

Вариант 1

Родители не прислушиваются к мнению ребёнка и настаивают на поступление в то учебное заведение, которое считают подходящим. Многие родители считают, что обладают значительно большим опытом, чем их дети, и способны уберечь их от лишних проблем в будущем, т. к. старшеклассники очень часто имеют далекое от реальности представление о самом себе, неадекватную самооценку. Однако нередко, к сожалению, и родители располагают неадекватными представлениями о своём ребенке, так как со временем подросток перестает делиться с ними информацией о себе, своих переживаниях, о том, с кем он общается. Таким образом, имеется ряд наиболее «негативных» стратегий родителей по отношению к профессиональному выбору ребенка:

  • родители знакомы по своему личному опыту с избранной ребенком профессией и, имея свой негативный опыт, активно противодействуют его стремлениям;
  • предлагают «любую другую», но только «не эту» профессию или делают все возможное, чтобы «устроить» сына или дочь по предлагаемой конкретной специальности;
  • родители дают детям в той или иной степени извращенную ориентацию, по различным причинам создают у детей неверное представление о своей или знакомой профессии, культивируя у ребенка негативное отношение к будущей работе;
  • родители не знакомы с предлагаемой ими ребенку профессией, но активно советуют ее выбрать, «давят», мотивируя тем, что это «интересно», «красиво» и т. п.;
  • взрослые не ограничивают детей в выборе профессии, но считают, что главное окончить институт, а все другие варианты профессионального образования активно отвергают.

Вариант 2

Родители вообще не вмешиваются в процесс профессионального самоопределения ребёнка. Учащемуся предоставляется свобода выбора. «Пусть будет, кем хочет, лишь бы был хорошим человеком», или: «Я сама выбирала в молодости, мне никто не помогал, пусть и дети сами выбирают» – говорят родители. Взрослые здесь уходят от ответственности. Прервав традицию передачи жизненного и профессионального опыта, они, таким образом, оставляют детей в создавшейся для них трудной жизненной ситуации без поддержки, «на волю случая».

Вариант 3

Это наиболее благоприятный вариант, когда родители создают условия для самостоятельного и активного поиска детьми правильного ответа на вопрос «Кем быть?». Родители обращают внимание ребенка на «сильные» и «слабые» стороны его индивидуальности, личности с точки зрения обсуждаемых профессий; заботятся о воспитании уважения к труду, к обществу, к человеку; создают возможности для пробы сил в разных направлениях; обсуждают с детьми их профессиональные планы и дают советы (а не предписания); помогают найти дополнительные сведения о предпочитаемых профессиях, специальностях, профессиональных учебных заведениях. Безусловно, данная категория родителей является наиболее мотивированной и открытой на диалог со школой. Поэтому, при выстраивании взаимодействия с родителями, школе необходимо, в первую очередь, обратить внимание (как бы это не было парадоксально) именно на них. Активные, мотивированные и педагогически грамотные родители помогут педагогическому коллективу школы: создать «положительные прецеденты» взаимодействия школы и семьи; продемонстрировать возможные «ситуации успеха», которые возникают в результате такого взаимодействия; показать другим семьям положительные ориентиры.

Н. А. Александровой [3, с. 93] было проведено исследование, которое показано влияние уровня образования родителей на профессионально самоопределение детей. Опрос показал, что 91% родителей рекомендуют своим детям после окончания школы продолжить свое образование в ВУЗе и лишь 9% – поступать в колледж. Среди самих родителей высшее образование имеют 43% матерей и 36% отцов; среднее специальное образование – 47% матерей и 46% отцов. В ряде анкет (14%) образование отца не указано в силу его отсутствия в семье и, следовательно, в процессе воспитания.

При сравнении средних показателей профессионального самоопределения в зависимости от уровня образования матери оказалось, что в семьях, где родители имеют высшее образование, значимо чаще отмечаются влияние семьи на профессиональный выбор подростков и большая поддержка детей в столь важный период их жизни. В семьях, где высшее образование имеют отцы, родители также отмечают большое влияние семьи на выбор молодыми людьми будущей профессии и выше оценивают уровень сформированности профессионального плана своих детей. Образование родителей, в частности наличие у них высшего образования, связано с показателями конфликтности и сплоченности семьи. В семьях, где родители имеют высшее образование, значимо выше уровень сплоченности. В тех случаях, когда у родителей среднее специальное образование, в семьях выше уровень конфликтности, причем, когда среднее специальное образование имеется именно у отца, конфликтность отмечается гораздо чаще.

Также выяснилось, что родители из сплоченных семей чаще обсуждают с детьми их профессиональное будущее и перспективы поступления в ВУЗы и колледжи, в отличие от родителей из конфликтных семей, которые только собираются это сделать. В сплоченных семьях родители в большей степени уверены, что их мнение относительно выбранной профессии совпадает с мнением ребенка, довольны выбором молодого человека. Родители из менее сплоченных семей уверены, что их мнение о выбираемой профессии не совпадает с мнением ребенка, но считают, что предпринимать конкретные шаги в выборе профессии еще рано. Взрослые люди в этих семьях свою собственную профессию и учебное заведение выбирали «за компанию». В силу сложности детско-родительских отношений в конфликтных семьях процесс выбора профессионального будущего подростков проходит сложно как для них самих, так и для их родителей. Предпочитаемые ребенком профессии заносятся родителями в разряд недостойных, малооплачиваемых, бесперспективных и т. п. В подобных семьях повышается конфликтность и затягивается решение вопроса о профессиональном выборе.

Взрослые, выбиравшие свои профессии самостоятельно, напротив, с доверием относятся к профессиональному выбору своих детей и полностью поддерживают их. Выяснилось, что в случае несовпадения выбора подростка с мнением родителей 14% родителей проявили достаточное безразличие и продемонстрировали полное невмешательство. 56% родителей в аналогичной ситуации проявили доверие к выбору ребенка и демократическое отношение. 20% родителей в случае несовпадения мнений предполагали переубедить ребенка. 2% – настаивали на своем варианте профессионального пути для ребенка. 7% – затруднились однозначно ответить на этот вопрос.

Сейчас, как никогда, родители испытывают трудности в вопросах профессионального самоопределения детей. Возможно, отсутствие доверительных отношений и авторитарный стиль поведения родителей – первая проблема, препятствующая гармоничному протеканию процесса выбора.

Вторая проблема – недостаточность информации, касающейся прогнозирования рынка труда, особенностей поступления в разные ВУЗы, содержания появляющихся профессий и местах их получения. Родителям важна помощь в формировании готовности ребенка к выбору будущего. Поэтому наиболее эффективной следует признать профориентацию, в которой принимают участие родители. На детей оказывают влияние не только целенаправленные и просчитанные воздействия воспитательного характера, а в равной или большей степени все особенности родительского поведения. Становится очевидным то, что на профессиональные планы подростков, их профессиональное и жизненное самоопределение значительное влияние оказывает позиция родителей, уклад жизни семьи.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что для успешного профессионального самоопределения ребёнка родителю необходимо предоставить возможность для выбора собственного пути "включения" механизмов личностного совершенствования как процесса практической реализации своих возможностей. Снять повышенный уровень тревожности, эмоционального дискомфорта, помочь в оценке жизненной ситуации, повышать уровень самооценки и самоуважения детей. Быть рядом, проявлять интерес к внутреннему миру и прислушиваться к желаниям ребенка. Вместе с тем родители также нуждаются в профессиональной помощи для того, чтобы быть квалифицированными помощниками собственных детей в решении важнейшей жизненной задачи профессионального самоопределения.

Список литературы

  1. Сермяжко Е.И. Семья и личность: пособие / Е.И. Сермяжко. – Могилев, 2003. – 101 с.
  2. Лукина А.К. Методы и технологии социальной и социально-педагогической работы с детьми и семьями, оказавшимися в социально-опасном положении: учебно-методическое пособие / А.К. Лукина, С.Д. Чиганова, М.А. Волкова – Красноярск, 2012. – 159 с.
  3. Мухамедова Э.В. Профессионально–педагогическая ориентация старших школьников в РФ и США: дис. канд. пед. наук: 13.00.01 / Э.В. Мухамедова. – Пятигорск, 2005. – 235 с.
  4. Александрова Н.А. Профессиональное самоопределение подростков и юношества с позиций родительской семьи / Н.А. Александрова // Вестник СпбГУ. – 2011. – № 4. – С. 93-95.
  5. Иващенко Г.М., Иванова Л.П. Педагогический коллектив и пионерская дружина: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1987. – 206 с.
  6. Коломинский А.Я. Изучение педагогического взаимодействия. – Советская педагогика. – 1991 – № 10. – С. 36-40.
  7. Маишева В.А. Работа с родителями. – М.: Просвещение, 1982. – 64 с.
  8. Новикова Л.И. Воспитательные системы как фактор гуманизации межличностных отношений // Современная школа: проблемы гуманизации отношений учителей, учащихся и родителей. – М.: Изд-во ИТП и МИО РАО, 1993. – С. 145.
  9. Носкова О.Г., Стрелков Ю.Г. Евгений Александрович Климов: жизнь в науке / О.Г. Носкова, Ю.Г. Стрелков // Национальный психологический журнал. – 2010. – № 1. – С. 11.

Поделиться

169

Новикова Э. В. Взаимодействие семьи и школы в профессиональной ориентации обучающихся // Актуальные исследования. 2025. №5 (240). Ч.II.С. 60-63. URL: https://apni.ru/article/11282-vzaimodejstvie-semi-i-shkoly-v-professionalnoj-orientacii-obuchayushihsya

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#8 (243)

Прием материалов

22 февраля - 28 февраля

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

5 марта

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

19 марта