Главная
АИ #6 (241)
Статьи журнала АИ #6 (241)
Развитие понятия кредитоспособности

Развитие понятия кредитоспособности

Рубрика

Экономика и управление

Ключевые слова

кредитоспособность
финансовая устойчивость
заёмные средства
кредитный риск
ликвидность активов
рентабельность
финансовый анализ
банковское кредитование
управление финансами
корпоративная стратегия

Аннотация статьи

Статья рассматривает сущность кредитоспособности предприятий, анализирует различные подходы к её определению и исследует ключевые факторы, влияющие на возможность привлечения заёмных средств. Проведён сравнительный анализ существующих трактовок понятия «кредитоспособность» в отечественной и зарубежной экономической литературе.

Текст статьи

В условиях экономической нестабильности и неопределённости, которые наблюдаются в реальном секторе экономики, оценка кредитоспособности компании приобретает особую важность, так как важно поддерживать адаптивную структуру финансовых ресурсов и иметь возможность привлекать заёмные средства при необходимости.

В постсоветский период в российской экономической науке активно исследовались и развивались вопросы, связанные с анализом кредитоспособности заёмщика и определением самого понятия «кредитоспособность».

В советской экономической литературе не было чёткого определения понятия «кредитоспособность». Это было связано с тем, что в течение длительного времени использование товарно-денежных отношений было ограничено. Кредитные отношения в основном строились на основе прямого банковского кредита, а управление экономикой осуществлялось преимущественно административными методами. В таких условиях не было необходимости оценивать кредитоспособность заёмщиков при принятии решений о выдаче кредитов.

Переход государства к рыночной экономике, её становление и потребность в развитии реального сектора экономики сделали актуальным вопрос о способности предприятий получать кредиты. В большинстве определений кредитоспособности основное внимание уделяется её оценке с точки зрения кредитных организаций и в контексте системы кредитования предприятий.

В условиях современной экономики предприятия стремятся самостоятельно оценивать и поддерживать необходимые параметры своей кредитоспособности как для поддержания деловой репутации, так и для возможности привлечения заёмных средств. В связи с этим возникает необходимость соответствовать рекомендуемым показателям кредитоспособности не только на момент получения кредита.

Рассмотрим экономическую сущность кредитоспособности, так как в настоящее время отсутствует единый подход к определению данного термина (табл.) [3, с. 59].

Таблица

Сравнительная характеристика определений понятия «кредитоспособность»

Автор определения кредитоспособности

Основа понятия

Факторы, определяющие понятие кредитоспособности

Западная банковская практика – А. Смит, Д. Л. Сейнс, К. Х. Бунге и др.Своевременность погашения выданного обязательства в соответствии с условиями кредитного соглашенияФинансовая устойчивость клиента, его прогнозная кредитоспособность
Финансово-кредитный словарьПредпосылки для получения кредитапрогнозная кредитоспособность
М. О. Сахарова, А. Ю. ЕвсееваФинансово-хозяйственное состояние заемщикаФинансовая устойчивость клиента, его прогнозная кредитоспособность
В. Т. СеврукСпособность вовремя удовлетворять платежные требованияПлатежеспособность клиента, его прогнозная кредитоспособность
Т. А. ПожидаеваСпособность погашения долговых обязательствКомплексная характеристика, представленная совокупностью формальных и неформальных критериев
Г. М. КирисюкПравовое и финансовое –хозяйственное положение заемщикаФинансовая устойчивость клиента, его правоспособность и прогнозная кредитоспособность
О. И. ЛаврушинСпособность к совершению сделки

Таким образом, различные авторы вкладывают в понятие кредитоспособности свой смысл. В целом, кредитоспособность заемщика – комплексная финансово-правовая характеристика, представленная формальными и неформальными критериями, позволяющими оценить его потенциальную возможность полностью и в срок рассчитываться о долговых обязательствах, а также определяющая степень риска банка при кредитовании клиента [3, с. 27].

В процессе работы компании постоянно сталкиваются с необходимостью привлечения заёмных средств на долгосрочной основе (банковские и товарные кредиты) и на краткосрочной (текущая кредиторская задолженность). В таком контексте кредитоспособность рассматривается как более широкое понятие, которое включает в себя несколько ключевых аспектов: во-первых, это состав используемого капитала и финансовая устойчивость; во-вторых, это анализ спроса на производимую продукцию в текущих рыночных условиях; в-третьих, это ликвидность активов компании.

Кроме того, существует множество других факторов, которые также влияют на кредитоспособность компании: рентабельность деятельности; оборачиваемость различных видов активов; окупаемость вложений; качество менеджмента организации; кредитная история.

Таким образом, это описание максимально полно характеризует кредитоспособность как для банковского кредитования, так и для хозяйствующего субъекта.

Причины, которые заставляют компанию обратить внимание на свою способность брать кредиты:

  1. Приближение к ситуации, когда потребуется привлечение заёмных средств.
  2. В момент, когда компания фактически обращается за банковским кредитом.
  3. Желание работать с покупателями по предоплате, а с поставщиками – по постоплате. В таких случаях возникает кредиторская задолженность, которая также является заёмными средствами.

Третий мотив – это не разовое решение компании, а скорее её финансовая стратегия в работе с партнёрами. Серьёзные партнёры соглашаются на такие условия оплаты, если финансовые показатели компании, в том числе её кредитоспособность, находятся на высоком уровне.

В связи с этим, для оценки способности предприятия привлекать кредиты необходимо провести детальное исследование его деятельности в течение нескольких периодов, используя данные финансовой отчётности, аналитические и сводные сведения о хозяйственных операциях. Это позволит определить набор качественных и количественных показателей, без которых невозможно сформировать полное представление о компании у заинтересованных лиц.

Очевидно, что важно проанализировать эффективность и обоснованность решений, направленных на поддержание кредитоспособности организации на приемлемом уровне.

Таким образом, в современных условиях, принимая во внимание накопленный опыт и сложившуюся практику, кредитоспособность можно рассматривать как состояние, которое хозяйствующий субъект определяет для поддержания своей коммерческой привлекательности как для покупателей и поставщиков, так и при необходимости привлечения банковского кредита.

Важно выявить рычаги воздействия на сохранение соответствующих показателей в нужном диапазоне значений.

Показатели, которые участвуют в оценке, взаимосвязаны: изменение одного показателя может привести к изменению других и так далее по цепочке. Предприятию необходимо оперативно реагировать на такие изменения, особенно в случаях, когда требуется привлечение заёмных средств. В таких ситуациях должен быть разработан план мероприятий по исправлению ситуации.

Кредитоспособность определяется не только ликвидностью активов организации, которые направляются на погашение обязательств, но и множеством других факторов, которые не зависят напрямую от хозяйствующего субъекта (контрагенты, рынки сбыта) и не всегда могут быть измерены количественно.

Непрерывное поддержание оптимальных показателей имеет смысл, поскольку при необходимости привлечения заёмных средств невозможно мгновенно привести их в соответствие. Кроме того, расчёт производится в динамике за несколько периодов.

Однократная корректировка показателей, по которым оценивается кредитоспособность, не улучшит общую ситуацию.

Список литературы

  1. Ачкасов А.И. Активные операции коммерческих банков. – М.: Консалт-Банкир, 2014 – С. 14-30.
  2. Банковское дело. Под ред. Лаврушина О.И. – М.: КНОРУС, 2009 – С. 374-400.
  3. Беспалов П.С. Проблемы оценки дефолта клиентов коммерческих банков / П.С. Беспалов, Л.Ф. Белоусова // Национальная Ассоциация Ученых. – 2015. – № 3-1 (8). – С. 26-29.
  4. Крейнина М.Н. Финансовый менеджмент. – М.: Дело и сервис, 2015 – 304 с.
  5. Севрук В.Т. Анализ кредитоспособности СП // Деньги и кредит, 2003, № 3 – С. 43.
  6. Шеремет А.Д., Ионова А.Ф. Финансы предприятий: менеджмент и анализ. – М.: ИНФРА-М, 2009 – 479 с.

Поделиться

162

Хусаинова Р. Р. Развитие понятия кредитоспособности // Актуальные исследования. 2025. №6 (241). Ч.II.С. 36-38. URL: https://apni.ru/article/11285-razvitie-ponyatiya-kreditosposobnosti

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Экономика и управление»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#8 (243)

Прием материалов

22 февраля - 28 февраля

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

5 марта

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

19 марта