В условиях экономической нестабильности и неопределённости, которые наблюдаются в реальном секторе экономики, оценка кредитоспособности компании приобретает особую важность, так как важно поддерживать адаптивную структуру финансовых ресурсов и иметь возможность привлекать заёмные средства при необходимости.
В постсоветский период в российской экономической науке активно исследовались и развивались вопросы, связанные с анализом кредитоспособности заёмщика и определением самого понятия «кредитоспособность».
В советской экономической литературе не было чёткого определения понятия «кредитоспособность». Это было связано с тем, что в течение длительного времени использование товарно-денежных отношений было ограничено. Кредитные отношения в основном строились на основе прямого банковского кредита, а управление экономикой осуществлялось преимущественно административными методами. В таких условиях не было необходимости оценивать кредитоспособность заёмщиков при принятии решений о выдаче кредитов.
Переход государства к рыночной экономике, её становление и потребность в развитии реального сектора экономики сделали актуальным вопрос о способности предприятий получать кредиты. В большинстве определений кредитоспособности основное внимание уделяется её оценке с точки зрения кредитных организаций и в контексте системы кредитования предприятий.
В условиях современной экономики предприятия стремятся самостоятельно оценивать и поддерживать необходимые параметры своей кредитоспособности как для поддержания деловой репутации, так и для возможности привлечения заёмных средств. В связи с этим возникает необходимость соответствовать рекомендуемым показателям кредитоспособности не только на момент получения кредита.
Рассмотрим экономическую сущность кредитоспособности, так как в настоящее время отсутствует единый подход к определению данного термина (табл.) [3, с. 59].
Таблица
Сравнительная характеристика определений понятия «кредитоспособность»
Автор определения кредитоспособности | Основа понятия | Факторы, определяющие понятие кредитоспособности |
Западная банковская практика – А. Смит, Д. Л. Сейнс, К. Х. Бунге и др. | Своевременность погашения выданного обязательства в соответствии с условиями кредитного соглашения | Финансовая устойчивость клиента, его прогнозная кредитоспособность |
Финансово-кредитный словарь | Предпосылки для получения кредита | прогнозная кредитоспособность |
М. О. Сахарова, А. Ю. Евсеева | Финансово-хозяйственное состояние заемщика | Финансовая устойчивость клиента, его прогнозная кредитоспособность |
В. Т. Севрук | Способность вовремя удовлетворять платежные требования | Платежеспособность клиента, его прогнозная кредитоспособность |
Т. А. Пожидаева | Способность погашения долговых обязательств | Комплексная характеристика, представленная совокупностью формальных и неформальных критериев |
Г. М. Кирисюк | Правовое и финансовое –хозяйственное положение заемщика | Финансовая устойчивость клиента, его правоспособность и прогнозная кредитоспособность |
О. И. Лаврушин | Способность к совершению сделки |
Таким образом, различные авторы вкладывают в понятие кредитоспособности свой смысл. В целом, кредитоспособность заемщика – комплексная финансово-правовая характеристика, представленная формальными и неформальными критериями, позволяющими оценить его потенциальную возможность полностью и в срок рассчитываться о долговых обязательствах, а также определяющая степень риска банка при кредитовании клиента [3, с. 27].
В процессе работы компании постоянно сталкиваются с необходимостью привлечения заёмных средств на долгосрочной основе (банковские и товарные кредиты) и на краткосрочной (текущая кредиторская задолженность). В таком контексте кредитоспособность рассматривается как более широкое понятие, которое включает в себя несколько ключевых аспектов: во-первых, это состав используемого капитала и финансовая устойчивость; во-вторых, это анализ спроса на производимую продукцию в текущих рыночных условиях; в-третьих, это ликвидность активов компании.
Кроме того, существует множество других факторов, которые также влияют на кредитоспособность компании: рентабельность деятельности; оборачиваемость различных видов активов; окупаемость вложений; качество менеджмента организации; кредитная история.
Таким образом, это описание максимально полно характеризует кредитоспособность как для банковского кредитования, так и для хозяйствующего субъекта.
Причины, которые заставляют компанию обратить внимание на свою способность брать кредиты:
- Приближение к ситуации, когда потребуется привлечение заёмных средств.
- В момент, когда компания фактически обращается за банковским кредитом.
- Желание работать с покупателями по предоплате, а с поставщиками – по постоплате. В таких случаях возникает кредиторская задолженность, которая также является заёмными средствами.
Третий мотив – это не разовое решение компании, а скорее её финансовая стратегия в работе с партнёрами. Серьёзные партнёры соглашаются на такие условия оплаты, если финансовые показатели компании, в том числе её кредитоспособность, находятся на высоком уровне.
В связи с этим, для оценки способности предприятия привлекать кредиты необходимо провести детальное исследование его деятельности в течение нескольких периодов, используя данные финансовой отчётности, аналитические и сводные сведения о хозяйственных операциях. Это позволит определить набор качественных и количественных показателей, без которых невозможно сформировать полное представление о компании у заинтересованных лиц.
Очевидно, что важно проанализировать эффективность и обоснованность решений, направленных на поддержание кредитоспособности организации на приемлемом уровне.
Таким образом, в современных условиях, принимая во внимание накопленный опыт и сложившуюся практику, кредитоспособность можно рассматривать как состояние, которое хозяйствующий субъект определяет для поддержания своей коммерческой привлекательности как для покупателей и поставщиков, так и при необходимости привлечения банковского кредита.
Важно выявить рычаги воздействия на сохранение соответствующих показателей в нужном диапазоне значений.
Показатели, которые участвуют в оценке, взаимосвязаны: изменение одного показателя может привести к изменению других и так далее по цепочке. Предприятию необходимо оперативно реагировать на такие изменения, особенно в случаях, когда требуется привлечение заёмных средств. В таких ситуациях должен быть разработан план мероприятий по исправлению ситуации.
Кредитоспособность определяется не только ликвидностью активов организации, которые направляются на погашение обязательств, но и множеством других факторов, которые не зависят напрямую от хозяйствующего субъекта (контрагенты, рынки сбыта) и не всегда могут быть измерены количественно.
Непрерывное поддержание оптимальных показателей имеет смысл, поскольку при необходимости привлечения заёмных средств невозможно мгновенно привести их в соответствие. Кроме того, расчёт производится в динамике за несколько периодов.
Однократная корректировка показателей, по которым оценивается кредитоспособность, не улучшит общую ситуацию.