За последние два с небольшим десятилетия в России возникло новое общество и создано принципиально иное государство. В этих условиях современной действительности формируется гражданское общество, которое отстаивает право на поддержку и взаимопомощь граждан РФ. Для того чтобы преодолеть путь к становлению России как правового государства, важно, чтобы граждане осознали свою роль в этом процессе и поняли свои обязанности. Наиболее правильным путем развития РФ в современных условиях является формирование социально-правового государства.
Согласно статье 7 Конституции РФ, «Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Концепция социального государства включает в себя такие конституционные принципы, как охрана труда и здоровья граждан РФ, поддержка государства в вопросах материнства, отцовства и детства, помощь нетрудоспособным гражданам, а также установление государственной поддержки в виде пенсий и пособий и определение минимального размера оплаты труда.
Правовое регулирование социальной помощи нуждающимся определено в первую очередь Конституцией РФ, которая провозглашает РФ социальным государством. Кроме того, поправки к Конституции РФ, введенные в 2020 году, закрепляют данный принцип в статьях 71, 72, 75 др. В современном мире борьба с бедностью осуществляется в правовых рамках, регламентируется законодательством. Именно поэтому важно обращать внимание на правоприменительные проблемы. Особенно в последнее время на всех уровнях власти произошли существенные изменения, связанные с регулированием вопросов социальной помощи и обеспечения. Однако, в то же время следует учитывать ограниченность средств региональных и местных бюджетов, что в свою очередь не позволяет в полной мере организовать меры социальной помощи. Как результат кризисных экономических явлений – необходимость постоянного совершенствования и внесения поправок в систему социального законодательства. Сегодня можно смело сказать, что проводимая монетизация льгот, отход от централизованной системы оказания социальной помощи к многоуровневой системе привели к противоречиям принципов равенства и социальной справедливости.
Серьезной правовой проблемой, является отсутствие четких стандартов оказания социальной помощи. К общему перечню можно отнести следующие проблемы:
- отсутствие государственных стандартов оказания социальных услуг;
- недостаточная информированность населения по вопросу предоставления социальной помощи;
- определение границ между федеральными и региональными органами власти в части реализации социальной политики.
Исходя из этого, а также учитывая, что в последние годы постоянно меняются критерии, виды, способы оказания социальной помощи населению, главной проблемой остается создание эффективной правовой модели оказания государственной социальной помощи. При этом важно учесть, что правовая работа должна затронуть как сферу оказания социальной помощи вообще, так и конкретные виды социальной помощи с учетом региональной и видовой специфики.
Прибегая к анализу правового регулирования, следует отметить, что есть необходимость обобщения зарубежного опыта оказания социальной помощи. Но кроме глобальных задач, необходимо выполнить и более конкретные: детально проанализировать опыт и технологии социальной работы с малообеспеченными категориями населения в каждом конкретном регионе. Это позволит совершенствовать общую систему законодательства в данной сфере. Так, сравнив систему оказания социальной помощи в г. Челябинск с другими городами-миллионниками – Москвой и Санкт-Петербургом – было выявлено, что ряд направлений оказания социальной помощи имеют недостатки.
Во-первых, вопрос выплаты социальных пособий. В различных субъектах РФ разработаны и действуют различные программы социальной поддержки. Финансируются они из бюджетов регионов. Так, в Москве и Санкт-Петербурге есть социальные выплаты малообеспеченным семьям с детьми, и особо щедрые выплаты идут семьям с детьми от полутора до трех лет. Это связано с тем, что после достижения ребенком полутора лет прекращается выплата пособия по уходу за ним. При том, что многие матери продолжают не работать из-за проблем со здоровьем ребенка или из-за нехватки мест в детских садах. В Челябинске такая практика отсутствует.
Во-вторых, вопрос предоставления субсидий на оплату ЖКХ. По Жилищному кодексу РФ жильцы не должны тратить на оплату услуг ЖКХ более 20% от своего дохода. Субсидия предоставляется, если расходы оказались выше нормы. В Московской области данный порог установлен ниже решением региональных властей, кроме того, такая субсидия предоставляется не только собственникам жилья, но и снимающим жилье в аренду.
В-третьих, в Москве, например, за счет бюджета города можно воспользоваться помощью для оздоровления детей из малообеспеченных семей. Дети от трех до семи лет могут выехать на оздоровительный отдых в сопровождении одного из родителей – законных представителей.
Так, анализируя опыт других регионов, можно сделать вывод, что некоторые направления социальной помощи в Челябинской области малоэффективны, требуют законодательного изменения на региональном уровне.
Рассматривая и анализируя перспективы развития оказания социальной помощи, необходимо отметить недостаточное использование потенциала благотворительной помощи. Действующие организации, волонтерские движения моли бы значительно шире применяться для решения данной проблемы при соответствующем правовом закреплении.
Кроме того, что касается нематериальной поддержки – это тоже перспективный и открытый вопрос. Особенно, если речь идет о семьях с маленькими детьми, и для которых нематериальная поддержка могла бы стать выходом из сложной жизненной ситуации.
Оказание социальной помощи населению является сложным многоуровневым процессом и осуществляется как на федеральном уровне и уровне субъектов, так и в большей степени органами местного самоуправления. Соответственно, для повышения эффективности оказания социальной помощи и координации между органами государственной власти и местного самоуправления необходимо создание четкой иерархической системы органов оказания социальной помощи населению с целью реализации единой государственной политики в данной области.