Автор(-ы):
Саламов Али Хасмагометович
Ялхороева Мадина Абуязитовна
Парчиева Марьям Магомедовна
Шадиева Аза Исмаиловна
Секция
Педагогика и психология
Ключевые слова
Аннотация статьи
Педагогическое исследование показало, что системное построение содержания обучения и системно-деятельностная организация учебного процесса приводят к значительному повышению объема понятийного аппарата учащихся. В статье рассматривается использование системного подхода при экологизации курса химии в средней школе на примере отдельной темы.
Текст статьи
Важнейшей задачей российской высшей школы является подготовка специалистов, способных решать постоянно возникающие перед ними многочисленные проблемы, в том числе экологические. Чтобы решить эту задачу необходимо, в первую очередь, освоить знания и методы деятельности, формирующие научное мышление. Элементы научно-творческого мышления закладываются уже в средней школе и получают дальнейшее развитие в высшем учебном заведении опираясь на научные знания.
Наиболее действенный способ формирования у обучаемых научных химических знаний и химического мышления реализуется, когда структура преподаваемой учебной дисциплины отвечает системе химической науки.
Использование системного подхода в преподавании заключается в том, что учебная дисциплина рассматривается как система, в общих чертах повторяющая систему самой фундаментальной науки и ее связи с другими науками [5]. Это означает, что курс химии строится на основе переноса системы изучаемой науки на систему учебной дисциплины [2]. Поэтому содержание и структура учебной дисциплины должны отражать содержание и структуру изучаемой науки, как состоящей из нескольких взаимосвязанных основных учений.
В работе [3] было показано, что системный анализ современной химической литературы позволяет выделить в химии четыре основных учения:
В экологизированном курсе химии добавляется экология, которую можно рассмотреть как пятое учение химии, находящееся во взаимосвязи с перечисленными учениями. Такое построение учебного содержания и учебного процесса открывает перед учащимися возможность системно изучить химию и получить достаточно полный объем экологических знаний. При этом для формирования системного химико-экологического мышления в рамках выделенных учений требуется определенная организация освоения курса.
Для формирования у обучающихся творческого системного мышления недостаточно системно отобрать предметное содержание учебного курса. Необходимо также разработать методы научного познания.
Задача эффективного усвоения может быть решена на основе деятельностного подхода к обучению, в частности положений теории поэтапного формирования умственных действий, разработанной психологами П.Я.Гальпериным и Н.Ф.Талызиной [1, 6]. Согласно этой теории, учение представляет собой систему определенных и последовательных видов действий, выполнение которых в виде некоторых этапов приводит обучаемого к новым знаниям и умениям. Для полноценного формирования знаний рекомендуется следующая последовательность этапов: создание мотивации (I этап); разъяснение или выделение ориентировочной основы действия (II этап); формирование действия в материальной или материализированной форме (III этап); формирование действия как внешнеречевого (в форме громкой речи или в письменном виде)( IV этап); формирование действия во внешней речи про себя (V этап); переход внутренней речи в мысль (VI этап).
Пятый и шестой этапы связаны с процессами, скрытыми от преподавателя, поскольку действие сопровождается не громкой речью, а как бы проговаривается «про себя», сокращаясь и автоматизируясь. Будучи свойственными мышлению, они в принципе должны осуществляться в ходе самостоятельной внеаудиторной работы студентов. В связи с этим в работе [4] показывается, что формирование нового знания должно быть проведено через следующие организационные формы: лекции (1 и 2 этапы), лабораторные занятия (3 этап), семинарские занятия (4 этап) и самостоятельная работа (5 и 6 этапы).
Авторы [7, с.74-77] предлагают приложить вышеназванную теорию на примере темы «Подгруппа азота» при изучении химии элементов в 9 классе.
На экологизированное изучение в средней школе элементов подгруппы азота выделяется 12 часов. Сюда же входит лекционная часть материала темы, где приводится мотивация и знакомство учащихся с познавательной деятельностью по изучаемой теме.
Содержание экологизированной части учебного материала может включать в себя следующее:
Для выполнения лабораторных работ (2-4 часа) можно использовать следующие темы:
1. Изучение окислительно-восстановительных свойств азотной и азотистой кислот.
2. Получение аммиака и изучение его физических и химических свойств.
Кроме того, выделяется определенное число часов (2-4 часа) на семинарское занятие. Семинарские занятия нацелены на формирование у учащихся грамотной речи, умении вести беседу, дискутировать.
Примерные вопросы для обсуждения на семинарских занятиях могут быть следующие:
1. Круговорот азота и фосфора в природе.
2. Синтез аммиака – термодинамическое, кинетическое и структурное рассмотрение.
3. Синтез азотной кислоты – термодинамическое, кинетическое и структурное рассмотрение.
4. Значение соединений азота и фосфора для природы и их экологическая опасность.
Таким образом, все вышесказанное направлено на формирование, прежде всего, экологических знаний при изучении подгруппы азота учащимися 9 класса средней школы. Использование системного подхода к обучению позволяет сделать вывод не только о доступности данной методики обучения, но и о более высокой ее эффективности по сравнению с общепринятой.
Список литературы
Поделиться
Саламов А. Х., Ялхороева М. А., Парчиева М. М., Шадиева А. И. Построение экологизированного курса химии с использованием системного подхода // Перспективные научные исследования и инновационно-технологические разработки : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 27 авг. 2020г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2020. С. 77-80. URL: https://apni.ru/article/1129-postroenie-ekologizirovannogo-kursa-khimii