Введение
Народно-сценический танец как искусство тесно связано с культурой и традициями народов, а также требует от исполнителей высокого уровня технической подготовки и эмоциональной выразительности. Обучение народному танцу у детей и подростков – процесс длительный и сложный, который требует комплексного подхода и использования разнообразных методов. Важно, чтобы техника исполнения была не самоцелью, а средствами для создания ярких и запоминающихся образов на сцене.
Целью данной работы является разработка и апробация методики формирования техники исполнения народного танца у подростков 12–14 лет, а также создание образовательной программы, которая обеспечит систематическое развитие физических и технических навыков участников танцевальных коллективов. Для этого были использованы различные подходы и методы обучения, а также проведен опытно-экспериментальный анализ с целью оценки эффективности предложенной программы.
Опытно-экспериментальная работа
Техника исполнения народного танца является неотъемлемой частью образовательного процесса и требует от участников хореографических коллективов высокого уровня физической подготовки, координации и способности передавать эмоциональное содержание через движения. Техника исполнения народно-сценического танца должна быть не самоцелью, а средством для создания ярких и запоминающихся образов. В этой связи важно учитывать несколько аспектов подготовки танцоров, таких как физическая выносливость, сила, гибкость, координация движений, а также умение точно и выразительно исполнять движения, соответствующие характеру народного танца [1].
Одним из ключевых аспектов является физическая подготовленность исполнителя. Она включает в себя такие показатели, как выносливость, сила и амплитудность движений. Для того чтобы движения, исполняемые танцорами, были точными и выразительными, необходима хорошая физическая база. Это важный элемент подготовки, который требует регулярных тренировок, направленных на укрепление мышц, развитие гибкости и силы. На этапе экзерсиса у станка учащиеся выполняют упражнения для укрепления ног, стоп, развития гибкости и координации, что позволяет им достичь хороших результатов в исполнении различных элементов танца, таких как прыжки, вращения и хореографические композиции.
Координация движений также является важным элементом в обучении народному танцу [3]. В процессе обучения особое внимание уделяется развитию координационно-двигательных навыков, что позволяет учащимся правильно и точно выполнять даже самые сложные элементы. Например, при обучении дробным выстукиваниям (простым и двойным) важным является чувство ритма и точности выполнения движений. Помимо этого, необходимо развивать навыки вращений, как на месте, так и в движении, а также выполнение мужских трюков, таких как «закладка», «мельница» и другие элементы, требующие не только физической силы, но и координации всех частей тела. На практике выполнение этих элементов требует от учащихся способности быстро и точно скоординировать движения ног, рук, головы и корпуса, что достигается регулярными тренировками [2].
Особое внимание стоит уделить выразительности исполнения. Народный танец тесно связан с культурой и традициями определённого народа, и передача характера танца является важной составляющей технического мастерства исполнителя. Каждое движение в народном танце должно быть не только технически верным, но и наполненным эмоциями, характером, соответствующим музыкальному сопровождению и стилю танца. Важно научить учащихся не только правильно исполнять танцевальные элементы, но и умело передавать характер танца через манеру исполнения, что требует высокого уровня музыкальности и актёрского мастерства. Это особенно важно в работе с подростками, которые должны научиться выражать эмоции через движения, а также понимать и чувствовать музыку, которая является основой для выполнения танцевальных комбинаций.
На основе анализа ряда методик и диагностических тестов мы можем определить уровень развития техники исполнения участников хореографического коллектива.
Рис. 1. Уровень развития техники исполнения участников хореографического коллектива
Методика, разработанная для подростков 12–14 лет, включает в себя целый ряд упражнений, направленных на совершенствование этих аспектов. Важным элементом программы являются экзерсисы у станка, которые помогают развивать физическую силу и выносливость, а также улучшать технику исполнения базовых движений. Это помогает учащимся лучше овладеть такими элементами, как прыжки, вращения и дробные выстукивания, что является основой для более сложных танцевальных комбинаций. Также в программу включены упражнения, направленные на развитие гибкости и силы, что особенно важно для выполнения мужских трюков, таких как «мельница», «закладка» и другие элементы, требующие не только хорошей физической подготовки, но и точности в координации движений.
Процесс обучения народному танцу также включает работу над выразительностью и музыкальностью исполнения. Важно научить учащихся передавать эмоции через движения и чётко соблюдать ритм и манеру исполнения, соответствующую стилю танца. Например, в рамках этюдной танцевальной формы обучающимся предлагается танцевать различные народные танцы, такие как белорусский танец «Юрочка», молдавский «Хора» и татарский танец, что помогает развить не только технику, но и выразительность исполнения. Танцевальная форма в этих этюдах позволяет участникам понять, как правильно сочетать движения и музыку, передавая характер и эмоциональную насыщенность каждого танца.
Таким образом, методика направлена на всестороннее развитие участников, что позволяет им достичь высоких результатов в освоении техники народного танца. Однако, несмотря на очевидный прогресс, необходима постоянная работа над усовершенствованием техники. В ходе экспериментальной работы, в которой участвовали подростки из коллектива «Русь», были проведены различные виды тестирования для оценки уровня их подготовки и развития. Это включало как физические тесты на выносливость и силу, так и проверку техники выполнения отдельных танцевальных элементов, таких как вращения, дробные выстукивания и мужские трюки. Результаты показали, что большинство участников достигли среднего уровня подготовки, а около 35% показали высокий уровень исполнения, что подтверждает эффективность предложенной методики.
Рис. 2. Уровень развития техники исполнения участников хореографического коллектива
В рамках опытно-экспериментальной работы также были выявлены некоторые недостатки, которые требуют доработки образовательной программы. В частности, необходимо увеличить количество упражнений на развитие выносливости и улучшение координации движений, а также усложнить задачи, чтобы ученики могли освоить более сложные элементы танца. Важно также уделять внимание индивидуальным особенностям каждого ученика, что позволит достичь ещё более высоких результатов.
Таким образом, внедрение образовательной программы «Формирование техники исполнения народного танца» для подростков 12–14 лет дало положительные результаты, но требует дальнейшего совершенствования. Этапы формирования техники исполнения, такие как развитие физических и координационных способностей, а также работа над выразительностью и музыкальностью, должны быть продолжены и углублены, чтобы обеспечить максимальную эффективность обучения и подготовку участников на более высоком уровне.
Заключение
Результаты опытно-экспериментальной работы подтверждают, что методика формирования техники исполнения народного танца для подростков 12–14 лет является эффективным инструментом для развития физических и технических способностей участников хореографического коллектива. Внедрение систематизированного подхода и регулярных занятий позволяет значительно улучшить координацию движений, выносливость и выразительность исполнения. В будущем следует продолжать доработку образовательной программы, включая более сложные элементы и дополнительные упражнения, направленные на улучшение координации и выносливости. Важно также продолжить работу с индивидуальными особенностями каждого ученика, что позволит достигнуть ещё более высоких результатов в обучении народно-сценическому танцу.