Введение
Техника исполнения в хореографическом искусстве интегрирована во все стороны танцевального творчества и представляет собой сложнейшую физическую и психологическую деятельность. Такое многоаспектное явление требует не только тщательной теоретической проработки, но и практического освоения для гармоничного и выразительного выступления на сцене. Поэтому в данной статье рассматриваются основные составляющие техники исполнения, особенности ее формирования в различных хореографических традициях, в том числе и в народном танце.
Понятие «техника исполнения» как объект научного исследования
Техника исполнения в хореографическом искусстве – достаточно сложное и многоструктурное явление, требующее глубокого теоретического осмысления и практического исследования. Техника как таковая является неотъемлемой частью человеческой деятельности с древнейших времен, когда человек начал создавать орудия труда и развивать свои навыки. В современном обществе техника занимает одно из ключевых мест, что делает ее объектом пристального внимания со стороны различных научных дисциплин.
Понятие «техника» имеет глубокие исторические корни. В античности слово «техника» (греч. τέχνη) означало искусство, мастерство, умение создавать полезные вещи. Однако в то время техника считалась низшим уровнем деятельности, связанным с физическим трудом. В эпоху Возрождения, а затем Просвещения техника стала средством познания и изменения мира. В работах Карла Маркса техника предстает как «производительные органы общественного человека», которые являются результатом прошлого труда, овеществленной силой знания [4, с. 382-397]. Далее Маркс утверждает, что техника – это не только материальные вещи, но и система знаний, навыков и умений, с помощью которых человек может взаимодействовать с природой и обществом.
Философия техники начала формироваться как самостоятельная дисциплина в конце XIX века. Немецкий философ Эрнст Капп в своей работе «Основные направления философии техники» (1877) впервые ввел термин «философия техники». Он рассматривал технику как продолжение человеческого тела, как инструмент, расширяющий возможности человека. Позже русский инженер П. К. Энгельмейер в брошюре «Технический обзор XIX века» (1898) впервые сформулировал задачи философии техники, указав на ее значение для развития цивилизации [7].
Современный исследователь В. М. Розин понимает технику как артефакт, созданный человеком с использованием определенных знаний, опыта и организации деятельности. По его мнению, техника – это не только материальный объект, но и система, включающая в себя замыслы, идеи, технологии [5].
Техника исполнения в данном контексте является важнейшим элементом, особенно в музыкальном и хореографическом искусстве. Техника исполнения в аспекте музыкального искусства описывается как навык и умение, развиваемые музыкантом или певцом в процессе освоения исполнения произведения, позволяющие ему выразить художественный замысел. По мнению В. Д. Иванова, исполнительская техника может быть описана как: «совокупность сформированных специальных навыков и умений, а также согласованных слухо-двигательных действий и двигательных схем, активно включенных в процесс звукопроизводства и художественного интонирования» [3].
В хореографическом искусстве техника исполнения охватывает не только физические навыки, но и способность танцовщика выражать эмоции и смысл через движение. По словам Г. М. Цыпина, техника – это способность художника выразить в своем произведении именно то, что он хочет выразить [6]. В хореографии – это умение танцовщика материализовать свой замысел в движениях, которые должны быть не только технически совершенными, но и художественно выразительными.
Техника исполнения в хореографии – это сложная система, включающая в себя как физические, так и психологические аспекты: она предполагает развитие координации, гибкости, силы, выносливости, способности к импровизации и выразительности. Танцевальная техника формируется годами тренировок, когда танцор учится устойчивости (апломбу), выворотности, растяжке, прыжкам и вращениям.
В хореографии особое внимание уделяется развитию координации и чувства ритма. Координация в танце подразумевает согласование всех частей тела в пространстве и времени и требует высокой степени контроля и точности. Именно благодаря чувству ритма танцор может синхронизировать свои движения с музыкой, что является важной составляющей выразительности.
Техника исполнения в хореографии – это не набор физических навыков, а сложная система, включающая в себя координацию, ритм, выразительность и творчество. Она требует многих лет обучения и требует от танцовщика не только физической подготовки, но и глубокого понимания хореографического языка. Техника исполнения лежит в основе создания художественного образа в танце и в целом является важным объектом научных исследований в области хореографии.
Структура техники исполнения участников хореографических коллективов
Структура исполнительской техники участников хореографических коллективов очень сложна. Она состоит из нескольких компонентов, которые влияют друг на друга: основы развития исполнительского мастерства, позволяющие танцору достичь высокого технического и художественного совершенства в том или ином жанре хореографии [1].
Двигательно-технический аспект связан с развитием физических качеств – силы, гибкости, выносливости и координации. Он включает в себя освоение базовых элементов танца: устойчивости, выворотности, растяжки, прыжков и вращений, которые являются основой для более сложных хореографических комбинаций.
В данной работе координация движений будет пониматься как способность танцора гармонизировать движение различных частей тела в пространстве и времени, включая развитие баланса, ориентацию в пространстве и дифференциацию мышечных усилий. Координация – неотъемлемая часть техники исполнения, которая позволяет артисту даже очень сложные движения выполнять легко и точно.
Чувство ритма включает в себя способность танцора синхронизировать свои движения с музыкальными. Это предполагает выделение сильных и слабых долей рисунка, воспроизведение некоторых ритмических структур и выполнение движений в заданном темпе. Развитие чувства ритма считается одной из важных задач хореографической педагогики, поскольку позволяет танцорам выражать свои эмоции через движения.
Пространственная ориентация объясняется способностью танцора ориентироваться на сцене, возможностью исполнителя развивать движения в различных направлениях, а также научиться выполнять повороты, вращения или взаимодействовать с другими исполнителями на месте.
Художественное самовыражение – это возможность танцора показать свои чувства и смыслы через движение. Она включает в себя актерское мастерство, пластическую экспрессию и творческое воображение. Художественная выразительность – одна из важнейших исполнительских техник, которая позволяет танцору создавать на сцене яркие и запоминающиеся образы.
Иными словами, в структуру техники исполнения в хореографии вошли двигательно-технический, координационный, ритмический, пространственно-ориентировочный и художественно-выразительный компоненты. Они составляют основу развития исполнительского мастерства и позволяют танцору достичь высокого уровня технического и художественного совершенства.
Особенности формирования исполнительской техники участников ансамбля народного танца
В народном танце накоплен большой арсенал выразительных средств, служащих для воплощения содержания хореографического произведения. Особенности в технике исполнения также будут определяться в народном танце, традициями и культурой того или иного народа.
Важнейшее место в женском народном танце занимают такие элементы, как вращения, дроби и топот. Вращения требуют высокой степени координации и устойчивости, сохранения равновесия при выполнении сложных комбинаций [2]. Дробь и топанье развивают ритм и четкость движений.
Мужской народный танец изобилует элементами силы и трюков: хлопки, прыжки, подскоки. Все это требует отличной физической подготовки, крепких и выносливых мышц, хорошей выносливости. Большое внимание уделяется развитию координации и умению легко и точно выполнять сложные движения.
Таким образом, исполнение народного танца будет иметь свои особенности с точки зрения традиций и культуры того или иного народа. В аспекте, связанном как с физическим, так и с художественным, это станет объектом, заслуживающим внимания в хореографической педагогике.
Заключение
Представлен теоретический анализ научно-методической литературы, доказывающий, что техника исполнения в хореографии – сложное, многогранное образование, требующее не только физической подготовки, но и глубокого проникновения в законы хореографического языка, эмоциональной выразительности, творческого подхода. Овладение всеми составляющими техники исполнения позволяет танцовщику свободно чувствовать себя на сцене и создавать выразительные художественные образы.