Первоначально под «научной коммуникацией» понимался однонаправленный процесс передачи знаний от ученых общественности [2, с. 51]. Постнеклассический этап развития науки характеризуется новым уровнем взаимодействия науки и социума. Ученые, как трансляторы научного знания, играют ведущую роль в качестве экспертов в решении политических и экономических проблем общества. В таких условиях возникает острая необходимость просвещения населения, повышения его научной грамотности, и эти вопросы успешно решает эффективная коммуникация между учеными и общественностью [6, с. 149].
В России популяризация науки осуществляется посредством различных коммуникационных каналов. Существуют книжные серии, журналы, газеты, телеканалы (Наука 2.0 и т. п.), а также электронные ресурсы, блоги, сообщества в социальных сетях, мультимедийные проекты [3, с. 84]. Например, в 2017 году в Ростове-на-Дону был запущен проект НаукаPRO https://vk.com/nauka_pro_rnd, который объединил учёных и научных журналистов, работающих в этой сфере.
Как следует из описания, проект НаукаPRO создаёт образовательно-просветительские видеоролики и выкладывает их в бесплатный открытый доступ на онлайн-платформах и в соцсетях. В видеороликах учёные и специалисты всевозможных областей максимально доступно и понятно освещают самые разные темы науки, искусства и культуры с целью повысить их статус в обществе и привлечь в науку молодое поколение [7].
Сегодня происходит существенная трансформация взаимодействия научного и образовательного сообщества со СМИ, в ВУЗах ведется подготовка по профилям «Научные коммуникации», «Коммуникации в сфере науки и технологий» [5, с. 397].
С формированием принципиально новых цифровых инструментов коммуникации ученых возникает вопрос для исследователей – способствуют ли информационные компьютерные технологии формированию нового знания. С одной стороны, использование информационно-коммуникативных технологий отвечает запросам времени, без них невозможна научная деятельность современного ученого, возникает новое сетевое пространство для научных коммуникаций, с другой стороны, вопрос о порождении принципиально нового знания в компьютерных сетях остается открытым [4, с. 37]. Особый исследовательский интерес представляет такое современное медиаявление как научное блогерство.
Так, в 2023 году Минпросвещения РФ назвало «Блогером года» по итогам конкурса «ПРО Образование» Илью Овчинникова, инженера-испытателя, одного из основателей проекта «Объединенные космосом» https://vk.com/aerospaceproject. Свой блог во ВКонтакте ученый ведет с 2020 года [9].
Рассмотрим динамику и медиаактивность научно-исследовательского сообщества в региональном аспекте на примере Волгоградской области. В данном случае под сообществом мы понимаем всю совокупность исследователей на территории региона от аспирантов до докторов наук, а не сообщество как особый вид групповых коммуникаций.
В таблице представлены данные Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Волгоградской области из раздела «Наука и инновации» Ежегодного статистического отчета в пятилетнем периоде [8, с. 525-542].
Таблица
Динамика научно-исследовательской сферы на территории Волгоградской области
№ | Основные показатели | 2019 | 2022 | 2023 |
1 | Кол-во организаций, занимающихся научными разработками и исследованиями | 47 | 53 | 52 |
2 | Численность задействованных специалистов, тыс. чел. | 3,5 | 3,6 | 3,7 |
3 | Доля исследователей, %, в т. ч. имеющие ученую степень доктора и кандидата наук | 52,5 20,2 | 54,7 18,1 | 55,3 17,7 |
4 | Доля ученых моложе 39 лет | каждый третий | каждый второй | каждый второй |
5 | Доля ученых по сферам исследований [1], %, в т.ч.: · технические · сельскохозяйственные · медицинские · естественные · общественные и гуманитарные |
70,5 7,8 9,0 6,9 5,8 |
67,3 10,0 9,6 7,5 5,6 |
68,2 11,6 7,1 6,7 6,4 |
Как видно, из таблицы, на территории Волгоградской области наблюдается незначительный рост числа исследователей, «лицо ученого молодеет», в то же время можно отметить нестабильное распределение по сферам исследований и снижение числа исследователей, имеющих степень кандидата или доктора наук. Согласно статистическому отчету при том, что число аспирантов с 2019 по 2023 год увеличилось с 768 до 1103 человек, число выпущенных аспирантов, получивших степень кандидатов наук сократилось со 170 до 153 человек. Число же докторантов уменьшилось практически в 2 раза – с 31 до 16 человек, неукоснительно падает и число выпущенных докторантов. С 2019 по 2023 год оно снизилось с 10 до 7 человек. Некоторый подъем наблюдался в 2021 году, тогда степень доктора наук получило 13 человек. В данной статье мы не ставим целью выявить причины таких явлений и влияющих на формирование научного сообщества в регионе факторов, а только обозначаем общий контур и тенденции. Стоит также отметить, что в пределах ЮФО Волгоградская область на протяжении всего периода стабильно занимает третье место по количеству исследователей.
В ситуации неравномерного развития научного сообщества Волгоградской области особую роль приобретает популяризация не только самой науки, но и ученых региона.
Рассмотрим перспективы популяризации науки на примере анализа присутствия персональных страниц волгоградских ученых в социальной сети ВКонтакте, позиционирующих себя и свою научно-исследовательскую работу для широкой аудитории. При попытке поиска исследователей Волгоградской области нами были использованы такие запросы, как «профессор, Волгоград», «ученый, Волгоград», «доктор наук, Волгоград», «преподаватель, Волгоград». Результатами поиска стали 2 группы профессоров из:
- Волгоградского государственного университета (ВолГУ) – И. В. Черемисовой, https://vk.com/club93914573, в которой последние записи датируются 17 августа 2022 года, группа имеет 107 подписчиков.
- Российской академии народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС) – Мироновой С. М., https://vk.com/science_mironova, регулярный контент в которой стал публиковаться с ноября 2023 года, а число подписчиков составляет 457.
Остальные запросы путем подбора различных словосочетаний, относящихся к теме исследования, через использование автоматического поиска не дали результатов. При поиске мы учитывали алгоритм работы социальных сетей, который определяет пользователя по заданным параметрам только если «слова-маячки» содержатся в названии страницы, группы или профиля. Вероятно, в социальной сети ВКонтакте присутствуют волгоградские исследователи, которые ведут активную научно-популярную деятельность на личных страницах, но они не нацелены на взаимодействие с широкой аудиторией, взаимодействуют только с уже известными, так называемыми, «теплыми контактами», не видят необходимости в расширении и продвижении своего научного опыта посредством социальных сетей.
Таким образом, на основе первичного запроса в социальной сети ВКонтакте, ограниченного территорий Волгоградской области, можно сделать вывод о сохраняющемся и не использованном потенциале деятельности по популяризации науки в социальных сетях.