Главная
АИ #6 (241)
Статьи журнала АИ #6 (241)
Научные коммуникации и популяризация науки: региональный аспект

Научные коммуникации и популяризация науки: региональный аспект

Научный руководитель

Рубрика

Спецвыпуск

Ключевые слова

коммуникации
научные коммуникации
ученый
исследователь
научное общество
медиа
блогинг

Аннотация статьи

Глобализация, стремительное развитие науки и новых технологий, рост количества информации и знания, расширение участия общества в решении различных проблем, в частности связанных с научно-техническими достижениями, вызывают необходимость постоянного тесного взаимодействия между учеными, политиками и общественностью, налаживания эффективной коммуникации. Одним из преимуществ в научной коммуникации становится умение ученых своевременно и понятно рассказать о сути своих открытий и изысканий, о перспективах использования научных наработок в медиапространстве, используя возможности таких коммуникационных каналов, как социальные сети. В данной статье современные коммуникационные вызовы рассмотрены на примере научного сообщества Волгоградской области.

Текст статьи

Первоначально под «научной коммуникацией» понимался однонаправленный процесс передачи знаний от ученых общественности [2, с. 51]. Постнеклассический этап развития науки характеризуется новым уровнем взаимодействия науки и социума. Ученые, как трансляторы научного знания, играют ведущую роль в качестве экспертов в решении политических и экономических проблем общества. В таких условиях возникает острая необходимость просвещения населения, повышения его научной грамотности, и эти вопросы успешно решает эффективная коммуникация между учеными и общественностью [6, с. 149].

В России популяризация науки осуществляется посредством различных коммуникационных каналов. Существуют книжные серии, журналы, газеты, телеканалы (Наука 2.0 и т. п.), а также электронные ресурсы, блоги, сообщества в социальных сетях, мультимедийные проекты [3, с. 84]. Например, в 2017 году в Ростове-на-Дону был запущен проект НаукаPRO https://vk.com/nauka_pro_rnd, который объединил учёных и научных журналистов, работающих в этой сфере.

Как следует из описания, проект НаукаPRO создаёт образовательно-просветительские видеоролики и выкладывает их в бесплатный открытый доступ на онлайн-платформах и в соцсетях. В видеороликах учёные и специалисты всевозможных областей максимально доступно и понятно освещают самые разные темы науки, искусства и культуры с целью повысить их статус в обществе и привлечь в науку молодое поколение [7].

Сегодня происходит существенная трансформация взаимодействия научного и образовательного сообщества со СМИ, в ВУЗах ведется подготовка по профилям «Научные коммуникации», «Коммуникации в сфере науки и технологий» [5, с. 397].

С формированием принципиально новых цифровых инструментов коммуникации ученых возникает вопрос для исследователей – способствуют ли информационные компьютерные технологии формированию нового знания. С одной стороны, использование информационно-коммуникативных технологий отвечает запросам времени, без них невозможна научная деятельность современного ученого, возникает новое сетевое пространство для научных коммуникаций, с другой стороны, вопрос о порождении принципиально нового знания в компьютерных сетях остается открытым [4, с. 37]. Особый исследовательский интерес представляет такое современное медиаявление как научное блогерство.

Так, в 2023 году Минпросвещения РФ назвало «Блогером года» по итогам конкурса «ПРО Образование» Илью Овчинникова, инженера-испытателя, одного из основателей проекта «Объединенные космосом» https://vk.com/aerospaceproject. Свой блог во ВКонтакте ученый ведет с 2020 года [9].

Рассмотрим динамику и медиаактивность научно-исследовательского сообщества в региональном аспекте на примере Волгоградской области. В данном случае под сообществом мы понимаем всю совокупность исследователей на территории региона от аспирантов до докторов наук, а не сообщество как особый вид групповых коммуникаций.

В таблице представлены данные Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Волгоградской области из раздела «Наука и инновации» Ежегодного статистического отчета в пятилетнем периоде [8, с. 525-542].

Таблица

Динамика научно-исследовательской сферы на территории Волгоградской области

Основные показатели

2019

2022

2023

1

Кол-во организаций, занимающихся научными разработками и исследованиями

47

53

52

2

Численность задействованных специалистов, тыс. чел.

3,5

3,6

3,7

3

Доля исследователей, %,

в т. ч. имеющие ученую степень доктора и кандидата наук

52,5

20,2

54,7

18,1

55,3

17,7

4

Доля ученых моложе 39 лет

каждый третий

каждый второй

каждый второй

5

Доля ученых по сферам исследований [1], %,

в т.ч.:

· технические

· сельскохозяйственные

· медицинские

· естественные

· общественные и гуманитарные

 

 

70,5

7,8

9,0

6,9

5,8

 

 

67,3

10,0

9,6

7,5

5,6

 

 

68,2

11,6

7,1

6,7

6,4

Как видно, из таблицы, на территории Волгоградской области наблюдается незначительный рост числа исследователей, «лицо ученого молодеет», в то же время можно отметить нестабильное распределение по сферам исследований и снижение числа исследователей, имеющих степень кандидата или доктора наук. Согласно статистическому отчету при том, что число аспирантов с 2019 по 2023 год увеличилось с 768 до 1103 человек, число выпущенных аспирантов, получивших степень кандидатов наук сократилось со 170 до 153 человек. Число же докторантов уменьшилось практически в 2 раза – с 31 до 16 человек, неукоснительно падает и число выпущенных докторантов. С 2019 по 2023 год оно снизилось с 10 до 7 человек. Некоторый подъем наблюдался в 2021 году, тогда степень доктора наук получило 13 человек. В данной статье мы не ставим целью выявить причины таких явлений и влияющих на формирование научного сообщества в регионе факторов, а только обозначаем общий контур и тенденции. Стоит также отметить, что в пределах ЮФО Волгоградская область на протяжении всего периода стабильно занимает третье место по количеству исследователей.

В ситуации неравномерного развития научного сообщества Волгоградской области особую роль приобретает популяризация не только самой науки, но и ученых региона.

Рассмотрим перспективы популяризации науки на примере анализа присутствия персональных страниц волгоградских ученых в социальной сети ВКонтакте, позиционирующих себя и свою научно-исследовательскую работу для широкой аудитории. При попытке поиска исследователей Волгоградской области нами были использованы такие запросы, как «профессор, Волгоград», «ученый, Волгоград», «доктор наук, Волгоград», «преподаватель, Волгоград». Результатами поиска стали 2 группы профессоров из:

  1. Волгоградского государственного университета (ВолГУ) – И. В. Черемисовой, https://vk.com/club93914573, в которой последние записи датируются 17 августа 2022 года, группа имеет 107 подписчиков.
  2. Российской академии народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС) – Мироновой С. М., https://vk.com/science_mironova, регулярный контент в которой стал публиковаться с ноября 2023 года, а число подписчиков составляет 457.

Остальные запросы путем подбора различных словосочетаний, относящихся к теме исследования, через использование автоматического поиска не дали результатов. При поиске мы учитывали алгоритм работы социальных сетей, который определяет пользователя по заданным параметрам только если «слова-маячки» содержатся в названии страницы, группы или профиля. Вероятно, в социальной сети ВКонтакте присутствуют волгоградские исследователи, которые ведут активную научно-популярную деятельность на личных страницах, но они не нацелены на взаимодействие с широкой аудиторией, взаимодействуют только с уже известными, так называемыми, «теплыми контактами», не видят необходимости в расширении и продвижении своего научного опыта посредством социальных сетей.

Таким образом, на основе первичного запроса в социальной сети ВКонтакте, ограниченного территорий Волгоградской области, можно сделать вывод о сохраняющемся и не использованном потенциале деятельности по популяризации науки в социальных сетях.

Список литературы

  1. Классификация областей науки (в соответствии с Номенклатурой научных специальностей, по которым присуждаются ученые степени, утвержденной приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 февраля 2021 г. № 118 (зарегистрирован Минюстом России 6 апреля 2021 г., регистрационный № 62998)). URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202104060043.
  2. Булавинова М.П. Научная коммуникация: факторы развития (обзор). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nauchnaya-kommunikatsiya-faktory-razvitiya-obzor/viewer.
  3. Домнина Т.Н. Научные журналы: количество, темпы роста / Т.Н. Домнина, О.А. Хачко // Информационное обеспечение науки: новые технологии: Сборник научных трудов. – Москва: БЕН РАН, 2015. – С. 83-96.
  4. Ломовицкая В.М. Из истории изучения научных коммуникаций // Социология науки и технологий. 2017, № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/iz-istorii-izucheniya-nauchnyh-kommunikatsiy (дата обращения: 15.01.2025).
  5. Покотыло М.В. Проблемы и перспективы развития научных коммуникаций в России. URL: https://scipress.ru/philology/articles/problemy-i-perspektivy-razvitiya-nauchnykh-kommunikatsij-v-rossii.html.
  6. Пособие по общественным связям в науке и технологиях / Под ред. М. Букки. – Москва: Альпина нон-фикшн, 2018. – 592 с. - ISBN 978-5-91671-696-2. – Текст: электронный. – URL: https://znanium.com/catalog/product/2031736.
  7. Просветительский проект НаукаPRO. URL: https://dobro.ru/project/10003515.
  8. Статистический ежегодник «Волгоградская область 2023»: официальное издание Волгоградстат. URL: https://34.rosstat.gov.ru/storage/mediabank/ЕЖЕГОДНИК_2023(1).pdf.
  9. URL: https://edu.gov.ru/press/7931/v-moskve-nagradilipobediteley-vserossiyskogo-konkursa-proobrazovanie-2023/.

Поделиться

113

Бубликова И. А. Научные коммуникации и популяризация науки: региональный аспект // Актуальные исследования. 2025. №6 (241). se.С. 6-9. URL: https://apni.ru/article/11303-nauchnye-kommunikacii-i-populyarizaciya-nauki-regionalnyj-aspekt

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Спецвыпуск»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#8 (243)

Прием материалов

22 февраля - 28 февраля

осталось 7 дней

Размещение PDF-версии журнала

5 марта

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

19 марта