Главная
АИ #6 (241)
Статьи журнала АИ #6 (241)
Применение искусственного интеллекта в организации самостоятельного обучения на ...

Применение искусственного интеллекта в организации самостоятельного обучения на примере предмета «Основы программирования»

Научный руководитель

Рубрика

Информационные технологии

Ключевые слова

искусственный интеллект
самостоятельное обучение
программирование
адаптивное обучение
автоматическая проверка кода
персонализация обучения
чаи-боты и виртуальные наставники
образовательные платформы
перспективы искусственного интеллекта в образовании

Аннотация статьи

В данной статье исследуется применение технологий искусственного интеллекта для организации самостоятельного обучения на курсе «Основы программирования». Рассматриваются возможности персонализации обучения, автоматической проверки кода, использования чат-ботов и виртуальных наставников, а также моделирование индивидуальных учебных траекторий. Обзор современных образовательных платформ демонстрирует преимущества и ограничения интеграции искусственного интеллекта в образовательный процесс. Отмечается, что оптимальная образовательная среда создаётся сочетанием решений с искусственным интеллектом и традиционных методов обучения.

Текст статьи

В современном мире информационные технологии проникают во все сферы жизни, и образование не является исключением. Особенно заметна тенденция перехода к самостоятельному обучению, где студент сам планирует своё образовательное время и осваивает учебный материал без постоянного присутствия преподавателя. При этом предмет «Основы программирования» требует не только усвоения теоретических знаний, но и активной практической работы. Проблема заключается в том, что самостоятельное обучение часто сопровождается отсутствием оперативной обратной связи, трудностями в выявлении и устранении ошибок, а также недостатком персонализированного подхода. В таких условиях применение искусственного интеллекта приобретает особую актуальность, поскольку современные технологии способны адаптировать учебный процесс под индивидуальные особенности каждого обучающегося.

Рассмотрим искусственный интеллект в организации самостоятельного изучения курса «Основы программирования». Программирование – это дисциплина, требующая не только теоретического понимания, но и активной практики, анализа ошибок и постоянного совершенствования навыков. Искусственный интеллект способен сделать процесс обучения более персонализированным, интерактивным и эффективным. Искусственный интеллект уже активно используется в образовании, помогая решать такие задачи, как адаптация учебных материалов, автоматическая проверка заданий, анализ прогресса студентов и генерация индивидуальных рекомендаций. В контексте самостоятельного обучения по программированию можно выделить несколько ключевых функций искусственного интеллекта:

  1. Персонализация обучения (включает в себя – определение уровня подготовки студента на основе его ответов и решений задач, адаптация сложности упражнений и предложенных тем под индивидуальные потребности, автоматическое выявление пробелов в знаниях и предложений для их устранения).
  2. Автоматическая проверка кода и обратная связь (состоит из – быстрого тестирования программного кода на наличие ошибок, подсказок и разъяснений, почему та или иная ошибка возникла, анализа стиля кода и предложения по его улучшению).
  3. Обучение через диалоговые системы и чат-боты (имеет такие функции как, ответы на вопросы студентов в реальном времени, пошаговые объяснения сложных тем, разбор распространенных ошибок на примерах).
  4. Моделирование учебного процесса (подбор оптимального темпа обучения, мотивация через игровые элементы и награды, создание персонального учебного плана с учетом предпочтений студента).

Современные платформы, такие как CodeSignal, LeetCode, Stepik, JetBrains Academy и CodinGame, используют искусственный интеллект для анализа решений студентов, адаптации заданий и предоставления рекомендаций. Например, Stepik применяет алгоритмы машинного обучения для автоматической проверки решений и подбора персонализированного контента. Искусственный интеллект может анализировать ошибки, допущенные студентом, и предлагать дополнительные материалы по темам, в которых он испытывает трудности. Такой подход позволяет студенту не просто заучивать материал, но глубже понимать его.

Автоматические помощники, такие как ChatGPT, могут выполнять функции виртуального наставника. Например, студент пишет код на Python, но получает ошибку. Вместо того чтобы тратить время на поиск решения в интернете, он может задать вопрос помощнику с искусственным интеллектом, который объяснит, в чем проблема, и предложит исправленный вариант.

Искусственный интеллект может анализировать, какие темы студент усваивает быстрее, а какие вызывают трудности, и на основе этого предлагать персонализированные учебные маршруты. Например, если студент быстро справляется с базовыми задачами на переменные и условия, система предложит ему перейти к более сложным темам, таким как рекурсия или работа с API; если у студента возникают сложности с циклами, система предложит дополнительные упражнения и поясняющие материалы. Такой адаптивный подход позволяет сократить время на изучение уже освоенных тем и сосредоточиться на сложных моментах.

Обычные автопроверяющие системы в основном оценивают правильность вывода программы, но современные инструменты с искусственным интеллектом способны анализировать сам код, охватывая сразу логическую правильность, оптимальность алгоритма, читаемость и соответствие стилю кодирования. Например, CodeSignal использует искусственный интеллект для оценки качества кода с точки зрения эффективности и читаемости. Это помогает студентам не просто решать задачи, но и писать хороший код, соответствующий стандартам.

Преимущества использования искусственного интеллекта в самостоятельном обучении:

  1. Гибкость и доступность – студенты могут учиться в любое время, не зависимо от преподавателя.
  2. Персонализация – материалы адаптируются под уровень знаний и темп усвоения.
  3. Быстрая обратная связь – мгновенный анализ ошибок и рекомендации по улучшению.
  4. Эффективность – сокращение времени на поиск решений и повышение качества обучения.

Ограничения и вызовы использования искусственного интеллекта в самостоятельном обучении:

  1. Отсутствие человеческого фактора – искусственный интеллект не заменяет полноценное общение с преподавателем и коллегами.
  2. Ограничения в понимании сложных вопросов – искусственный интеллект не всегда может дать детальное объяснение на глубоком уровне.
  3. Риск зависимости от технологии – чрезмерное использование искусственного интеллекта может привести к снижению самостоятельного мышления.

Применение искусственного интеллекта в организации самостоятельного изучения «Основ программирования» открывает новые возможности для эффективного, гибкого и персонализированного обучения. Искусственный интеллект помогает анализировать прогресс студентов, адаптировать учебные материалы, проверять код и мотивировать к обучению через игровые механики.

Однако искусственный интеллект не должен заменять традиционные методы обучения, а скорее дополнять их, обеспечивая поддержку и удобные инструменты для развития навыков программирования. Оптимальный подход – сочетание ассистентов с искусственным интеллектом, интерактивных платформ и живого общения с преподавателями и сообществом программистов.

В дальнейшем развитие технологий искусственного интеллекта в образовании позволит сделать процесс обучения еще более адаптивным, эффективным и доступным, что особенно важно в условиях цифровой трансформации общества.

Список литературы

  1. Карпенко, О. М. Искусственный интеллект в образовании / О. М. Карпенко, М. П. Карпенко // Инновации в образовании. – 2022.
  2. Околелов, О. П. Искусственный интеллект в образовании / О. П. Околелов. – Москва-Берлин : ООО "Директмедиа Паблишинг", 2020.
  3. Садыкова, А. Р. Искусственный интеллект как компонент инновационного содержания общего образования: анализ мирового опыта и отечественные перспективы / А. Р. Садыкова, И. В. Левченко // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. – 2020.
  4. Паскова, А. А. Технологии искусственного интеллекта в персонализации электронного обучения // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2019.
  5. Холмс, У. и др. Искусственный интеллект в образовании : Перспективы и проблемы для преподавания и обучения / У. Холмс, М. Бялик, Ч. Фейдел. – Москва : Альпина ПРО, 2022.
  6. Официальный сайт онлайн-платформы Stepik. URL: https://stepik.org
  7. Coursera [Электронный ресурс]. – URL: https://www.coursera.org

Поделиться

125

Курбанова К.. Применение искусственного интеллекта в организации самостоятельного обучения на примере предмета «Основы программирования» // Актуальные исследования. 2025. №6 (241). Ч.I.С. 42-44. URL: https://apni.ru/article/11307-primenenie-iskusstvennogo-intellekta-v-organizacii-samostoyatelnogo-obucheniya-na-primere-predmeta-osnovy-programmirovaniya

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#8 (243)

Прием материалов

22 февраля - 28 февраля

осталось 7 дней

Размещение PDF-версии журнала

5 марта

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

19 марта