Развитие коммуникативной компетенции студентов в процессе обучения деловому общению при изучении иностранного языка в неязыковом вузе

В процессе обучения деловому общению происходит развитие коммуникативной компетентности студента. Изучение иностранного языка способствует развитию коммуникативной компетентности, формирует способность студента использовать его в качестве инструмента коммуникации. Актуальность делового общения в ориентации подготовки на личностно-деятельностное развитие студента.

Аннотация статьи
видео
личностно-деятельностное развитие студента
аргументированные дискурсивные навыки студента
механизмы мышления
элемент проблемности
игровые симуляции
интерактивная доска
способы активизации коммуникативных навыков
мотивация коммуникативной направленности
коммуникативная модель обучения иноязычному общению
Ключевые слова

Радикальные преобразования социально-политического уклада российского общества и становление экономики рыночного типа обусловили необходимость модернизации системы образования, основной задачей которой является подготовка профессионалов высокого класса - специалистов новой формации, способных к самостоятельной высококвалифицированной деятельности и ориентированных на дальнейшее повышение профессиональной компетентности. Особое значение в связи с этим приобретает проблема эффективной деловой коммуникации, которая стала рассматриваться в России лишь в конце ХХ века в связи с изменениями внутренней и внешней политической, экономической, социальной, правовой обстановки.

Изучение иностранных языков в современном обществе становится неотъемлемой составляющей профессиональной подготовки специалистов разного профиля, и от степени их языковой подготовки во многом может зависеть их дальнейший карьерный рост. Следовательно, ВУЗ должен обеспечить определенный уровень владения иностранным языком, однако, не следует забывать, что успех обучения во многом зависит от методики работы преподавателя иностранного языка в контексте решения конкретных образовательных задач. Изучение иностранного языка способствует развитию коммуникативной компетентности, формирует способность студента использовать его в качестве инструмента коммуникации, что на сегодняшний день особенно ценится среди выпускников неязыковых ВУЗов.

В центре учебного процесса должна находится деятельность, направленная на развитие умений и навыков общения на иностранном языке в профессиональном контексте. Ее цель – формирование и совершенствование коммуникативных навыков и умений студентов, изучающих деловой английский язык, то есть способностей осуществлять общение посредством иностранного языка в различных ситуациях в процессе профессионального взаимодействия с другими участниками общения, например по таким темам, как Job Interview, Presentations, Business Meetings, Negotiations. Это позволит за счет правдоподобного контекста и усиления элемента проблемности, способствующего развитию механизмов мышления и аргументированных дискурсивных навыков студента, дать возможность студентам применить на практике сформированные коммуникативные умения для решения конкретных проблем в условиях реального делового общения [7].

В процессе обучения возможно выделение некоторых задач, обеспечивающих формирование и совершенствование профессионального общения на иностранном языке: актуализация знаний единиц и грамматических правил; формирование умения выбирать и использовать адекватные языковые нормы в зависимости от цели и ситуации общения; совершенствование умений понимать различные виды коммуникативных высказываний, а также строить целостные, связные и логичные высказывания; развитие способностей выбирать вербальные и невербальные средства в случае коммуникативной неудачи; расширение знаний о социокультурных особенностях представителей стран изучаемого языка, их традициях и нормах речевого поведения, а также формирование умения понимать и адекватно использовать их в процессе общения, оставаясь при этом носителем своей культуры [6].

Следует подчеркнуть особую актуальность делового общения в ориентации подготовки на личностно-деятельностное развитие студента. Содержание такой подготовки основывается, прежде всего, на гуманистических представлениях о задачах профессиональной деятельности, желательных качеств личности, в рамках данной работы – это коммуникативная компетентность «делового общения», творческая активность в рамках профессиональной компетентности. При этом основным средством «делового общения» является естественный язык, который обладает информационными и коммуникативными свойствами. Под языком понимается форма коммуникации людей в специфическом социальном контексте. При этом языковая информация представляет собой самое надежное и совершенное социальное средство коммуникации и приобретения информации, которое служит обмену мыслями и чувствами и выражает при этом содержание общественных отношений. Следовательно, мотивация коммуникативной направленности - один из наиболее важных резервов повышения эффективности обучения иностранному языку студентов.

Одним из основных требований современной программы по иностранным языкам для неязыковых вузов является реализация коммуникативной компетентности в процессе обучения. Целью обучения иностранному языку становится не только деловое общение по четырем взаимосвязанным видам речевой деятельности (аудирование, говорение, чтение и письмо), но и овладение языком как средством выражения своих мыслей. При этом современная концепция обучения иностранным языкам в вузе заключается в соблюдении требований базового стандарта и является коммуникативной по цели и технологии.

Научно-теоретические основы для коммуникативно-деятельностного подхода были заложены в работах отечественных и зарубежных ученых (И.Л. Бим, И.А. Зимней, Г.А. Китайгородской, А.Н. Леонтьева, Ю.И. Пассова, В.Л. Скалкина, H. Douglas, Jack C. Richards и др.). Коммуникативная методика предусматривает максимальное погружение студента в языковой процесс, основная цель этой методики - научить студента сначала свободно говорить на английском языке, а потом думать на нем. Возможности реализации коммуникативного подхода в профильном ВУЗе в значительной степени выше, нежели в неязыковом учебном заведении.

Не секрет, что в неязыковом вузе при изучении иностранного языка возникает ряд трудностей, обусловленных следующими факторами:

1) акцент преподавания делается на профессиональных дисциплинах, к которым иностранный язык не принадлежит. При изучении же иностранного языка, как и других непрофильных дисциплин, у большинства студентов присутствует исключительно внешняя мотивация;

2) в неязыковых вузах часто в одной группе учатся студенты с разным уровнем владения иностранным языком, в результате чего снижается мотивация сильных студентов, и наблюдается отсутствие интересов слабых;

3) ограниченное количество часов, выделяемых на изучение иностранного языка в неязыковом вузе, не позволяет овладеть им на должном уровне.

Таким образом, преподавателю неязыкового ВУЗа следует определить пути решения вышеуказанных трудностей. Для стимулирования у студентов внутренней мотивации преподаватель может:

  • влиять на прямое поведение в отношении конкретных целей (карьерные перспективы);
  • стимулировать настойчивость в учебной деятельности (дополнительные бонусы);
  • повышать познавательную деятельность (заинтересованные в профессиональной деятельности студенты используют информацию из зарубежных источников, профессиональных сайтов), что в свою очередь приведет к развитию коммуникативной компетентности.

Решение проблемы, связанной с разницей в знаниях студентов, может быть осуществлено посредством уровневого подхода к формированию групп, что предполагает:

  • формирование студенческих групп по уровню знаний (группа A,B,C);
  • планирование учебного процесса посредством степени активизации речевой деятельности студента;
  • возможность последующего перевода студента в группу с более высоким уровнем знаний.

Решение третьей проблемы можно предложить непосредственно использованием элементов коммуникативной методики. Коммуникативный подход к языку имеет различные характеристики, отличающие его от предыдущих методов:

  • понимание происходит через активное взаимодействие студентов на иностранном языке, с привлечением таких способов активизации коммуникативных навыков как видео, интерактивная доска, игровые симуляции;
  • обучение происходит с помощью аутентичных английских текстов;
  • студенты не только изучают язык, они также получают дополнительные лингвокультурологические знания в процессе овладения языком (интересующая их информация должна содержаться в изучаемом ими материале);
  • организация групповой работы на уроках иностранного языка является очень важным этапом в развитии коммуникативных умений студентов (дискуссия).

В заключение хотим отметить, что привлечение студентов к искусству делового общения преследует цель не только сформировать у них словесную культуру, но и способствует развитию активности, инициативности, способности эффективно отстаивать личные интересы, используя речь. Для решения данной проблемы целесообразным, на наш взгляд, является использование иностранного языка как учебной дисциплины в качестве средства формирования умений делового общения. Личность и профессиональная компетентность специалиста есть "совокупный продукт" всех педагогических систем, действующих и взаимодействующих в высшей школе. Каждая из них, выполняя свое специальное назначение, является компонентом целостной системы формирования личности студента как будущего профессионала. Поэтому ведущая роль общеобразовательных дисциплин, и в частности практического курса иностранного языка, в этом процессе несомненна.

Текст статьи
  1. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика: учеб. пособие для студентов линг. ун-тов и фак. ин. яз. высш. пед. учеб. заведений. - 3е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 336 с.
  2. Голованова И.А. Пути формирования межкультурной коммуникативной компетенции на факультете повышения лингвистической квалификации // Актуальные проблемы межкультурной коммуникации. - М: МГЛУ, 1999.- С. 32-38.
  3. Грушевицкая Т.Г., Попков В.Д., Садохин А.П. Основы межкультурной коммуникации: учебник для вузов/ Под ред. А.П. Садохина. - М.: ЮНИТИДАНА, 2002. - 352 с.
  4. Горбатова Т.Н. Коммуникативно-деятельностный подход в процессе обучения иностранному языку в условиях неязыкового ВУЗа / Т.Н.Горбатова, А.В.Кудряшова, С.В. Рыбушкина. – Молодой ученый. – 2015.-№ 10 (90) –С.1139-1141.
  5. Шермазанова С.В. Формирование коммуникативной компетенции при обучении иностранному языку в неязыковом ВУЗе // Современные наукоемкие технологии. – 2010. – № 12. – С. 103-104.
  6. Петьков В.А., Похилько А.Д., Губанова М.А. Диалог как средство развития педагогической культуры субъектов образовательного процесса вуза // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2015. № 1 (157), С. 82-87.
  7. Московская Н.Л. Формирование профессиональной компетентности лингвиста-преподавателя в интегрально-коммуникативном пространстве: монография. Ставрополь, 2003.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 18 сентября по 24 сентября
Осталось 3 дня до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
28 сентября
Загрузка в eLibrary
28 сентября
Рассылка печатных экземпляров
06 октября