Главная
АИ #6 (241)
Статьи журнала АИ #6 (241)
Религиозное обучение в школах: правовые аспекты

Религиозное обучение в школах: правовые аспекты

Научный руководитель

Рубрика

Спецвыпуск

Ключевые слова

образование
религия
духовное просвещение
нормы морали и нравственность
светская этика
правовые аспекты

Аннотация статьи

В статье рассматриваются правовые аспекты внедрения религиозного образования в общеобразовательные учреждения. Имеется ли целесообразность введения данного вида образования путем сопоставления с имеющимся опытом. А также выявляется законодательная составляющая данного вопроса.

Текст статьи

Начальное образование (школа) – это место, где дети получают образование, социализируются, а также реализуют себя как личность. Все это происходит не без помощи родителей и педагогов, направляющих их на протяжении всей школьной жизни. Навыки, приобретенные в школе, помогают детям в дальнейшей, уже взрослой жизни и в получении высшего образования. Ведь задача учителей заключается не только в преподавании различных дисциплин, но и в какой-то степени в воспитании учеников. Согласно Федеральному закону № 273 «Об образовании в Российской Федерации» в статье 5 «Право на образование» в пункте 2 сказано, что в Российской Федерации каждому человеку гарантировано право на получения образования вне зависимости от пола, расы, национальности, места жительства, материального статуса, а также религиозных убеждений. Из этого следует, что абсолютно у всех есть право учиться, и даже невзирая на разные религиозные взгляды. Но как быть в том случае, когда как раз этот фактор может стать предметом спора?

Уже в начале XXI века новостные ленты пестрили заголовками о новой школьной дисциплине: «Основы православной культуры». Этот предмет вводился для учеников начальной школы и был направлен на духовное образование, чтобы привить доброту, терпимость и уважение к окружающим, иными словами, сформировать понятие «гуманизма». Специально для этого педагоги должны были пройти повышение квалификации, чтобы преподавать данную дисциплину. Именно на них лежала это обязанность, ведь «Основы православной культуры» приравнивали к урокам этики, поэтому для этого предмета не предусматривалось приглашение священнослужителей на роль преподавателей. Невзирая на очень хороший посыл и стремление уделить больше внимания воспитанию детей, многие людей были совсем не рады этой идее и не видели в ней ничего правильного и полезного, тогда как другая половина, напротив, горячо поддержала это нововведение. В конечном счете эта тема привела к множеству конфликтов и столкновению взглядов в обществе, особенно среди родителей.

По-нашему мнению введение дисциплины «Основы православной культуры» в школьную программу является лишним и вот почему.

Во-первых, нет никакой связи между православием и той целью, которой наделяют эту дисциплину. Уже существует предмет «Светская этика», который рассматривает нормы морали и нравственность, эмпатию и уважение, и не включает в себя религию и веру. Поэтому объединять светскую этику и православие или же любую другую религию – это оксюморон, а подавать «Основы православной культуры» в виде, итак, уже существующего предмета – бессмысленно.

Во-вторых, исходя из практики ведения этой дисциплины в некоторых школах, все-таки помимо нравственности и доброты, на уроках немало внимания уделяется и изучению самого православия в виде чтения священных писаний, рассказов об отдельных святых личностях и прослушиванию молитв, а также походов в храмы. Здесь эта дисциплина уже действительно оправдывает свое название. Но тогда мы сталкиваемся с нарушением прав на свободу вероисповедания каждого учащегося. Помимо наличия среди учеников представителей других религий, есть также немало из тех, кто не относит себя ни к одной из них. В этом случае мы получаем негодование родителей, которые не хотят, чтобы их детям прививали основы религии, ввиду противоположных устоев в семье. А некоторые родители придерживаются мнения, что неправильно подталкивать ребенка к той или иной религии в раннем возрасте, он должен, повзрослев, сам выбрать для себя, что ему ближе. Тогда нас уверяют, что посещение «Основы православной культуры» является исключительно добровольным. Но здесь встает вопрос о том, что несмотря на добровольный статус посещения «Основы православной культуры», не редко имеет место и принудительный характер изучения данного предмета в отдельных заведениях. И с этим сталкивается не так уж и мало людей.

В социальных сетях и различных форумах можно встретить множество постов о том, что речь шла даже об исключении из школы из-за нежелания посещать уроки религии. В интернете есть рекомендации, что делать, если вы оказались в такой ситуации. С точки зрения закона и прав человека такое поведение неприемлемо и должно караться. Но в подавляющем большинстве случаев, эти ситуации никак не придаются всеобщей огласке, а столкнувшиеся с ними люди, не получают справедливости. Ведь если рассматривать наличие «Основ православной культуры» с правовой точки зрения, то мы видим, что статьи 14 и 28 Конституции Российской Федерации гласят, что Россия – это светское государство, и что каждому гражданину гарантирована свобода вероисповедания и право на воздержание от веры, а это значит, что существование подобной дисциплины в общеобразовательных школах, а тем более наличие принудительный статуса, противоречит этим статьям, потому что посягают на свободу. А для получения религиозного образования отведены специальные заведения как семинарии или же православные гимназии. И только члены семьи могут принять решение о получении их ребенком образования такого рода, и более никто не имеет на это право.

Таким образом, мы можем наблюдать, что введение «Основы православной культуры» в школах имеет множество подводных камней. Не все новое является нужным. И тем более далеко не всегда оно крайне необходимо, как и в данном случае. Поэтому вместо введения все новых предметов, стоило бы усовершенствовать то, что уже существует в программе, и так, чтобы это не затрагивало ни тему вероисповедания, ни каких-либо других личных вопросов. А религия бесспорно всегда будет очень личным аспектом жизни. И желание углубляться в нее или же полностью исключить ее из своей жизни – это законное право каждого отдельного человека, что также, как мы видим, подтверждается законодательством. И школа ни в коем случае не должна быть местом, где детям навязывают вещи, которые выступают в качестве личных внутренних убеждений. А конфликты среди родителей и педагогов, и разведение абсолютно лишней полемики на этот счет, отнюдь не будет являться хорошим примером для детей и не принесет конструктивности и полезности в их развитие и образование, что как раз и должно стоять в приоритете, когда речь заходит о школе. 

Список литературы

  1. Латышина Д.И., Муртазин М.Ф. Основы религиозных культур и светской этики. Основы исламской культуры. 4-5 классы: учеб. пособие для общеобразоват. учреждений. М.: Просвещение, 2020. 80 с.
  2. Обернихина Г.А. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. Методическое пособие. 4 класс: пособие для учителей общеобразоват. организаций. М.: Просвещение, 2021. 192 с.
  3. Религия в школе: утром светская, вечером – воскресная // Учительская газета. 2018. 20 декабря. URL: http://www.ug.ru/article/793 (дата обращения: 30.11.2015).

Поделиться

128

Ветютнева М. М. Религиозное обучение в школах: правовые аспекты // Актуальные исследования. 2025. №6 (241). se.С. 13-15. URL: https://apni.ru/article/11312-religioznoe-obuchenie-v-shkolah-pravovye-aspekty

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Спецвыпуск»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#8 (243)

Прием материалов

22 февраля - 28 февраля

осталось 7 дней

Размещение PDF-версии журнала

5 марта

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

19 марта