Развитие общества и государства не стоит на месте, поэтому немаловажным фактором является и приведение с реальной действительностью отдельно взятых частей нормативно-правового регулирования человеческой жизни. Музыкальные произведения неразрывно связаны с самим зарождением человеческой жизни. Изначально определенный набор звуков-свистов использовался для охоты и предупреждения об опасности, позже можно проследить традицию использования музыки при различных священных церемониях, в том числе не только в религиозном аспекте, но также и в брачно-семейных отношениях. В определенный период музыкальные произведения поднимали дух народа, не давали разочароваться в исполнении своего долга. Для примера можно привести песни военных лет: «Катюша», «Темная ночь», «Священная война».
Законодательно определены два признака, которыми должны обладать произведения на основании п. 3 ст. 1257 и ст. 1259 Гражданского Кодекса РФ:
- Произведения представляют собой результат творческой деятельности;
- Выражение должно быть в объективной форме.
Законодательно закреплено, что произведение представляет собой результат творческой деятельности, но в юридической науке нет четкого определения понятия «творчество». В словаре С. И. Ожегова «творчество – создание новых по замыслу культурных, материальных ценностей. Творческий – созидательный, самостоятельно создающий что-нибудь новое, оригинальное». Педагогическая наука исходит из того, что творчество объясняется как высшая форма активности индивида, самостоятельной деятельности человека. Направленность данной деятельности должна развиваться по пути создания новых вещей, что выражает стремление человека проявить свои лучшие качества и влиться в окружающий его социум. В. И. Серебровский писал, что творчество – это сознательный и в большинстве случаев весьма трудоемкий процесс, имеющий своей целью достижение определенного результата.
Э. П. Гаврилов раскрыл понятие «творческая деятельность». Он включает в него следующее значение: «деятельность человеческого мозга, который способен создавать только идеальные образы, а не предметы и материального мира».
Нередко случается, что автор «вынашивает» идею создания определенного произведения, продумывает мелодику, ищет аранжировку, но в процессе создания понимает, что не может показать миру законченный объект. Следовательно, без конечного результата нет объекта авторского права, хотя и есть искомая творческая деятельность.
Оригинальность представляет собой:
- Не заимствованный, не переводный, подлинный.
- Вполне самостоятельный, чуждый подражательности.
- Своеобразный, необычный.
При этом законом установлено, что произведение должно обладать хотя бы минимальной степенью оригинальности. Применительно к музыкальным произведениям основным является презумпция авторства. Автором считается лицо, которое указано на оригинале произведения или его экземпляре.
Так, дело, рассмотренное в Басманном районном суде г. Москвы, заключало в себе следующее. Истец обратился с иском в суд к ООО «Музыкальный лейбл «Блэк Стар» о признании авторства и взыскании компенсации за нарушенное право. Истец в обоснование своих требований указал, что является автором музыки к произведению «Remembering Kate», которая впоследствии была использована в музыкальном произведении Егора Крида «Папина дочка». Из материалов дела следует, что между заказчиком и гитаристом был заключен договор на создание и использование музыкального произведения. В условиях договора было прописано, что гитарист обязался создать не менее шести и не более десяти оригинальных музыкальных произведений «Remembering Kate» продолжительностью от двух минут, но не более трех минут.
Российское авторское общество (далее – РАО) предоставило сведения о данной музыкальной композиции:
- «…» не заключал с РАО договор о передаче полномочий по управлению правами автора на коллективной основе и не регистрировал произведения в реестре РАО; произведение «Remembering Kate» в реестре РАО не зарегистрировано, сбор и выплата авторского вознаграждения за использование произведения «Remembering Kate» не осуществляется; произведение «Папина дочка» автора «…» в реестре РАО не зарегистрировано;
- произведение «Папина дочка» зарегистрировано в реестре РАО «…» года, композиторы: «…» (псевдоним Егор Крид), «…», автор текста: «…».
В ходе судебного заседания также установлено, что гитарист не передавал написанные нотные партии ни на печатном носителе, ни на цифровом электронном носителе, что ведет к недоказанности авторства на спорное музыкальное произведение. Суд пришел к выводу, что требования истца не являются обоснованными и удовлетворению не подлежат в полном объеме.
Анализируя данное судебное решение, можно сделать вывод, что авторство на музыкальное произведение можно доказать путем записи в Российском авторском обществе или с помощью черновиков и заметок как на бумажном, так и на цифровом носителе. По мнению Н. Л. Зильберштейна, в музыкальных произведениях содержится определенная специфика, поскольку: «именно в музыке очень трудно бывает отграничить творческую часть труда от технической».