Говоря о разведывательной деятельности (РД), то она существует с древних времен, потому что таких затемненных мест в международных отношениях всегда хватало. Говорят даже, что разведка – вторая по древности профессия. Вопрос, который возникает при осмыслении проблем разведывательной деятельности, состоит в том, что же такое сама эта деятельность, каковы ее сущностные черты и специфика?
В литературе встречаются различные определения разведывательной деятельности. В них нередко едва ли не основной акцент делается на ее специальный, специфический характер.
Например, А. И. Кондратов пишет: «Разведывательная деятельность государства – направление внешнеполитической деятельности государства, осуществляемой в целях обеспечения реализации внешней политики государства с использованием имеющихся в распоряжении специальных органов, уполномоченных государством на проведение этой деятельности, специфических сил, средств, форм и методов».
Такое определение является слишком широким и не дает представления о сущности разведывательной деятельности. Идея о теснейшей взаимосвязи разведывательной деятельности с внешней политикой страны заслуживает самого пристального внимания. Тем самым подчеркивается политическая сущность разведывательной деятельности. Разведка по определению обеспечивает реализацию внешней политики, и связь между ними может приобретать разнообразные формы.
В истории бывала и обратная картина, когда разведка давала достоверные данные, но они по различным причинам не принимались во внимание.
Классический пример этого – события, связанные с началом Великой Отечественной войны, когда В. И. Сталин не поверил данным советской разведки.
Гораздо более свежий пример этого типа содержится в только что рассекреченных материалах германских спецслужб. В них имеются совершенно четкие доказательства того, что у западногерманских официальных лиц заблаговременно имелась информация о возможном теракте на Олимпиаде 1972 г. в Мюнхене. Палестинские террористы из организации «Черный сентябрь» тем не менее провели операцию по уничтожению израильских атлетов.
Эти примеры говорят о непростых отношениях политики и разведки.
Иногда политики не доверяют разведке, поскольку ее информация может быть плодом оперативной игры контрразведки противоположной стороны [1].
В литературе, посвященной разведывательной проблематике, часто вместо определения разведывательной деятельности описывается содержание деятельности разведывательных служб. Такой подход не вполне корректен, потому что деятельность разведслужб включает в себя наряду с разведывательной деятельностью и другие виды деятельности.
Более точное определение РД дано в отечественном Законе № 5-ФЗ «О внешней разведке».
В нем говорится, что внешняя разведка Российской Федерации как совокупность специально создаваемых государством органов – органов внешней разведки Российской Федерации – является составной частью сил обеспечения безопасности Российской Федерации и призвана защищать безопасность личности, общества и государства от внешних угроз с использованием определенных настоящим Федеральным законом методов и средств.
В законе говорится, что разведывательная деятельность осуществляется посредством «добывания и обработки информации о затрагивающих жизненно важные интересы Российской Федерации реальных и потенциальных возможностях, действиях, планах и намерениях иностранных государств, организаций и лиц» [2, с. 101].
Однако и такое определение не в полной мере отражает специфику разведки. Оно, например, не дает ответа на вопрос, в чем состоит отличие разведывательной деятельности от дипломатической деятельности. Ведь дипломаты именно тем и занимаются, что наряду с другими обязанностями собирают и анализируют информацию о зарубежных государствах и международных организациях, представляющую интерес для страны. На это могут сказать, что в дипломатической деятельности действительно присутствует достаточно много конфиденциальности. И это правда, часто международные проблемы настолько сложны, что обнародование предварительных вариантов их решения может не способствовать, а навредить делу. Поэтому дипломатическая конфиденциальность соблюдается по взаимному согласию участвующих во взаимодействии сторон. Разведчики же действуют втайне от противоборствующей стороны, хотя некоторые общие неписаные правила поведения в разведывательном сообществе имеются.
Очевидно, важнейшей специфической чертой РД является ее предмет. Он составляет тайные, скрытые элементы тех самых возможностей, действий, планов и намерений иностранных государств, организаций и лиц, о которых идет речь в ст. 2 Российского Закона. Тогда становится понятно, почему разведчикам нужны негласные средства и методы работы – они необходимы для раскрытия тайных элементов в деятельности наших партнеров по международным отношениям.
В России Служба внешней разведки в соответствии с законом действует в политической, экономической, военно-стратегической, научно-технической, экологической и ряде других сфер. Эти виды разведки отражают объекты, которые представляют для России приоритетный интерес, который, очевидно, не является тайной для наших иностранных партнеров. По большому счету список объектов интереса примерно одинаков для любой разведывательной службы.
Подводя итог, можно сделать вывод о том, что разведывательная деятельность является важнейшим элементом внешнеполитической деятельности государства, которая может быть эффективно использована в международных отношениях. В разведке отражаются все те тенденции, которые происходят в международных отношениях. Сегодня страны мира испытывают все более острую потребность в разведывательной информации. Процессы демократизации и развития открытости государственного управления ставят перед разведчиками новые задачи. Для их решения необходимо постоянно совершенствовать используемые в разведке средства и методы деятельности. Особое значение имеет качество подготовки сотрудников разведки.