Важной проблемой досуга молодежи в настоящее время является переход к пассивному отдыху. В условиях развития средств информационных коммуникаций в обществе происходит значительный перекос к стихийному использованию времени досуга, что влечет за собой необходимость усиления общественных форм организации свободного времени молодежи.
В условиях современности владение информационными потоками стали одним из основных аспектов воздействия на человека на подсознательном уровне. Разновидность и методика таких технологий стали настолько обширными, что порой возникает необходимость изучение классификация и оценка этих приемов воздействий. Наличие «продвинутых» гаджетов в руках молодежи стало способствовать подмене истинно духовных ценностей виртуальными игрушками, анонимному, дистанционному общению, которое не привлекает общающихся ни к какой ответственности и создавшиеся условия стали причинами асоциализации молодежи. Доступность многих видов виртуальных развлечений может плохо влиять на людей, у которых недостаточно крепко сформировано мировоззрение. Какие развлечения выберет молодой человек, когда рынок переполнен всевозможными дешевыми, аморальными, порнографическими изданиями зависит от уровня нравственно-эстетической воспитанности личности. Сегодня молодых людей не влекут музеи и библиотеки, всё это порождает бездуховность, ведет к нравственно-эстетической деградации личности.
Культурным является только такой досуг, который направлен на познание, духовное и эстетическое развитие личности.
Развить у молодых людей осознания своей причастности к обществу со сложившимися традициями, устоями, нравами, сформировать такие черты как толерантность и своей определенной ментальности, коммуникабельности – дело сложное и многоплановое. Поэтому необходимо воздействие на личность всеми средствами, методами и формами воспитания. Эта проблема должна решаться комплексно на государственном уровне, с привлечением всех структур законодательной и исполнительной властей, используя преимущества информационных технологий и медиа средств и тех социальных сетей, где молодежь проводит больше времени. Воспитание у личности культуры разумного потребления выступает сегодня одной из актуальных задач обновления общества. Культурным может считаться общество, в котором духовные, нравственные, эстетические, познавательные потребности человека значительно преобладают над потребностями материальными иначе возможно развитие потребительской психологии у молодежи. Поддержка положительных и осуждение отрицательных нравственных поступков предполагает апелляцию средств пропаганды и агитации как к рациональной, интеллектуальной, так и к эмоциональной, чувственной сферам человеческой психики. Только при таком подходе можно эффективно воздействовать на молодежь, способствовать сужению сферы действия консервативных мнений и привычек и расширению сферы функционирования положительных примеров, норм и принципов передовой общественной морали. Резкий прорыв в развитии информационных и коммуникационных технологий, медиа – средств, рост материального благосостояния оказывает влияние на функционирование моральных норм внутри той или иной системы морали, на модификацию моральной практики общества, внесение новых моментов в реальные нравственные отношения людей. Очевидно, что в первую очередь, этим изменениям подвержено молодое поколение. Расширяя физические и интеллектуальные возможности человека, изменяя материальные и духовные условия его существования, современное информационное общество расширяет сферу морального регулирования, границы личной свободы и ответственности, модифицирует нравственные качества личности, изменяя её мировоззренческую и ценностную направленность.
Нравственно-эстетическая культура личности – это тот важнейший остов сознания и поведения человека, который обеспечивает ему устойчивость и надежность во всех сферах жизнедеятельности, она обладает огромной силой, направляя свою энергию для борьбы с негативными явлениями, на утверждение в межчеловеческих отношениях принципов гуманизма, добра, справедливости, честности, порядочности и других качеств.
Подростковый возраст характеризуется возникшим чувством взрослости, но еще низкой осознанностью и опытностью взаимодействия с окружающим миром. Виртуальное общение привлекает современных подростков своей открытостью, возможностью быть тем, кем в реальности быть сложно, возможностью принадлежать к значимой группе единомышленников, возможностью социализироваться и самостоятельно получить новый опыт и знания. Однако интернет-коммуникация имеет и обратные стороны, в частности риск манипуляций, обмана, угроз со стороны злоумышленников и ряд других негативных последствий. Таким образом, Интернет как средство социальной коммуникации оказывает как положительное, так и отрицательное влияние на мировое сообщество, однако современное общество нельзя представить без Интернета. Проблема влияния Интернета на личность подростков волнует как родителей, так и педагогов. Для успешного воспитания молодого поколения необходимо обеспечить адекватность воспитания возросшему объёму информации и развитию новых технологий, формировать информационную культуру, обучать работе с разными носителями информации и анализу информации. Важным условием формирования информационной культуры является создание целостного воспитательного пространства, включающего социальное, культурное и образовательное подпространства. Результативность воспитания зависит от эффективности использования воспитательного потенциала образования и социокультурного пространства в целом.