Главная
АИ #6 (241)
Статьи журнала АИ #6 (241)
Проектная деятельность на уроках технологии

Проектная деятельность на уроках технологии

Рубрика

Технические науки

Ключевые слова

проектная деятельность
метод проектов
самостоятельная работа учащихся
образовательный процесс
планирование
анализ
творческое мышление
история мебели
скамья
технология проектирования

Аннотация статьи

Проектная деятельность является важной частью самостоятельной работы учащихся и способствует развитию навыков планирования, анализа, сбора информации, творческого мышления и оформления отчетных материалов. Метод проектов занимает особое место в современном образовательном процессе и реализуется в три этапа: организационно-подготовительный, технологический и заключительный. В ходе выполнения проектов учащиеся проходят все стадии работы: от выбора темы и анализа информации до защиты готового изделия. Особое внимание уделяется практической значимости проектов и формированию у школьников интереса к деятельности. Одним из примеров проектной работы является изготовление мебели, включая скамьи, история которых отражает эволюцию предметов интерьера в различных культурах.

Текст статьи

Проектная деятельность является частью самостоятельной работы учащихся. Качественно выполненный проект – это поэтапное планирование своих действий, отслеживание результатов своей работы.

Целью проектной деятельности является понимание и применение учащимися знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов.

Задачи проектной деятельности в школе:

  • Обучение планированию (учащийся должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели, на протяжении всей работы);
  • Формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (учащийся должен уметь выбрать подходящую информацию и правильно ее использовать);
  • Умение анализировать (креативность и критическое мышление);
  • Умение составлять письменный отчет (учащийся должен уметь составлять план работы, презентовать четко информацию, оформлять сноски, иметь понятие о библиографии);
  • Формирование позитивного отношения к работе (учащийся должен проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы).

В современном подходе к обучению технологии особое место занимает – метод проектов.

Проектная деятельность учащихся состоит из трех этапов: организационно-подготовительного, технологического и заключительного.

  • На первом этапе ученики проводят мини-маркетинговые исследования, осуществляют выбор и обоснование проекта, анализируют предстоящую деятельность, определяют оптимальный вариант конструкции, подбирают материал, осуществляют планирование технологического процесса, разрабатывают конструкторско-технологическую документацию.
  • На втором этапе ребята выполняют технологические операции, предусмотренные технологическим процессом, с самоконтролем своей деятельности и соблюдением технологической и трудовой дисциплины, культуры труда.
  • На заключительном этапе проводится контроль и испытание изделия, при необходимости корректируется конструкторско-технологическая документация, оформляется пояснительная записка с экономическим обоснованием и экологической оценкой проекта, проводится защита проекта.

На первом занятии по теме «Проектная деятельность» (после нескольких проведенных уроков в начале года) объясняю ребятам, что такое проект и этапы его выполнения. Знакомлю с целями и задачами предстоящей работы. Вместе изучаем тематику проектных заданий. Она должна быть достаточно широкой, чтобы охватить возможно больший круг разделов предмета и учесть интересы учащихся. Вместе с тем знакомлю учащихся с требованиями к изделию, пояснительной запиской, определяю порядок защиты проекта. Учащиеся знакомятся с ранее выполненными проектными работами.

В выборе темы проекта школьники иногда испытывают трудности. Тогда им на помощь приходит составленный заранее примерный перечень тематики творческих проектов, состоящий из реально выполнимых заданий. Вместе с тем обращаю внимание на отражение в тематике региональных особенностей, связанных с творчеством народных умельцев. Важно, чтобы выполненное проектное изделие было востребовано. Нет смысла создавать то, что никому не нужно.

При подборе объектов проектной деятельности учитываю основные требования:

  • подготовленность учащихся к данному виду деятельности;
  • интерес школьников к проблеме;
  • практическая направленность и значимость проекта;
  • творческая постановка задачи;
  • практическая осуществимость проекта.

На своих уроках я стараюсь заинтересовать детей, а именно: создать условия для возникновения внутренней потребности. Для этого в кабинете имеется работа, выполненная обучающимися: стол и скамья для садового участка из отходов.

Подготовка мышления обучающихся к проектированной деятельности:

  • конспектируют новые знания, необходимые для выполнения проекта,
  • тренируют мыслительные операции.

Выявляю причины затруднения (если есть):

  • помогаю детям разобраться, что стало причиной затруднения, где возникло затруднение,
  • выявляю причину затруднения – каких конкретно знаний, умений не хватает для выполнения поставленной задачи.

Учащиеся обдумывают план действий: ставят цель, строят план достижения цели, выбирается метод разрешения затруднения, самостоятельно выполняют проект.

Рефлексия – оценивание учащимися собственной деятельности, организация обсуждения и запись домашнего задания.

История возникновения мебели

Сейчас не очень-то часто встретишь упоминание слов скамья, лавка. А ведь скамья – это один из древнейших предметов обстановки, интерьеров человеческого жилища.

Скамья стала проформой для современной кровати. На нее стелили постель. Скамейка использовалась для множества других вспомогательных целей в хозяйстве, но, тем не менее, они часто украшались многочисленными элементами декора и зачастую сами были одним из роскошнейших элементов убранства интерьера. Многие африканские народы еще сотню-другую лет назад занимались тем, что украшали скамейки многочисленной резьбой, зачастую совершенно не заботясь о назначении данного предмета мебели.

Скамья в Египте

Древний обычай сидеть на земле был распространен и в Египте (известны скульптуры, изображающие людей в этой позе). И все-таки можно утверждать, что настоящая мебель для сидения впервые появилась в Египте. Вначале у египтян были только низкие скамеечки и стулья, указывающие, что египтяне, как и восточные народы, любили сидеть на корточках. Египетские скамьи имели многочисленные формы. Низкие ножки вставлялись в раму сиденья, поверхность сиденья представляла собой плетение из растений или ремней.

Греческая скамья

Когда у древних греков появился обычай есть лежа, они для этих целей они применяли ложе (клине) – что-то среднее между кроватью и софой. Во времена Гомера еще ели за столом, а ложе использовали только для сна. В большинстве случаев ложе было на высоких опорах и перед ним ставили скамеечку. Позднее оно приобрело подголовник и подушки: ножки были совсем не изящными. Прямые, схожие с колоннами или выточенные, они часто украшались волютами.

Мебель для сидения в Греции была довольно разнообразной. Нам известны три основные формы: скамеечки, обычные стулья и церемониальные (однооронообразные) стулья.

Римская скамья

В домах древних римлян очень распространены были простые, неприхотливой формы скамьи (scamnum) для повседневного пользования. Известна нам и другая форма скамьи: со спинкой и подлокотниками, которая стояла в атриуме домов состоятельных людей и предназначалась для того, чтобы пришедшие с улицы могли сесть на нее и смыть пыль с ног. Третья форма скамьи – т. н. biselliumпарадная двухместная скамья без спинки, которой всегда пользовался один человек как знаком почести, возданной ему.

Ассирийская скамья

В жилищах ассирийцев важнейшую роль играла мебель для сидения, простейшим типом которой была скамеечка или табурет, одинаковые по конструкции, но с разными украшениями. Табурет имел плетеное сиденье, на которое клали декоративную подушку. Ножки выполнялись в форме шишек пинии, гроздей из фруктов или лап животных.

Скамья в Китае

Обстановка жилища средневекового китайца несколько однообразна, ее формы определены тысячелетними традициями, которые оказывали влияние и на технику изготовления мебели. Формы мебели диктовались строгими нормами жизни. Китаец, в противоположность другим азиатам, любит есть, сидя на стуле, отдыхать на широкой скамье, и спать не на полу, как японцы, а в кровати.

Европейская скамья

В Европе романского периода (900–1250 гг.) скамья занимает свое почетное место в интерьерах помещений. В церквях иногда это были сундуки – скамьи. В домах основной мебелью для сидения были именно скамьи, которые ставились вдоль стен. Средневековые скамьи были дощатой конструкции со спинкой или без нее, а также двойные скамьи, которые вытачивались так же, как и стулья.

Готическая скамья

Готическая мебель по-прежнему не отличалась разнообразием предметов для сидения и лежания. Уверенное господство в домах оставалось за скамьями и сундуками. Скамьи имели различное исполнение: с подобной сундуку нижней частью, с высокой спинкой, в большинстве случаев они ставились у стены, но были и такие, которые ставились перед камином и имели перекидную дощатую спинку.

Скамья рококо

В эпоху великолепного рококо скамейки конечно уже не были одним из главных предметов интерьера, однако и в те времена скамеечки были обязательными предметами мебели в домах – на них становились на колени молящиеся.

Русская скамья

Интересно, что, по русскому обычаю, сидеть за столом было почетнее на той лавке, которая была у стены, а не на той, что стояла с внешней стороны стола.

Исторические стили сменяли один другого, становясь классическими стилями из учебников истории. Однако скамейки оставались живее всех живых. Скамейки классических мебельных стилей часто были вспомогательной мебелью для сидения и выполнялись в том же стиле, что и остальная мебель.

Позже скамейки перешли из разряда мебели для дома в разряд изделий, которые используются на улицах, садовых участках, во дворах.

Поделиться

78

Кузнецов А. М. Проектная деятельность на уроках технологии // Актуальные исследования. 2025. №6 (241). Ч.I.С. 15-17. URL: https://apni.ru/article/11320-proektnaya-deyatelnost-na-urokah-tehnologii

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#8 (243)

Прием материалов

22 февраля - 28 февраля

осталось 7 дней

Размещение PDF-версии журнала

5 марта

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

19 марта