Проектная деятельность является частью самостоятельной работы учащихся. Качественно выполненный проект – это поэтапное планирование своих действий, отслеживание результатов своей работы.
Целью проектной деятельности является понимание и применение учащимися знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов.
Задачи проектной деятельности в школе:
- Обучение планированию (учащийся должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели, на протяжении всей работы);
- Формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (учащийся должен уметь выбрать подходящую информацию и правильно ее использовать);
- Умение анализировать (креативность и критическое мышление);
- Умение составлять письменный отчет (учащийся должен уметь составлять план работы, презентовать четко информацию, оформлять сноски, иметь понятие о библиографии);
- Формирование позитивного отношения к работе (учащийся должен проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы).
В современном подходе к обучению технологии особое место занимает – метод проектов.
Проектная деятельность учащихся состоит из трех этапов: организационно-подготовительного, технологического и заключительного.
- На первом этапе ученики проводят мини-маркетинговые исследования, осуществляют выбор и обоснование проекта, анализируют предстоящую деятельность, определяют оптимальный вариант конструкции, подбирают материал, осуществляют планирование технологического процесса, разрабатывают конструкторско-технологическую документацию.
- На втором этапе ребята выполняют технологические операции, предусмотренные технологическим процессом, с самоконтролем своей деятельности и соблюдением технологической и трудовой дисциплины, культуры труда.
- На заключительном этапе проводится контроль и испытание изделия, при необходимости корректируется конструкторско-технологическая документация, оформляется пояснительная записка с экономическим обоснованием и экологической оценкой проекта, проводится защита проекта.
На первом занятии по теме «Проектная деятельность» (после нескольких проведенных уроков в начале года) объясняю ребятам, что такое проект и этапы его выполнения. Знакомлю с целями и задачами предстоящей работы. Вместе изучаем тематику проектных заданий. Она должна быть достаточно широкой, чтобы охватить возможно больший круг разделов предмета и учесть интересы учащихся. Вместе с тем знакомлю учащихся с требованиями к изделию, пояснительной запиской, определяю порядок защиты проекта. Учащиеся знакомятся с ранее выполненными проектными работами.
В выборе темы проекта школьники иногда испытывают трудности. Тогда им на помощь приходит составленный заранее примерный перечень тематики творческих проектов, состоящий из реально выполнимых заданий. Вместе с тем обращаю внимание на отражение в тематике региональных особенностей, связанных с творчеством народных умельцев. Важно, чтобы выполненное проектное изделие было востребовано. Нет смысла создавать то, что никому не нужно.
При подборе объектов проектной деятельности учитываю основные требования:
- подготовленность учащихся к данному виду деятельности;
- интерес школьников к проблеме;
- практическая направленность и значимость проекта;
- творческая постановка задачи;
- практическая осуществимость проекта.
На своих уроках я стараюсь заинтересовать детей, а именно: создать условия для возникновения внутренней потребности. Для этого в кабинете имеется работа, выполненная обучающимися: стол и скамья для садового участка из отходов.
Подготовка мышления обучающихся к проектированной деятельности:
- конспектируют новые знания, необходимые для выполнения проекта,
- тренируют мыслительные операции.
Выявляю причины затруднения (если есть):
- помогаю детям разобраться, что стало причиной затруднения, где возникло затруднение,
- выявляю причину затруднения – каких конкретно знаний, умений не хватает для выполнения поставленной задачи.
Учащиеся обдумывают план действий: ставят цель, строят план достижения цели, выбирается метод разрешения затруднения, самостоятельно выполняют проект.
Рефлексия – оценивание учащимися собственной деятельности, организация обсуждения и запись домашнего задания.
История возникновения мебели
Сейчас не очень-то часто встретишь упоминание слов скамья, лавка. А ведь скамья – это один из древнейших предметов обстановки, интерьеров человеческого жилища.
Скамья стала проформой для современной кровати. На нее стелили постель. Скамейка использовалась для множества других вспомогательных целей в хозяйстве, но, тем не менее, они часто украшались многочисленными элементами декора и зачастую сами были одним из роскошнейших элементов убранства интерьера. Многие африканские народы еще сотню-другую лет назад занимались тем, что украшали скамейки многочисленной резьбой, зачастую совершенно не заботясь о назначении данного предмета мебели.
Скамья в Египте
Древний обычай сидеть на земле был распространен и в Египте (известны скульптуры, изображающие людей в этой позе). И все-таки можно утверждать, что настоящая мебель для сидения впервые появилась в Египте. Вначале у египтян были только низкие скамеечки и стулья, указывающие, что египтяне, как и восточные народы, любили сидеть на корточках. Египетские скамьи имели многочисленные формы. Низкие ножки вставлялись в раму сиденья, поверхность сиденья представляла собой плетение из растений или ремней.
Греческая скамья
Когда у древних греков появился обычай есть лежа, они для этих целей они применяли ложе (клине) – что-то среднее между кроватью и софой. Во времена Гомера еще ели за столом, а ложе использовали только для сна. В большинстве случаев ложе было на высоких опорах и перед ним ставили скамеечку. Позднее оно приобрело подголовник и подушки: ножки были совсем не изящными. Прямые, схожие с колоннами или выточенные, они часто украшались волютами.
Мебель для сидения в Греции была довольно разнообразной. Нам известны три основные формы: скамеечки, обычные стулья и церемониальные (однооронообразные) стулья.
Римская скамья
В домах древних римлян очень распространены были простые, неприхотливой формы скамьи (scamnum) для повседневного пользования. Известна нам и другая форма скамьи: со спинкой и подлокотниками, которая стояла в атриуме домов состоятельных людей и предназначалась для того, чтобы пришедшие с улицы могли сесть на нее и смыть пыль с ног. Третья форма скамьи – т. н. bisellium – парадная двухместная скамья без спинки, которой всегда пользовался один человек как знаком почести, возданной ему.
Ассирийская скамья
В жилищах ассирийцев важнейшую роль играла мебель для сидения, простейшим типом которой была скамеечка или табурет, одинаковые по конструкции, но с разными украшениями. Табурет имел плетеное сиденье, на которое клали декоративную подушку. Ножки выполнялись в форме шишек пинии, гроздей из фруктов или лап животных.
Скамья в Китае
Обстановка жилища средневекового китайца несколько однообразна, ее формы определены тысячелетними традициями, которые оказывали влияние и на технику изготовления мебели. Формы мебели диктовались строгими нормами жизни. Китаец, в противоположность другим азиатам, любит есть, сидя на стуле, отдыхать на широкой скамье, и спать не на полу, как японцы, а в кровати.
Европейская скамья
В Европе романского периода (900–1250 гг.) скамья занимает свое почетное место в интерьерах помещений. В церквях иногда это были сундуки – скамьи. В домах основной мебелью для сидения были именно скамьи, которые ставились вдоль стен. Средневековые скамьи были дощатой конструкции со спинкой или без нее, а также двойные скамьи, которые вытачивались так же, как и стулья.
Готическая скамья
Готическая мебель по-прежнему не отличалась разнообразием предметов для сидения и лежания. Уверенное господство в домах оставалось за скамьями и сундуками. Скамьи имели различное исполнение: с подобной сундуку нижней частью, с высокой спинкой, в большинстве случаев они ставились у стены, но были и такие, которые ставились перед камином и имели перекидную дощатую спинку.
Скамья рококо
В эпоху великолепного рококо скамейки конечно уже не были одним из главных предметов интерьера, однако и в те времена скамеечки были обязательными предметами мебели в домах – на них становились на колени молящиеся.
Русская скамья
Интересно, что, по русскому обычаю, сидеть за столом было почетнее на той лавке, которая была у стены, а не на той, что стояла с внешней стороны стола.
Исторические стили сменяли один другого, становясь классическими стилями из учебников истории. Однако скамейки оставались живее всех живых. Скамейки классических мебельных стилей часто были вспомогательной мебелью для сидения и выполнялись в том же стиле, что и остальная мебель.
Позже скамейки перешли из разряда мебели для дома в разряд изделий, которые используются на улицах, садовых участках, во дворах.