Главная
АИ #6 (241)
Статьи журнала АИ #6 (241)
Инновационные технологии в работе логопеда по коррекции речевых нарушений у дете...

Инновационные технологии в работе логопеда по коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста в ДОУ

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

современные технологии
интерактивные технологии
мультимедийные программы
цифровые платформы
формирование правильной артикуляции
логопедические компьютерные программы

Аннотация статьи

Данная статья рассматривает современные технологии, которые изменяют подходы к логопедической работе в дошкольных образовательных учреждениях. Особое внимание уделяется интерактивным технологиям, таким как мультимедийные программы, мобильные приложения и цифровые платформы. Описывается их положительное влияние на формирование правильной артикуляции, улучшение фонематического слуха и развитие лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста. Статья подчеркивает значимость внедрения инновационных технологий в логопедическую практику для повышения эффективности обучения и адаптации к индивидуальным потребностям каждого ребенка.

Текст статьи

Современные технологии революционизируют подходы к логопедической работе, открывая перед специалистами и детьми дошкольного возраста невиданные ранее возможности. В условиях динамично развивающегося мира современная логопедическая практика в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) стремительно развивается благодаря внедрению инновационных технологий, которые делают процесс обучения более эффективным, увлекательным и адаптированным к индивидуальным потребностям каждого ребенка.

1. Интерактивные технологии в логопедической практике

Одним из перспективных направлений являются интерактивные технологии, включающие мультимедийные программы, мобильные приложения и цифровые платформы. Они способствуют формированию правильной артикуляции, улучшению фонематического слуха и развитию лексико-грамматического строя речи.

Интерактивные технологии включают в себя:

  • Логопедические компьютерные программы. Например, «Дорога к буквам», «Логомер», которые помогают детям в игровой форме тренировать звукопроизношение, развивать фонематический слух и расширять словарный запас.
  • Мобильные приложения. «Логопедия для детей», «Звуковые дорожки» позволяют закреплять навыки через интерактивные задания, делая процесс обучения более увлекательным.
  • Виртуальная и дополненная реальность (VR/AR). Данная технология используется для моделирования ситуаций, стимулирующих речевую активность.

2. Биофидбек и нейротехнологии в коррекционной работе

Биофидбэк-терапия – это форма терапии, использующая электронные устройства для измерения физиологических функций человеческого организма, таких как сердцебиение, дыхание, мышечное напряжение и другие.

Целью такой терапии является обучение человека саморегуляции своих физиологических процессов, что может помочь улучшить состояние психического и физического здоровья.

Современные исследования подтверждают эффективность биофидбека в логопедии. Данные технологии позволяют детям осознавать и корректировать свою речевую активность:

  • Электромиографический биофидбек. Помогает в тренировке артикуляционных мышц.
  • Нейроигры и нейротренажёры. Улучшают координацию речи и моторики, что особенно полезно для детей с задержкой речевого развития.
  • Логопедические тренажёры. Такие, как «Дельфа-142», «Биософт» применяются для развития речевого дыхания и артикуляционной моторики.

3. Использование роботизированных и голосовых помощников

Роботизированные системы и голосовые помощники становятся новыми инструментами в логопедической практике, такие как:

  • Роботы-логопеды. Например, «Тимоша», «Робик», мотивируют детей к речевой активности, участвуя в диалогах и корректируя произношение.
  • Голосовые технологии и искусственный интеллект. Они помогают в автоматическом анализе речи и подборе индивидуальных упражнений.

4. Методы геймификации в логопедии

Геймификация – это включение игровых элементов в образовательный процесс. Она позволяет детям легче усваивать сложные речевые навыки и мотивирует их к обучению.

  • Квесты и сюжетно-ролевые игры – развивают коммуникативные навыки и речевое взаимодействие.
  • Настольные и карточные игры – помогают в формировании правильной артикуляции и фонематического восприятия.
  • Игровые платформы и онлайн-квесты – обеспечивают интерактивное обучение с возможностью дистанционной работы.

Важно подчеркнуть, что технологии не заменяют логопеда, а усиливают его роль. Специалист становится наставником, который направляет ребенка через цифровой лабиринт к четкой и уверенной речи. Логопед помогает интерпретировать данные, адаптировать программы и обеспечивает эмоциональную поддержку, которая так важна для дошкольников.

Таким образом, использование инновационных технологий в работе логопеда значительно расширяет возможности коррекционной деятельности в ДОУ. Интерактивные программы, биофидбек, роботизированные помощники и элементы геймификации делают процесс обучения более эффективным и увлекательным. Однако успех их применения зависит от профессионализма логопеда, который остается ключевым звеном в этой цепочке.

Дальнейшее развитие логопедии связано с интеграцией искусственного интеллекта и персонализированного подхода к каждому ребёнку, что позволит добиться ещё более высоких результатов в коррекции речевых нарушений.

Список литературы

  1. Акименко В.М. «Новые логопедические технологии». – Ростов н/Д: Феникс, 2010.
  2. Инновационные процессы в ДОУ компенсирующего вида. Сборник материалов / Сост.; С.М. Босова, Л.Н. Коротовских, Э.Ю. Злобина. – СПб.: ООО «Издательство «Детство – Пресс», 2011.
  3. Козырева О.А. «Логопедические технологии». – Ростов н/Д: Феникс, 2008.

Поделиться

91

Селезнева О. Е. Инновационные технологии в работе логопеда по коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста в ДОУ // Актуальные исследования. 2025. №6 (241). Ч.II.С. 57-58. URL: https://apni.ru/article/11330-innovacionnye-tehnologii-v-rabote-logopeda-po-korrekcii-rechevyh-narushenij-u-detej-doshkolnogo-vozrasta-v-dou

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#8 (243)

Прием материалов

22 февраля - 28 февраля

осталось 7 дней

Размещение PDF-версии журнала

5 марта

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

19 марта