Проблема коррупции в образовании активно обсуждается на страницах научных журналов, сети Интернет, на телевидении, в иных средствах массовой информации.
Методы и средства борьбы с коррупцией с развитием цивилизации менялись. При этом достижение эффективности в системе противодействия коррупции возможно только на основании четко выстроенной системы антикоррупционного законодательства и подзаконных нормативных актов.
В настоящее время в России, во всех сферах деятельности, с целью реализации мер по противодействию коррупции, которые включают в себя выявление, предупреждение и профилактику, сформирована правовая база. Она включает в себя обширный перечень законов и подзаконных актов.
Правовая основа предупреждения и борьбы с коррупцией была заложена в Российской Федерации в 2008 году, когда был принят Федеральный закон «О противодействии коррупции» от 25. 12. 2008 № 273-ФЗ. В указанном законе определено понятие коррупции, сформулированы принципы, правовые и организационные основы, меры по предупреждению коррупции, обозначен ряд антикоррупционных обязанностей, установлены запреты и ограничения для определённого круга лиц. Началось активное развитие российского законодательства о противодействии коррупции.
Противодействие коррупции – это, согласно части 2 статьи 1 Федерального закона «О противодействии коррупции», «деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:
- По предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции).
- По выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных нарушений (борьба с коррупцией).
- По минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений».
Кроме того, немаловажное значение для противодействия коррупции, имеют внутриведомственные правовые акты, принимаемые непосредственно в органах исполнительной власти на федеральном уровне и уровне субъектов РФ.
Одним из наиболее значимых антикоррупционных актов является Указ Президента РФ от 29 июня 2018 г. № 378 «О национальном плане противодействия коррупции на 2018–2020 годы». Данный «Национальный план противодействия коррупции на 2018–2020 годы направлен на совершенствование нормативно-правовой базы в данной сфере. В указанном документе Президентом страны особо обращено внимание вопросам повышения эффективности просветительских, образовательных и иных мероприятий, направленных на формирование антикоррупционного поведения государственных и муниципальных служащих, популяризацию в обществе антикоррупционных стандартов и развитие общественного правосознания. Кроме того, согласно Указу Президента «О национальном плане противодействия коррупции на 2018–2020 годы», Правительству РФ необходимо «обеспечить включение в федеральные государственные образовательные стандарты общего образования, среднего профессионального и высшего образования положений, предусматривающих формирование у обучающихся компетенции, позволяющей выработать нетерпимое отношение к коррупционному поведению, а в профессиональной деятельности – содействовать пресечению такого поведения» [2, с. 44-50].
В ходе реализации Национального плана намечено проведение большого количества семинаров, круглых столов по актуальным вопросам реализации государственной политики Российской Федерации в области противодействия коррупции, научных конференций. Национальный план предусматривает государственную поддержку разработки и издания научно-популярных антикоррупционных трудов, просветительских мероприятий, направленных на информирование граждан о требованиях законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции, на создание в обществе атмосферы нетерпимости к коррупционным проявлениям и недопустимости легитимации.
Национальная стратегия противодействия коррупции содержит целый ряд антикоррупционных направлений, реализация которых предусматривает широкое участие научного и преподавательского сообщества. К их числу можно отнести:
- расширение системы правового просвещения населения;
- периодическое исследование состояния коррупции и эффективности мер, принимаемых по ее предупреждению и по борьбе с ней как в стране, так и в отдельных регионах;
- повышение качества профессиональной подготовки специалистов в сфере организации противодействия и непосредственного противодействия коррупции.
Работники образовательных учреждений подвержены большим коррупционным рискам. В связи с этим в последнее время образовательные учреждения ведут активную работу, направленную на противодействие коррупции [1, с. 323-325].
Для успешной борьбы с коррупционными явлениями целесообразно широкое распространение объективной информации о состоянии коррупции в системе образования, практических способах и методах борьбы с ней.
Главной целью всех антикоррупционных мер должно стать создание атмосферы нетерпимости к коррупции в образовательной и научной среде. Достижение этого результата потребует в ближайшие годы использования большого количества ресурсов. Важно отметить, что данной работой необходимо заниматься в постоянном режиме, и начинать формировать правосознание и правовую культуру обучающихся с первых ступеней получения образования.
Рассмотрим особенности антикоррупционной деятельности через призму воспитания обучающихся. Целью антикоррупционного воспитания обучающихся является формирование ценностей, необходимых для гражданского позиции непринятия коррупционного поведения.
Основными задачами антикоррупционного воспитания являются:
- Ознакомление обучающихся с понятием коррупции, причинами ее возникновения, последствиями коррупционного поведения.
- Формирование нетерпимости к коррупционным проявлениям.
- Ознакомление с методами борьбы с коррупцией и видами правовых последствий при совершении коррупционных правонарушений.
Реализация этих задач возможна на собственном примере как педагогов, так и образовательных учреждений, которая заключается в отсутствии случаем коррупционных правонарушений.
На сегодняшний день одним из наиболее действенных и перспективных методов решения проблемы борьбы с коррупцией является антикоррупционное просвещение. На законодательном уровне понятие «антикоррупционное просвещение» не закреплено, при этом часто упоминается в подзаконных актах. Просвещение представляет собой распространение знаний, образования, культуры. Таким образом, антикоррупционное просвещение есть распространение антикоррупционных знаний, осуществление антикоррупционного образования и формирование антикоррупционной культуры.
Повышение уровня правовой грамотности целесообразно начинать у обучающихся, их родителей и законных представителей с начальных классов. Необходимо с юных лет планомерно прививать подрастающему поколению нетерпимость к проявлению коррупционных действий. Отметим, что антикоррупционное образование в образовательных учреждениях профессионального и высшего образования Российской Федерации должно реализовываться вне зависимости от направления подготовки. Повышение уровня антикоррупционной грамотности должно происходить вне зависимости от выбранной профессии.
Среди мероприятий антикоррупционной направленности можно отметить создание плакатов, социальных видеороликов, которые наглядно демонстрируют все проблемы, связанные с коррупцией. И, безусловно, особое внимание уделяется взяточничеству, как наиболее распространенному виду коррупционных нарушений. Важно отметить, что в рамках проведения работы по противодействию коррупции образовательные организации на своих официальных сайтах в сети Интернет активно ведут работу по борьбе с коррупцией. На каждом сайте отводится раздел, посвященный борьбе с коррупцией, в котором любой гражданин (обучающийся, сотрудник, иное заинтересованное лицо), в целях предупреждения либо выявления совершенных коррупционных правонарушений, могут оставить сообщение для последующей проверки по заявленному факту.
Эффективная антикоррупционная политика должна основываться на создании системы предупреждения и выявления коррупционных правонарушений, включающей в себя обучение и информирование, а также создание механизмов обратной связи. Важно, чтобы образовательные учреждения не только реагировали на коррупционные проявления, но и активно работали над их предотвращением через значительное участие преподавателей и студентов в разработке и реализации соответствующих инициатив.
Таким образом, антикоррупционная деятельность в образовательной организации требует комплексного подхода, направленного на создание культуры добросовестности, открытости и ответственности, что, в свою очередь, будет способствовать повышению доверия к образовательным учреждениям и улучшению качества образовательного процесса.