Введение
Сетевой медицинский дискурс (далее СМД) представляет собой сложный, многогранный, многоаспектный феномен, в составе которого существует ряд жанров, определенные коммуникативные, структурно-семантические, социально-ролевые особенности, формирующие специфику коммуникативного взаимодействия. В СМД выделяются следующие типы: академический, профессионально-деловой, коммерческий, рекламный, межличностный, сетевой медиа-дискурс. В рамках каждого из типов СМД различаются жанры виртуального взаимодействия, включая форумы, персональные сайты, социальные сети, рекламные объявления, баннеры, электронные письма, интернет-чат, каждый из которых характеризуется специфическими особенностями, концептуализацией, внутренним содержанием. Следовательно, возникает вопрос: в чем заключается особенность синтаксических конструкций в различных видах СМД?
На протяжении последних шестидесяти лет дискурс привлекает внимание как зарубежных, так и отечественных лингвистов. Появление новых работ, посвященных разным аспектам дискурса, свидетельствует о попытках изучить его со всех сторон. На наш взгляд, наиболее актуальным и перспективным является изучение дискурса с институциональных позиций, где дискурс изучается с точки зрения определённого социального института.
Принимая во внимание специфику сферы профессионального функционирования, в качестве уникальных характеристик медицинского дискурса, выделяющих его из вариативности результатов речемыслительной деятельности человека, следует назвать толерантность, деонтологическую ориентированность, персуазивность, лингвотерапевтическую направленность, нацеленность на «лечение словом» [2]; «результат интеграции объективного медицинского знания, экспертного мнения, личного суждения врача и коммуникативных стратегий, используемых им для их вербализации с целью оказания желаемого воздействия на пациента» [3]. Следует отметить, что жанровые особенности, влияние интернет-среды приводит к трансформациям всех уровней языковой системы, концептуализирующих внутреннее содержание дискурса: фонетико-графического, лексического, стилистические, синтаксического, словообразовательного, морфологического и текстового. В данной статье мы рассмотри основные синтаксические особенности, которые выделяются в разных видах СМД.
Анализ текстов медицинских учреждений
Проанализировав тексты сайтов медицинских учреждений, мы выявили следующие особенности.
Синтаксическая сторона высказывания выступает одним из наиболее эффективных инструментов реализации речевого воздействия, обладает собственным стилистическим функционалом, принимают активное участие в процессе реализации речевых тактик, стратегий. В работах Д. Р. Дроздова в качестве наиболее распространённых синтаксических конструкций называет обращения, побудительные конструкции, вопросительные конструкции, отрицательные конструкции, условные предложения и парцелляцию [2].
Под обращением в современной научной литературе понимают номинацию того, кто выступает адресантом речи. Примерами функционирования подобных стилистических конструкций могут служить следующие:
Добрый день. Уважаемый Вадим Валерьевич, очень нужен ваш совет. Женщина 39 лет, рост 172, вес 80. С 2007 года – истинная полицитемии(терапия реафероном, гидреа, тромборедуктин). В 2016 году – транзиторнве ишемические атаки, купированы приемом тромбо-асс в дозе 100 мг... [5].
Уважаемые коллеги, здравствуйте. Если можно, проконсультируйте пожалуйста по результату очередного клинического анализа крови. В настоящее время беременность 16 недель, АФС, Истинная полицитемия. В лечении-реаферон 3000000#4 раза в неделю, клексан 0.4 раз в день, тромбо Асс 100 мг/сут… [8].
В приведенных примерах обращения стилистически нейтральны, направлены на конкретизацию адресанта высказывания, позволяют повысить диалогизацию речи в рамках массовой коммуникации, которой, по сути, выступает общение на форуме.
Принимая во внимание направленность форума профессионально-практического взаимодействия на организацию полилога, коллективной дискуссии, обращения по имени встречаются достаточно редко, намного чаще используются коллективные обращения, формулы вежливости:
Уважаемые пациенты!
В связи с неблагоприятной эпидемиологической обстановкой по коронавирусной инфекции просим Вас обратить внимание на следующую информацию. [7].
Уважаемые родители!
Позвольте поприветствовать Вас на нашем родительском форуме, который предназначен для добросердечного общения родителей детей и взрослых с врождённым пороком сердца. На нашем материнском форуме можно обсуждать любые вопросы, которые волнуют родителей детей с ВПС, такие как, например, вопросы физиологии, лечения, особенности жизнедеятельности таких детей, что детям можно и чего нельзя, как ограничить физические нагрузки, как правильно развивать ребёнка и т.д. [9]
В рамках других видов СМД (академического, организационно-корпоративного, рекламного, регламентирующего) обращения, как правило, не представлены. Направленность на читателя в академическом дискурсе представлена в форме пассивной синтаксической конструкции:
Описаны различные психологические проблемы острого периода ожоговой болезни, предложена теоретическая модель психологических аспектов травматического стресса при ожоговой болезни, особенности формирования личностных особенностей обожженных после травмы [6].
В рекламном, коммерческом, организационно-корпоративных дискурсах обращения не используются, что обусловлено спецификой ресурсов, их главной прагматической целью – репрезентацией продукции, товаров, организации, направленностью на массового реципиента, вследствие чего реализация стратегий интимизации, диалогизации, осуществляемая при помощи обращений, представляется не целесообразной.
Побудительные конструкции, повелительные предложения направлены на репрезентацию волеизъявления говорящего по отношению к происходящему, на мотивацию к реализации прогнозируемой поведенческой стратегии. Указанные синтаксические конструкции широко используются в рамках регламентирующего, образовательного дискурса:
- разработать и разместить планы работ по независимой оценке качества оказания медицинских услуг медицинскими организациями на своих официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;
- детальнее описывать обстоятельства травмы.
- тщательнее оценивать психический статус до ожога [6].
Использование императивов, побудительных конструкций обусловлено спецификой дискурса, обязательностью исполнения адресатами директив, сложившейся практикой делопроизводства. В данных дискурсах побудительные конструкции моделируют официально-деловую стилистику текста, направленную на исключение возможности ошибочной, двухзначной интерпретации указаний. Директивы стилистически нейтральны, восклицательные предложения исключены.
Императивы, побудительные конструкции практически не употребляются в рамках информационно-справочного и организационно-корпоративного дискурса, что обусловлено необходимостью максимально объективной репрезентации информационных данных, отсутствием интенций побуждения к деятельности в рамках справочной сетевой литературы; необходимостью реализации индивидуального подхода, высокой интимизацией взаимодействия пациента и врача в рамках организационно-корпоративных СМД. Следует отметить, что отсутствие побуждений к действиям в организационно-корпоративных СМД обусловлено спецификой медицинской деятельности как социального института, невозможностью привлечения специалистов-медиков к деятельности учреждения при помощи виртуального пространства по причине отсутствия возможности проверить уровень сформированности профессиональной компетенции при помощи Интернета; невозможностью оказания практической профессиональной помощи в режиме пациент-врач.
Отрицательные конструкции используются для репрезентации того, чего, по мнению адресанта, делать не стоит, в целях предостережения адресата от реализации ошибочных поведенческих стратегий, тактик, способных принести вред его здоровью:
Если говорить о детях после года, то самое главное – не вводить «вредные» продукты;
Думаю, что не будет излишним передёргиванием сказать, что с таким же основанием при простуде надо идти к простудологу [5].
У пациентов, которые своевременно обратились к врачу, гораздо больше шансов вернуться к нормальной жизни и уже никогда не столкнуться с рецидивом опухоли [9].
Сами по себе эти "термины" не фиксируют болезненного состояния, они – не диагнозы [5].
Следует отметить, что в рамках рекламного СМД отрицательные конструкции минимизированы, поскольку отрицание само по себе, негативная семантика отрицательных частиц не способствуют реализации прагматической функции рекламного сообщения – создания благоприятного имиджа продукции, оборудования. В рамках рекламных и информационно-справочных источников текстов отрицательная частица встречается преимущественно в рамках конструкции «не только, но…», позволяющей указать на наличие дополнительных преимуществ, характеристик продукции, товара:
Стрессовая активация обладает не только отрицательными, но и положительными чертами [6].
У нас можно не только купить камеру по наиболее выгодной цене, но и получить бесплатную консультацию по любым вопросам ее эксплуатации [8].
Вопросительные конструкции в письменной речи чаще всего направлены на вовлечение реципиента в коммуникацию, повышение диалогизации, интеративности дискурса:
Уважаемые коллеги, возможно эта тема уже обсуждалась (но я не нашел), хотел бы услышать ваше мнение по поводу оригинального препарата клопидогрел и его дженериков в 2 ААТ после интервенций. Можно ли применять не оригинал? Нагрузочный препарат? Через месяц? Например, через полгода можно ли перейти на более дешевый?
А что будет, если в то время, когда кардиолог кушает, пациент в ПРИТ фибрильнет? Формальным основанием является должностная инструкция, где определено место работы кардиолога и то, может он или нет его, место, покидать. [4].
В данном случае использование вопросительной конструкции направлено на отражение внутреннего диалога автора сообщения, репрезентацию внутреннего эмоционального состояния, переживаний, повышения диалогизации монологического высказывания.
В рамках информационно-справочной литературы вопросительные синтаксические конструкции не используется, поскольку данный вид СМД рассчитан давать ответы на вопросы, а не задавать их. В академических СМД прием минимизирован, в регламентирующих, документных текстах не используется.
Парцелляция не используется в академических, регламентирующих, документных, рекламных, коммерческих СМД, медицинском медиа-дискурсе, зато широко функционирует в профессионально-практическом взаимодействии, максимально приближая его к разговорной речи:
У нас Антошка начал кусаться к полутора годам. Самое интересное, что кусает то он не только нас, но и себя!!!!! Вся левая ручка около большого паличика изкусана, аж до ранок!!!! Причем, кусается он не обязательно от горя, но и от радости, когда его переполняют эмоции. ходили к невропатологу, та выписала нам пантогам, но нам не то что легче не стало, а все с точностью до наоборот!!!! Пропили их все же честно, пришли на очередной прием, раасказываю, что не помогло, а она нам таблеточки выписывает, теперь уже посильней!!!!!! Я решила больше не давать, им бы лишь бы таблеточками закормить, а что делать, так и не знаю????????? Ручки бинтовали-ему их за счастье размотать, как игрушка!!!!, мазали горчицей, зеленкой- все бес толку!!!!! Надеюсь, что с возрастом пройдет!!!!! [5].
Выводы
На основании проведенного анализа можно сделать вывод, что синтаксическая сторона СМД характеризуется множественным использованием таких конструкций, как обращения, побудительные конструкции, вопросительные конструкции, отрицательные конструкции, условные предложения и парцелляцию. Указанные конструкции по-разному функционируют и взаимодействуют в рамках различных СМД, отражая цели, коммуникативные интенции участников взаимодействия.
Анализ текстов, помог выявить ряд особенностей, которые позволят приблизиться к пониманию многих аспектов профессиональной коммуникации в современном деловом сообществе. Материалы статьи могут использоваться в лингвометодических целях – в ходе обучения будущих медиков умениям профессионального общения; в вузовских курсах теории коммуникации, теории речевого общения, культуре речи, теории дискурса и интерпретации текста.