Главная
АИ #7 (242)
Статьи журнала АИ #7 (242)
Развитие корпоративной культуры как инструмент совершенствования системы стимули...

Развитие корпоративной культуры как инструмент совершенствования системы стимулирования труда

Рубрика

Экономика и управление

Ключевые слова

корпоративная культура
организационная культура
культурное поле компании
мотивация
управление и стимулирование труда персонала

Аннотация статьи

В рамках настоящего исследования автору представляется важным проанализировать историко-философскую сущность термина «корпоративная культура», представить наиболее ёмкие и целостные определения понятия, изучить зарубежный и отечественный опыт, а также взаимосвязь между корпоративной культурой и её влиянием на совершенствование системы стимулирования труда.

Текст статьи

Динамично изменяющейся конъюнктурой современного экономического пространства ставит компании перед необходимостью поиска различных стратегий управления, которые бы позволяли максимально быстро реагировать на изменения внешней среды, высокий уровень конкуренции среди коммерческих организаций, а также доверие организациям других секторов. В подобных условиях привычные практики управления персоналом оказываются недостаточно эффективными, что приводит к проблеме поиска новых способов формирования и поддержания корпоративной культуры, которые могут составить весомое конкурентное преимущество любой компании и помочь быстро адаптироваться к стремительно меняющейся внешней среде организации.

Термин «корпоративная» изначально происходил от лат. «corporatio» – сообщество, объединение, а не от «корпорации» (от лат. corpus – тело) как организационно-правового типа предприятия. В силу происхождения термина считается, что предпосылкой к созданию корпоративной культуры послужили правила поведения в средневековых гильдиях, нарушение которых грозило исключением из сообщества. Современное значение термин «корпоративная культура» приобретает в 70–80-х гг. XX века [5, с. 35-47].

В начале 1990-х годов американский исследователь Э. Шейн в своем труде «Организационная культура и лидерство» обобщил накопленные знания и сформулировал достаточно четкую концепцию организационной культуры, после чего интерес к понятию «корпоративная культура» стал возрастать во всем мире, включая и Россию [2, с. 15].

Как показывает международная практика, компании, которым удается создать сильную организационную культуру, добиваются более высокой производительности и эффективности в своей деятельности. Исследования американских ученых показывают, что укрепление организационной культуры без изменения прочих равных условий труда часто сопровождается повышением производительности работников на 15–25%. Многие компании со слабой и противоречивой культурой оказываются неэффективными в рыночных условиях и проигрывают в конкурентной борьбе.

Если до недавнего времени считалось, что в конкурентной борьбе побеждает сильнейший и усилия менеджеров направлялись на то, чтобы стать лучшей компанией, то сейчас конкурентные усилия направляются на то, чтобы стать уникальной компанией. В обеспечении уникальной конкурентоспособности компании особая роль принадлежит организационной культуре, которая относится к редким и наиболее сложно имитируемым нематериальным стратегическим ресурсам. Всякая организация имеет свои культурные особенности, которые отличают ее от других организаций, потому что она является результатом взаимодействия уникальных людей – сотрудников фирмы. Влияние личности руководителя, сильного лидера на формирование ценностей, правил, традиций, принятие управленческих решений придает определенную уникальность компании [6, с. 306].

Формирование корпоративной культуры предполагает создание персоналу организации таких трудовых, социальных, бытовых, психологических и других условий, в которых он чувствовал бы себя комфортно. Создает корпоративную культуру, как правило, формальный лидер (руководитель компании), но ее выразителем является весь персонал компании. Организаторами работы по формированию и развитию корпоративной культуры обычно становятся специалисты по управлению персоналом совместно со специалистами по связям с общественностью.

Корпоративная культура – одно из самых эффективных средств привлечения и мотивации сотрудников. Как только человек удовлетворяет потребности первого уровня («чисто материальные»), у него возникают потребности иного плана: в достижении достойного положения в коллективе, признании, самореализации и т. п. И здесь на первый план выходит корпоративная культура, одной из важных функций которой является поддержка каждого члена коллектива, раскрытие его индивидуальности, талантов [4, с. 277].

Ранее уже говорилось о том, что в отношении термина «корпоративная культура» нет единого определения, рассмотрим лишь некоторые из них:

Корпоративная культура (культура организации) – совокупность норм, правил, стандартов, программ, направленная на создание сильной команды единомышленников и обеспечение конкурентоспособности организации на рынке.

Корпоративная (управленческая) культура – совокупность типичных для менеджера ценностей, точек зрения и идей, которые сознательно формируют образец его поведения.

Корпоративная (организационная) культура – мощный стратегический инструмент, позволяющий ориентировать все подразделения организации и отдельных лиц на общие цели, мобилизовать инициативу сотрудников, обеспечивать преданность, облегчить общение.

Корпоративная культура – это разделяемые всеми ценности, представления, ожидания, нормы, приобретенные по мере вхождения в компанию и за время работы в ней [3, с. 43].

Американский менеджмент популяризирует индивидуалистскую корпоративную культуру, в основе которой лежат личные достижения члена коллектива. Японский менеджмент популяризирует коллективистскую корпоративную культуру, которая опирается на групповую деятельность и победу коллектива.

В современных быстро меняющихся рыночных условиях российские организации стали применять комбинированную корпоративную культуру, в основе которой лежит симбиоз личных достижений членов коллектива и позиционирование общественно-значимых проектов с участием всего коллектива.

Организационная культура каждой организации уникальна. Именно данный системообразующий элемент то, что отличает одну организацию от другой, даже если они производят одни продукты, работают в одной отрасли, близки по размерам, используют стандартные технологии. Не существует двух организаций с одинаковой культурой. Организационная культура отражает философию компании, она создает определенную неповторимую атмосферу, влияние которой на деятельность неоднозначно, его трудно исследовать и описать. Даже если ценности, убеждения, обычаи, принятые в одной компании, например у конкурентов, понятны членам другой организации, то попытки перенять их связаны с большими сложностями и сопротивлением персонала.

Корпоративная культура – это неуловимая, неосязаемая, невыраженная категория, наличие которой не требует доказательств. Каждая организация разрабатывает набор правил и предписаний, управляющих повседневным поведением сотрудников на своем рабочем месте. До тех пор, пока новички не усвоят эти правила поведения, они не смогут стать полноценными членами коллектива [6, с. 29].

Корпоративная культура аналогична личностной характеристике человека: это некий нематериальный, но всегда присутствующий образ, который придает значение, направление и основу жизнедеятельности организации. Корпоративная культура – это разделяемые всеми ценности, представления, ожидания, нормы, приобретенные по мере вхождения в компанию и за время работы в ней. Подобно тому, как характер влияет на поведение человека, корпоративная культура влияет на поведение, мнения и действия людей в компании.

В общем смысле корпоративная культура может быть определена как совокупность ценностей, норм, идей и правил, принятых корпорацией и разделяемых ее сотрудниками, вне зависимости от уровня их иерархии.

Сегодня, как никогда, актуальным является фактор социально-психологическое состояние персонала. Чем выше уровень общей удовлетворенности сотрудников от рабочего процесса в представленных организацией условиях, тем выше их уровень работоспособности, что оказывает позитивное воздействие на развитие и экономический рост организации. Сотрудникам необходимо чувствовать психологическую защищенность и понимать, что ради них компания готова меняться, поскольку главный потенциал любой компании – это ее сотрудники.

Главная цель управления персоналом – эффективное формирование, использование и развитие имеющихся кадров предприятия и привлеченных впервые [1, с. 10]. Одной из важнейших задач в управлении персоналом является совершенствование системы стимулирования труда. Система управления персоналом является составной частью общей системы управления организацией, и в современных условиях от успешности ее построения и эффективности работы зависит достижение главных целей функционирования организации на экономическом пространстве.

Система стимулирования персонала является важным инструментом управления, который помогает предприятиям достигать поставленных целей и задач. Эффективная система мотивации, как материальной, так и нематериальной, способствует повышению производительности, снижению текучести кадров и созданию благоприятного климата в коллективе. В современном мире, где высококвалифицированные специалисты на вес золота, правильный подход к системе стимулов может стать конкурентным преимуществом компании.

Таким образом, корпоративная культура оказывает большое воздействие на деятельность организации и не сводится, в бытовом представлении, к проведению корпоративных праздников, соревнований или иных развлекательных мероприятий. Целенаправленное формирование корпоративной культуры, может позволить эффективно использовать человеческие ресурсы для реализации стратегии организации, повысить уровень управляемости организацией, усилить сплоченность команды сотрудников, использовать как стратегический мотивирующий фактор, направляющий сотрудников на достижение целей компании.

Список литературы

  1. Управление персоналом в цифровой экономике [Текст]: учеб. пособие / Р.А. Долженко С.Б. Долженко, А.Ю. Коковихин и др.; под общ. ред. Р.А. Долженко; М-во науки и высш. образования Рос. Федерации, Урал. гос. экон. ун-т. – Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2018. – 235 с. С. 10.
  2. Корпоративная культура: учебник и практикум для вузов / А. В. Колесников. – Москва: Издательство Юрайт, 2025. – 167 с. – (Высшее образование). С. 15.
  3. Управление персоналом: учебник и практикум для среднего профессионального образования / О.А. Лапшова [и др.]; под общей редакцией О.А. Лапшовой. – Москва: Издательство Юрайт, 2025. – 406 с. – (Профессиональное образование). С. 43.
  4. Управление персоналом: учебник и практикум для среднего профессионального образования / В.М. Маслова. – 5-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2025. – 451 с. С. 277.
  5. Окатов А.В., Соловьев Д.А. Понятие и виды корпоративной культуры // Вестник Тамбовского университета. Серия Общественные науки. Тамбов, 2017. Т. 3. Вып. 3 (11). С. 35-47.
  6. Корпоративная культура: учебник / Т.Н. Персикова. – М.: Логос, 2020. – 288 с. – (Новая университетская библиотека). С. 28-29.
  7. Организационная культура: учебник и практикум для вузов / В.Г. Смирнова [и др.]; под редакцией В.Г. Смирновой. – Москва: Издательство Юрайт, 2025. – 306 с. С. 16-17.

Поделиться

44

Николашина С. С., Рудакова С. И. Развитие корпоративной культуры как инструмент совершенствования системы стимулирования труда // Актуальные исследования. 2025. №7 (242). URL: https://apni.ru/article/11344-razvitie-korporativnoj-kultury-kak-instrument-sovershenstvovaniya-sistemy-stimulirovaniya-truda

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#7 (242)

Прием материалов

15 февраля - 21 февраля

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

26 февраля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

12 марта