Военно-политическая обстановка в мире по-прежнему остается сложной и напряженной. Основной тенденцией ее развития в последние годы является ужесточение конкурентной борьбы CШA и ведущих государств Запада за получение беспрепятственного доступа к сырьевым и энергетическим ресурсам, вытеснение России из районов ее жизненно важных интересов. Руководители CШA и ряда государств НAТO показывают стремление к геостратегическому доминированию во всех регионах мира, поддерживают применение силовых подходов к решению международных проблем, что наряду c расширением сферы влияния и пополнением блока за счет бывших социалистических стран и республик в территориальной близости от России, обусловливает необходимость реальной оценки степени угрозы ее безопасности и принятия адекватных мер в области военного оборонного строительства.
В этих условиях основными геополитическими целями Российской Федерации являются обеспечение государственного суверенитета и территориальной целостности, создание системы глобальной и региональной безопасности, строящейся на нормах международного права, защита своих интересов в экономически важных районах мира. При этом интересы Российской Федерации могут и не совпадать c интересами отдельных государств Европы и CШA.
В современной военно-политической обстановке особое значение приобретает механизм реализации национальных интересов и обеспечения безопасности государства в области военного строительства, исходя из существующих угроз. Государство, преследующее свои национальные интересы, нацеленное на обеспечение своей обороны и безопасности, вынуждено выделять определенную часть своих интеллектуальных, организационно-управленческих, экономических, финансовых, социальных и иных ресурсов на военно-техническое развитие, на оснащение вооруженные силы РФ и ВНГ РФ современными и перспективными системами и комплексами военной и специальной техники. В результате формируется оборонно-промышленный комплекс государства, под которым понимается целостная взаимосвязанная система органов и структур военного производства, технического оснащения вооруженные силы РФ, ВНГ РФ и государственного управления, и координации.
Сегодня оборонные предприятия оказались в сложной системе проблем. Основными из них сегодня являются:
- развитие финансово-экономического кризиса;
- финансово-экономическая неустойчивость оборонных предприятий;
- вынужденное импортозамещение;
- законодательные ограничения, предусматривающие жесткую регламентацию порядка использования средств, находящихся на спецсчетах (в том числе на закупку оборудования, погашение кредитов и т. д.), что затрудняет оперативное управление ресурсами;
- санкционная политика западных «партнеров».
В настоящее время продукция народных умельцев может оказать положительное влияние на функционирование ОПК, а также на систему «военная наука – ОПК». По моему мнению, существующие взаимосвязи военной науки и оборонно-промышленного комплекса страны в сегодняшнем структурном построении способны обеспечить необходимую эффективность военного строительства, но имеются небольшие противоречия между военной наукой, политикой и экономикой (ОПК).
Технические средства служб тыла на всех этапах развития Вооруженных Сил создавались и совершенствовались в тесной связи с общим развитием боевой техники. Однако технические средства вещевой службы уступали в технологическом развитии на первых этапах. Основными задачами вещевой службы вне пункта постоянной дислокации на протяжении всех лет являлись: размещение личного состава в местах для проживания, его гигиеническая помывка, а также стирка обмундирования и белья. При этом важнейшее влияние на их развитие оказывают военно-политическая обстановка, вероятный характер и способы развязывания войны, a также экономические возможности государства.
Значительную роль в исследовании влияния военного строительства на развитие и обеспечение ВНГ РФ техническими средствами вещевой службы играет выявление факторов как основной характеристики причинно-следственной связи, определяющей условия, направленность и содержание совершенствования процессов тылового обеспечения в целом.
Сложность и ответственность задач, связанных c обеспечением безопасности государства и военным строительством в современных условиях и на перспективу требуют их всестороннего военно-экономического обоснования. Особая роль, при этом отводится обоснованию применения технических средств вещевой службы, анализу противоречий и проблем их применения, разработку и внедрение новых образцов технических средств вещевой службы, модернизации уже имеющихся на вооружении, отвечающих современным требованиям ведения боевых действий.
При этом одной из важнейших проблем тылового обеспечения в современных условиях является обеспечение соединений и воинских частей ВНГ РФ техническими средствами служб вещевой службы в ходе подготовки и автономного выполнения служебно-боевых задач. Принцип автономности действия войск обусловливает необходимость пропорционального развития инфраструктуры тыла и ее технической оснащенности.
В современных условиях для своевременного и качественного восстановления ТCВС как в войсковом, так и оперативном звеньях тыла, необходима разработка обоснованного состава индивидуальных и групповых эксплуатационных и ремонтных комплектов, определение норм их расхода по периодам эксплуатации ТСВС и количеству ремонтируемых образцов техники. C этой целью необходимо определить нормативы и порядок эшелонирования образцов ТCВС и запасных частей для них. Организация технического обеспечения по службам тыла должна гарантировать поддержание количественного состава и технического состояния ТСВС на уровне, обеспечивающем высокую боеспособность войск и способность подразделений тыла успешно решать поставленные задачи.
В условиях становления в стране рыночных отношений в области технического обеспечения по службам тыла появились новые, ранее неизвестные проблемы. Одной из важнейших финансово-экономических проблем в развитии ТСВС в условиях рыночной экономики является совершенствование механизма (системы) ценообразования на образцы и комплексы ТСВС. Цены на них, как правило, должны устанавливаться в ходе проведения тендеров через единый орган заказчика – ФAЗ ВВCТ, подчиненное Правительству PФ. При этом механизм ценообразования на ТСВС должен представлять собой совокупность процедур, направленных на согласование интересов ВНГ PФ при подготовке, размещении и выполнении контрактов c предприятиями-поставщиками на создание и производство ТСВС. В рамках этого механизма должны осуществляться выбор модели цен, военно-стоимостной анализ создаваемых образцов ТСВС, формирование прибыли предприятий, уточнение размеров стимулирования и штрафования исполнителей в зависимости от достигнутых (упущенных) результатов.
Возникновение в современных условиях качественных изменений может выдвинуть ряд новых, ранее неизвестных проблем в организации обеспечения войск ТСВС. В целях детализации направлений решения, рассмотренных выше и других проблем в обеспечении войск ТСВС необходимо произвести системный анализ их применения при выполнении ВНГ PФ служебно-боевых задач.
Перспективы развития технических средств вещевой службы в войсках национальной гвардии Российской Федерации.
В соответствии с военной доктриной РФ основной задачей оснащения войск национальной гвардии РФ вооружением, военной и специальной техникой является создание и поддержание взаимоувязанной и целостной системы вооружения в соответствии с задачами войск национальной гвардии РФ, формами и способами их применения, экономическими и мобилизационными возможностями Российской Федерации.
Основной целью в реализации указанной задачи является комплексное оснащение (переоснащение) войск национальной гвардии РФ современными образцами вооружения, военной и специальной техники соединений и воинских частей ВНГ РФ, а также поддержание их в состоянии, обеспечивающем их применение. Успешное решение этой задачи во многом зависит от содержания военно-технической политики, проводимой всеми участвующими в этом процессе органами управления государственной власти и Федеральной службы войск национальной гвардии РФ.
Оснащение ВНГ РФ ТСВС по линии Департамента тылового обеспечения является важным системообразующим элементом в общей системе ВНГ РФ. Суть военно-технической политики в части оснащения ВНГ РФ техническими средствами служб тыла заключается в следующем:
- развитие фундаментально-поисковых и прикладных исследований, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР);
- внедрению передовых технологий при создании и модернизации ТСВС;
- поддержанию на необходимом уровне технической оснащенности войск (сил) по линии тылового обеспечения;
- обеспечение надлежащей эксплуатации и восстановления ТСВС.
Модернизация и развитие ТСВС ВНГ РФ, основанная на результатах исследований по оперативно-тыловому обоснованию перспектив развития технического оснащения ВНГ РФ, их количественно-качественного состава, имеет цель раскрыть ту часть содержания военно-технической политики, которая касается развития ТСВС ВНГ РФ.
Она призвана определить цель, принципы, задачи, приоритеты и систему мер устойчивого их развития на долгосрочный период.
Сравнительный анализ по основным показателям качества ТСВС с перспективными образцами технических средств армии США, Франции, Германии (фирма «Кärcher») и некоторых других стран показывает, что, имея примерно одинаковую производительность, наши полевые технические средства уступают по компактности, имеют большую массу агрегатов, больший расход топлива и обслуживаются большим количеством личного состава.
Основные направления развития технических средств вещевой службы в войсках национальной гвардии Российской Федерации.
С учетом основных направлений военно-технической политики, динамики изменения уровня технической оснащенности войск, анализа форм и способов действий войск в качестве приоритетных направлений развития ТСВС являются следующие:
- создание мобильных, защищенных типовых комплексов, перевозимых автомобильным транспортом повышенной проходимости, для организации помывки личного состава, стирки обмундирования и белья в полевых условиях;
- расширение возможностей транспортирования за счет применения базовых шасси современной автомобильной техники (прицепов) и широкого использования преимуществ кузовов-контейнеров;
- модульность технических средств и взаимоадаптивность конструкций;
- повышение мобильности ТСВС путем замены базы монтажа на перспективные, более проходимые и экономичные шасси автомобильной техники, унификация базовых шасси ТСВС.
Перечисленные общие направления совершенствования технической оснащенности материального обеспечения войск конкретизируются и реализуются путем повышения технического уровня по каждому виду ТСВС на основе разработки тактико-технических требований к вновь разрабатываемым или модернизируемым образцам.