Главная
АИ #7 (242)
Статьи журнала АИ #7 (242)
Обучение плаванию детей дошкольного возраста с ОВЗ с использованием игровых техн...

Обучение плаванию детей дошкольного возраста с ОВЗ с использованием игровых технологий

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

обучение
дети
развитие
плавание
моторика
игровые упражнения

Аннотация статьи

В статье говорится пользе плавания для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Текст статьи

Проблема обучения плаванию приобрела особую актуальность для большинства дошкольных образовательных организаций. Несмотря на широкую пропаганду физической культуры и спорта, по данным последних исследований, биологическая потребность в движении у ребенка в современном образовательном пространстве удовлетворяется менее чем на 60% [1, с. 87].

В современных исследованиях отмечается, что около 40% детей поступают в школу, не достигнув биологической зрелости, 30–40% составляют группу риска по развитию психических нарушений, 21% первоклассников имеют нарушения речи, 74% – нарушения опорно-двигательного аппарата [1, с. 98].

В связи с этим на занятиях в бассейне решается несколько взаимосвязанных задач – обучение плаванию детей дошкольного возраста, организация двигательной активности, профилактика гиподинамии, закаливание.

В связи с тем, что у детей с ограниченными возможностями здоровья двигательная активность снижена, то часто они не проявляют интерес и не хотят участвовать в подвижных мероприятиях. Решением данной проблемы могут стать игровые технологии, отвечающие следующим требованиям: опора на имеющийся у детей двигательно-игровой опыт, учет интересов и функциональных возможностей каждого ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Более того, как отмечает Т. Н. Павлова, «ограничение мышечной деятельности не только задерживает гармоничное формирование и развитие организма, но и приводит к тому, что на последующих возрастных этапах ребенок не может овладеть теми или иными жизненно необходимыми навыками» [6, с. 23].

Плавание обладает незаменимым средством формирования «школы движений», воспитания и закаливания детей:

  1. В медико-физиологическом аспекте – укрепление функций сердечно-сосудистой, дыхательной, опорно-двигательной и нервной систем детского организма;
  2. В психологическом аспекте – формирование произвольной регуляции движений и действий, т. е. умения осознанно совершать и контролировать двигательные действия, исходя из сознательно поставленной цели;
  3. В педагогическом аспекте – это не только обучение дошкольника сложноорганизованным действиям, но и способ становления навыков самоорганизации [6, с. 37].

По мнению Л. Н. Волошиной, двигательная активность является одним из ведущих направлений развития детей с ограниченными возможностями здоровья. При этом в качестве показателей двигательной активности выступают: оптимальная двигательная деятельность, овладение всеми видами физических упражнений с учетом возрастных и индивидуальных возможностей, физическая подготовленность [1, с. 19].

Современные исследования, научные статьи и методические публикации [4, с. 47] не в полной мере отражают специфику обучения плаванию детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, в связи с этим выявляются следующие трудности:

  1. Недостаточная готовность инструкторов по физической культуре обучать плаванию дошкольников с особыми образовательными потребностями.
  2. Отсутствие комплексного подхода в обучении плаванию детей с ОВЗ, включающего игровые технологии, способствующие эмоциональной насыщенности образовательного процесса и развитию двигательной культуры детей дошкольного возраста.

Важность игровой деятельности для формирования личностных качеств дошкольников убедительно доказана в исследованиях отечественных ученых Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконина, Л. А. Венгера и др.; подвижная игра как средство разностороннего влияния на личность ребенка (Н. В. Полтавцева, Э. Я. Степаненкова, Е. А. Сагайдачная). Данные исследователи констатируют тот факт, что игра (народная, подвижная, с элементами спорта) является средством гармонического развития ребенка, школой управления собственным поведением, формирования положительных взаимоотношений, благополучного эмоционального состояния. Подвижная игра представляет собой первую доступную для дошкольников форму деятельности, которая предполагает сознательное воспроизведение навыка движений, позволяет ребенку овладевать разнообразными, достаточно сложными видами действий, проявлять самостоятельность, активность и творчество [2, с. 39].

Игра повышает эмоциональность занятий плаванием, являясь хорошим средством переключения с однообразных монотонных движений, характерных для плавания. Плавание рассматривается как комплексный навык, требующий отдельной отработки каждого плавательного элемента: задержка дыхания, погружение, всплывание, лежание, скольжение, работа рук, работа ног, правильное дыхание. Во время игры происходит многократное повторение предметного материала в его различных сочетаниях и формах [4, с. 62].

Игровые упражнения для освоения с водой детей с ТНР используются по пяти направлениям:

  • игры для ознакомления с плотностью и сопротивлением воды. «Полоскание белья», «Лодочка», «Футбол», «Пишем восьмерки» и др. вырабатывают «чувство воды»: умение опираться о воду, чувствовать ее ладонью, предплечьем, стопой, голенью, что является основой для постановки рационального гребка. В период освоения с водой возможно одновременное изучение простейших движений, которые впоследствии будут использованы как элементы техники спортивных способов плавания.
  • игры для погружения в воду с головой, открывание глаз в воде. Этому способствуют игры «Найди предмет», «Тай, тай, налетай»;
  • игры всплывания и лежания на воде «Поплавок»;
  • игры для обучения выдохам в воду: «У кого больше пузырей», «Выдох в воду с произношением гласных звуков», «Придумай слово», «Качели» (выдохи в воду в парах). Умение выполнять выдох в воду и открывать глаза в воде, получаемое на первых занятиях, также является необходимой составляющей грамотного передвижения в воде;
  • игры для скольжения и скольжения с элементами техники плавания «Дельфинчики».

Навыки погружения в воду с головой облегчают овладение такими элементами прикладного плавания, как ныряние в длину и глубину. «Найди букву», «Собери слово», «Ракета» (присед под воду с последующим выпрыгиванием вверх). Использование имитационных упражнений на суше и в воде позволяет более быстро и качественно осваивать основы техники плавания. Имитационные упражнения по своей структуре должны быть максимально приближены к «идеальной» структуре отдельных движений, составляющих изучаемый способ плавания.

Тематический блок «Плаваем как дельфинчики» (игры в воде) включал игры и упражнения в скольжении, которые содействуют выработке равновесия, горизонтального положения тела, улучшению обтекаемости тела при плавании, тренируют умение занимающихся напрягать мышцы туловища и вытягиваться вперед, увеличивая длину скольжения. Были использованы игры: «Стрела на груди с досточкой», «Моторная лодка», «Торпеда».

Игры и развлечения на воде в обязательном порядке используются во время занятий плаванием с детьми. Игры вносят в занятие яркий эмоциональный компонент, который способствует повышению эффективности процесса обучения. Например, одной из наиболее интересной для детей является игра малой подвижности «Салки с упражнением поплавок». Сначала выбирается ведущий считалкой «Катилось яблочко по блюду, ты води, а я не буду». В ходе игры водящий старается поймать игроков, которые стоят на дне. Чтобы не быть пойманным, нужно сделать упражнение «поплавок». Пойманный игрок выходит из воды.

В зависимости от возраста и подготовленности детей, игры делятся на соревновательные, сюжетные и командные. Выбор игры зависит от педагогических задач обучения, количества участников, их возраста и уровня плавательной подготовленности, а также от условий проведения занятия. В играх желательно использовать инвентарь: шесты, доски, надувные круги и мячи, мелкие тонущие игрушки. Использование в тематическом блоке «Море волнуется раз» (самостоятельная двигательная деятельности дошкольников в воде) разнообразных народных и подвижных игр способствовало закреплению навыков плавания у детей с ТНР.

Список литературы

  1. Волошина Л.Н. Педагогические средства обогащения двигательно-игрового опыта дошкольников / Л.Н. Волошина, О.Г. Галимская. – Текст: непосредственный // Современные проблемы науки и образования. – 2017.
  2. Выготский Л.С. Психология развития как феномен культуры / Л.С. Выготский. – Текст: непосредственный. – Москва; Воронеж, 1996.
  3. Лесгафт П.Ф. Педагогика: избранные труды / П.Ф. Лесгафт. – Текст: непосредственный. – Москва: Юрайт, 2019.
  4. Осокина Т.И. Обучение плаванию в детском саду / Т.И. Осокина, Е.А. Тимофеева, Т.Л. Богина. – М.: Просвещение, 1991.
  5. Павлова Т.Н. Обучение плаванию детей дошкольного возраста. Методические рекомендации для тренеров, инструкторов и учителей физического воспитания. Серия: плавание – жизнь для всех. – Издательство МАКЦЕНТР. –Москва. 2012.

Поделиться

26

Погореленко А. П., Мишурова Г. В., Евдокимова И. В., Хватова С. А. Обучение плаванию детей дошкольного возраста с ОВЗ с использованием игровых технологий // Актуальные исследования. 2025. №7 (242). URL: https://apni.ru/article/11351-obuchenie-plavaniyu-detej-doshkolnogo-vozrasta-s-ovz-s-ispolzovaniem-igrovyh-tehnologij

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#8 (243)

Прием материалов

22 февраля - 28 февраля

осталось 7 дней

Размещение PDF-версии журнала

5 марта

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

19 марта