Под скрывающимися лицами понимаются подозреваемые, обвиняемые, подсудимые и осужденные, скрывающиеся от органов дознания, следствия и суда, совершившие побег из изолятора временного содержания, из-под конвоя полиции, из исправительных колоний, тюрем, лечебных исправительных учреждений, СИЗО, уклоняющиеся от исправительных работ, самовольно оставившие воинские части (места службы).
Информация о военнослужащих, скрывающихся от органов дознания военной полиции, следствия, суда, поступает в региональное управление военной полиции.
Для эффективного осуществления розыска военная полиция должна иметь как можно больше информации о разыскиваемом военнослужащем, о его семье, связях, склонностях, характеристиках психики, поведении, методах сокрытия и тому подобное.
Перед началом розыскных мероприятий орган дознания военной полиции выносит приказ о розыске военнослужащего, скрывающегося от дознания, следствия и суда, либо получает решение от следователя или суда о привлечении обвиняемого в качестве ответчика и выборе превентивной меры; запрашивает сведения о личности разыскиваемого лица. Эти документы передаются в базу поиска РУВП (региональное управление военной полиции) и служат основой для розыска.
Основными мерами розыска военнослужащих являются:
- получение справок, характеристик, иных документов и сведений от органов государственной власти Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и организаций;
- опрос военнослужащих, проведение опроса родственников, соседей, знакомых с целью установления местонахождения, связей, маршрутов движения разыскиваемого военнослужащего;
- получение фотографий, видео, образцов почерка, группы крови военнослужащего;
- направление поисковых ориентиров на другие территории, где может появиться военнослужащий;
- обследование местности в целях отыскания военнослужащих, самовольно оставивших воинские части (места несения службы), а также предметов и следов, имеющих отношение к совершенному преступлению или дисциплинарному проступку;
- организацию в необходимых случаях преследования правонарушителей;
- оцепление (блокирование);
- проверка возможности обнаружения военнослужащего среди задержанных;
- информирование других подразделений (патрульных и контрольно-пропускных пунктов, ГИБДД, ВАИ, паспортно-визовой службы) о приметах разыскиваемого военнослужащего;
- анализ карточек отпечатков пальцев информационного центра с отпечатками пальцев и другой идентификационной информацией;
- обращение через средства массовой информации с просьбой о помощи в поиске военнослужащего;
- в необходимых случаях наложение ареста следователем на почтовую и телеграфную корреспонденцию, адресованную военнослужащему.
В процессе осуществления основных видов деятельности может быть получена дополнительная ориентирующая информация о военнослужащем, на основе которой предлагаются варианты и может быть разработан план дополнительных мер.
Наиболее эффективными и распространенными организационными формами поиска являются совместное планирование с подразделениями, участвующими в поиске, взаимное направление поисковых задач, ориентации, систематическое совместное проведение мер по розыску (рейды, операции).
Поскольку розыск военнослужащих, скрывающихся от органов дознания, следствия, суда является сложным процессом, его эффективность во многом зависит от степени участия в нем различных подразделений, что в значительной мере проявляется в сложных операциях.
В последние годы по розыску лиц, скрывающихся из органов дознания, следствия и суда накопился ряд проблем. Некоторые из них могут быть решены доступными средствами, другие требуют законодательного урегулирования.
Одна из них относится к этапу досудебного уголовного производства и включает вопросы взаимодействия следователя (дознавателя) с группами розыска.
Другая – на стадии судебного разбирательства по уголовному делу и затрагивает вопросы взаимодействия суда, прокурора. В соответствии с пунктом 2 ч. 2 ст. 209 Уголовно-процессуального кодекса следователь определяет место нахождения подозреваемого (обвиняемого), а если он скрылся, принимает меры по его розыску.
Таким образом, роль следователей (дознавателей) в организации и проведении розыска скрывающихся военнослужащих на досудебной стадии уголовного дела является основополагающей.
Типичными недостатками в работе следователей (дознавателей) по организации розыска военнослужащих, являются:
- непредставление исчерпывающей информации о разыскиваемом лице подразделениям розыска;
- отсутствие документов, подтверждающих, что следователь (дознаватель) принял меры по розыску подозреваемого (обвиняемого) и привлечению его к следственным действиям (повесток, постановления о дисквалификации, отчетов);
- неспособность уведомить или несвоевременное уведомление органа, осуществляющего розыск военнослужащего или получить информацию о его местонахождении;
- несвоевременное объявление в розыск;
- необоснованное объявление в розыск.
Существенной проблемой взаимодействия групп розыска со следователями и дознавателями в розыске скрывающихся военнослужащих является невозможность предоставить исчерпывающую информацию о военнослужащем, когда он находится в розыске. Зачастую информация о возможном местонахождении военнослужащего, его связях, особых приметах, одежде, характеристиках (поведенческие особенности) не отправляется в группы розыска, что отрицательно сказывается на своевременности комплекса мер по розыску.
Постановления следователей о розыске подозреваемых (обвиняемых) в этих случаях характеризуются неполными сведениями о таких военнослужащих и местах их предполагаемого нахождения, что лишает группы розыска возможности организовывать и эффективно выполнять свои розыскные мероприятия.
Зачастую розыск военнослужащего не основывается на факте его уклонения от явки к следователю (дознавателю) до окончания предварительного следствия, что приводит к несвоевременному началу его розыска и фактически дает военнослужащему время, чтобы получить возможность скрыться от органов дознания военной полиции, следствия и суда.
Таким образом, для решения проблемы установления местонахождения разыскиваемых военнослужащих, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, необходимо внести изменения в правовом регулировании.