Таможенный контроль является важнейшим элементом регулирования внешнеэкономической деятельности, особенно в отношении объектов, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС. Одной из сложных категорий товаров являются объекты, относящиеся к товарной позиции 0106 ТН ВЭД ЕАЭС, включающей в себя редкие виды животных и растений, находящихся под охраной Конвенции СИТЕС. Неправильная идентификация таких объектов может привести к серьезным последствиям как с точки зрения охраны природы, так и экономической безопасности государства.
Товарная позиция 0106 ТН ВЭД включает в себя широкий спектр живых животных, в том числе редкие виды, находящиеся под международной охраной. В частности, сюда относятся приматы, дельфины, различные виды черепах, крокодилов, змей, экзотических птиц и насекомых, используемых в научных целях. Наиболее часто ввозимыми объектами СИТЕС являются обезьяны, змеи, крокодилы, черепахи, вараны. Однако в данную товарную позицию не включаются животные, предназначенные для сельскохозяйственного производства, такие как крупный рогатый скот, овцы, свиньи и домашняя птица, поскольку они классифицируются в других разделах ТН ВЭД. Классификация животных в данной категории имеет важное значение, так как от правильного определения кода ТН ВЭД зависят таможенные пошлины, условия ввоза и вывоза, а также необходимость получения специальных разрешений, включая сертификаты СИТЕС. Ошибочная классификация может привести к серьезным правовым последствиям, включая нарушение международных соглашений по охране редких видов и наложение санкций на участников внешнеэкономической деятельности [4].
Объектами СИТЕС, которые наиболее часто ввозятся на территорию ЕАЭС, чаще всего являются экзотические животные и растения из Китая, Малайзии, Вьетнама, Таиланда.
Проблема незаконного оборота объектов СИТЕС особенно остро стоит в дальневосточном регионе. В связи, что в регионе обитает большое количество редких и ценных видов живых существ и растений, существует проблема браконьерства, контрабанды в огромных количествах, что негативно отражается на их популяции, что в дальнейшем приводит к сокращению видов и их вымиранию по вине человека.
Основная задача таможенного контроля заключается в предотвращении незаконного ввоза и вывоза охраняемых объектов. Однако, на практике возникают значительные трудности, связанные с подтверждением законности перемещения данных объектов. Часто перевозчики предоставляют документы, которые не всегда являются полными и достоверными. Отсутствие четких данных о происхождении, идентификации и законности транспортировки редких видов значительно затрудняет работу таможенных органов. Это приводит к тому, что даже при наличии формальных разрешительных документов контроль оказывается недостаточно эффективным, а риск незаконного перемещения объектов существенно возрастает [1].
Одной из ключевых проблем является недостаточная идентификация объектов СИТЕС. В большинстве случаев у перевозчиков отсутствуют четкие документы, подтверждающие происхождение и законность перемещения животных и растений. Это приводит к сложностям в таможенном контроле и увеличивает риски контрабанды [5, с. 16].
Еще одной проблемой является использование поддельных сертификатов СИТЕС. Недобросовестные участники внешнеэкономической деятельности часто подделывают документы, что затрудняет выявление незаконно перевозимых объектов. Например, в 2023 году в одном из аэропортов РФ были выявлены десятки случаев ввоза редких змей и рептилий с фальшивыми разрешительными документами.
Кроме того, существует проблема слабого взаимодействия между таможенными и природоохранными органами. Несмотря на наличие регламентов, часто возникают разногласия в трактовке норм и процедур контроля, что приводит к задержкам и сложностям в проведении экспертиз.
Для решения вышеуказанных проблем необходимо внедрение единой цифровой платформы для проверки и верификации сертификатов СИТЕС в режиме реального времени. Такая система позволит таможенным органам оперативно сверять данные, исключая возможность использования поддельных документов [6, с. 54].
Другим важным направлением является усиление контроля за транспортировкой живых объектов. Таможенные органы должны проводить дополнительные проверки условий перевозки и содержания животных, привлекая экспертов в области биологии и экологии.
Также требуется введение обязательной маркировки объектов СИТЕС с помощью современных технологий, таких как чипирование и ДНК-анализ. Это позволит значительно упростить процесс идентификации и контроля.
Повышение осведомленности участников ВЭД также является важным шагом. Организация обучающих семинаров и информационных кампаний поможет снизить количество непреднамеренных нарушений.
Таможенный контроль объектов товарной позиции 0106 ТН ВЭД ЕАЭС требует комплексного подхода, включающего совершенствование нормативной базы, использование современных технологий идентификации и ужесточение мер по предотвращению незаконного оборота редких видов животных и растений. Внедрение предложенных мер позволит повысить эффективность контроля и сократить случаи незаконного перемещения объектов СИТЕС через границу ЕАЭС. Также необходима дальнейшая гармонизация законодательства стран ЕАЭС в области регулирования оборота объектов СИТЕС, что позволит минимизировать правовые разногласия и повысить эффективность борьбы с незаконной торговлей редкими видами флоры и фауны.