Необходимость развития универсальных учебных действий (УУД) у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) определяется нормативно-правовым обеспечением образовательного процесса. В основе Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) лежит системно-деятельностный подход, который акцентирует внимание на воспитании и развитии качеств личности, способствующих развитию универсальных учебных действий, а также на познании и освоении окружающего мира. Эти задачи составляют цель и основной результат образования, а также обеспечивают преемственность дошкольного и начального образования.
Слова Леонида Абрамовича Венгера, актуальны и в настоящее время: завершение дошкольного периода и поступление в школу – это сложный и ответственный этап в жизни ребенка. Успехи современного школьного обучения во многом зависят от уровня подготовки ребенка в дошкольные годы, в том числе от правильного формирования предпосылок универсальных учебных действий согласно ФГОС ДО и ФОП ДОУ.
Необходимые условия реализации программы:
Необходимыми условиями реализации Федеральной образовательной программы являются: соблюдение преемственности между всеми возрастными группами дошкольного образования, а также единство требований к воспитанию ребенка как в дошкольных образовательных организациях, так и в семье.
Целевые ориентиры программы становятся основой преемственности дошкольного и начального общего образования. Это осуществляется через обеспечение равных стартовых возможностей на начальных этапах обучения в общеобразовательной организации. Развитие функциональной базы для формирования предпосылок УУД в коммуникативной, познавательной и регулятивной сферах является важнейшей задачей дошкольного образования.
Одно из приоритетных направлений – развитие нравственно-этической сферы, создание условий для эмоционально-личностного становления и социальной адаптации обучающихся. Такой подход способствует обеспечению преемственности между дошкольным и начальным образованием.
Что такое универсальные учебные действия (УУД)
Универсальные учебные действия – это способность ребенка к саморазвитию путем активного усвоения знаний через практическую деятельность. Это не только «умение учиться», но и использование знаний в повседневной жизни для решения практических задач.
В дошкольном возрасте различают четыре блока универсальных учебных действий:
1. Коммуникативные универсальные учебные действия
У дошкольников коммуникативные УУД рассматриваются как элемент общения. Они включают:
- Взаимодействие – обмен информацией, получение знаний.
- Кооперация – умение договариваться, находить общее решение, убеждать, уступать, брать на себя инициативу.
- Морально-этические качества – способность сохранять доброжелательное отношение в ситуации спора и противоречия интересов.
Для формирования предпосылок коммуникативных УУД можно использовать следующие виды заданий:
- «Составь рассказ», «Опиши предмет» – дети составляют рассказ или описывают предмет с опорой на картинку или без нее.
- Составление диалога (работа в парах) – разыгрывание ситуации с использованием диалоговой речи.
- «Составь задание» – дети составляют задание для других.
- Обсуждение, рассуждение, спор – обсуждение определенных вопросов, выражение мнений и аргументация своей точки зрения.
- Групповая работа – работа в группе для формирования коммуникативных навыков.
- «Объясни...» – объяснение своих действий или комментарий по картинке.
2. Познавательные универсальные учебные действия
Познавательные УУД включают:
Владение предметными знаниями – понятиями, определениями, терминами, правилами, логическими приемами и операциями в соответствии с возрастными требованиями.
Среди предпосылок для формирования познавательных УУД можно выделить:
- Навыки формирования сенсорных эталонов.
- Ориентировка в пространстве и времени
- Умение узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности.
- Умение применять правила и пользоваться инструкциями.
- Умение создавать алгоритмы действий при решении задач (с помощью взрослого).
- Умение проводить анализ и синтез объектов. Умение устанавливать причинно-следственные связи и выделять существенные признаки объектов.
Для формирования познавательных УУД можно использовать следующие задания:
- Классификация – распределение объектов по группам.
- Синтез – объединение компонентов в целое.
- Обобщение – выделение общих признаков в сравниваемых объектах.
- Исключение лишнего – нахождение и объяснение, почему предмет является лишним.
- Анализ – выделение и расчленение объекта на составные элементы.
- Сравнение – нахождение сходств и различий между предметами.
- Сериация – выстраивание объектов в определенном порядке.
- Решение логических задач – решение задач, включая задачи с отрицанием.
- Работа с таблицами – игры и упражнения с таблицами, например, «Чего не хватает в таблице?», «Заполни таблицу» и т. п.
3. Регулятивные универсальные учебные действия
Регулятивные УУД предполагают умение организовать и регулировать собственную деятельность, планировать свою работу, контролировать результаты.
Для детей с ОВЗ важно использовать задания, которые помогут развить эти навыки, например:
- Построение алгоритмов для выполнения действий.
- Оценка результатов собственной деятельности.
- Корректировка ошибок на основе самоконтроля.
- Планирование действий в процессе работы.
Заключение
Развитие универсальных учебных действий (УУД) у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) представляет собой важнейшую задачу дошкольного образования, направленную на подготовку детей к дальнейшему обучению в школе и интеграции в общеобразовательную среду. Важнейшим аспектом этого процесса является создание условий для формирования у детей с ОВЗ ключевых универсальных учебных действий – коммуникативных, познавательных и регулятивных, что позволяет ребенку развивать способность к самообучению, адаптации в социуме и эффективному взаимодействию с окружающим миром.
Как отмечает Л. С. Выготский, фундаментальным для детского развития является «зона ближайшего развития», в которой ребенок способен выполнить задание при помощи взрослого. В контексте детей с ОВЗ это особенно актуально, так как своевременная поддержка со стороны педагога и семьи способствует успешному освоению универсальных учебных действий и развитию ребенка.
Важно отметить, что педагогическое сопровождение должно быть индивидуализированным, что подтверждается исследованиями А. Н. Леонтьева и Т. В. Окишевой, которые утверждают, что развитие УУД возможно только в процессе организации активной деятельности, в которой ребенок играет основную роль.
Кроме того, как отмечают ученые Н. А. Сорокина и И. М. Седова, дошкольное образование должно обеспечить формирование не только знаний, но и необходимых навыков для того, чтобы ребенок мог успешно взаимодействовать с окружающим миром, решать практические задачи и строить свою деятельность на основе самостоятельных решений. Это особенно важно для детей с ОВЗ, так как у них часто есть особенности восприятия и усвоения информации, что требует особого внимания и подхода со стороны педагогов.
Выводы:
- Развитие универсальных учебных действий у детей с ОВЗ требует особого подхода, который включает индивидуализацию образовательного процесса, учет специфических особенностей восприятия и усвоения материала.
- Важной частью успешной подготовки детей с ОВЗ к школьному обучению является создание условий для формирования коммуникативных, познавательных и регулятивных УУД, что способствует не только освоению знаний, но и социальной адаптации детей в социуме.
- Преемственность дошкольного и начального общего образования, выраженная в формировании функциональной базы для развития универсальных учебных действий, является основой успешного обучения в начальной школе. Это подтверждается исследованиями педагогов, таких как В. В. Давыдов и Н. А. Сорокина, которые подчеркивают важность создания условий для последовательного перехода от дошкольного к школьному обучению.
- Педагогическая поддержка, взаимодействие с семьей и создание разнообразных условий для деятельности детей являются важнейшими факторами, способствующими успешному развитию УУД у детей с ОВЗ.
Таким образом, интеграция принципов ФГОС ДО, а также подходов, основанных на теориях ведущих ученых в области педагогики и психологии, позволит создать эффективную систему подготовки детей с ОВЗ к школьному обучению.