Главная
АИ #7 (242)
Статьи журнала АИ #7 (242)
Развитие универсальных учебных действий детей с ОВЗ

Развитие универсальных учебных действий детей с ОВЗ

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

универсальные учебные действия (УУД)
дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)
дошкольное образование
Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС)
преемственность образования
коммуникативные УУД
познавательные УУД
регулятивные УУД
индивидуализированный подход
педагогическая поддержка
социальная адаптация
образовательный процесс
дошкольное воспитание

Аннотация статьи

Статья посвящена вопросам развития универсальных учебных действий (УУД) у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в условиях дошкольного образования. В статье рассмотрены нормативно-правовые основы, лежащие в основе Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), а также значимость формирования УУД для успешной подготовки детей с ОВЗ к школьному обучению и социальной адаптации. Автор акцентирует внимание на важности соблюдения преемственности дошкольного и начального образования, а также на необходимости индивидуализированного подхода в обучении детей с особыми потребностями. Приведены теоретические основы развития УУД, в частности, коммуникативных, познавательных и регулятивных действий, а также примеры заданий, способствующих их формированию. В заключение подчеркивается роль педагогической поддержки и взаимодействия с семьей в процессе подготовки детей с ОВЗ к успешной учебной деятельности. Статья ориентирована на педагогов, психологов и специалистов, работающих в области дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья.

Текст статьи

Необходимость развития универсальных учебных действий (УУД) у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) определяется нормативно-правовым обеспечением образовательного процесса. В основе Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) лежит системно-деятельностный подход, который акцентирует внимание на воспитании и развитии качеств личности, способствующих развитию универсальных учебных действий, а также на познании и освоении окружающего мира. Эти задачи составляют цель и основной результат образования, а также обеспечивают преемственность дошкольного и начального образования.

Слова Леонида Абрамовича Венгера, актуальны и в настоящее время: завершение дошкольного периода и поступление в школу – это сложный и ответственный этап в жизни ребенка. Успехи современного школьного обучения во многом зависят от уровня подготовки ребенка в дошкольные годы, в том числе от правильного формирования предпосылок универсальных учебных действий согласно ФГОС ДО и ФОП ДОУ.

Необходимые условия реализации программы:

Необходимыми условиями реализации Федеральной образовательной программы являются: соблюдение преемственности между всеми возрастными группами дошкольного образования, а также единство требований к воспитанию ребенка как в дошкольных образовательных организациях, так и в семье.

Целевые ориентиры программы становятся основой преемственности дошкольного и начального общего образования. Это осуществляется через обеспечение равных стартовых возможностей на начальных этапах обучения в общеобразовательной организации. Развитие функциональной базы для формирования предпосылок УУД в коммуникативной, познавательной и регулятивной сферах является важнейшей задачей дошкольного образования.

Одно из приоритетных направлений – развитие нравственно-этической сферы, создание условий для эмоционально-личностного становления и социальной адаптации обучающихся. Такой подход способствует обеспечению преемственности между дошкольным и начальным образованием.

Что такое универсальные учебные действия (УУД)

Универсальные учебные действия – это способность ребенка к саморазвитию путем активного усвоения знаний через практическую деятельность. Это не только «умение учиться», но и использование знаний в повседневной жизни для решения практических задач.

В дошкольном возрасте различают четыре блока универсальных учебных действий:

1. Коммуникативные универсальные учебные действия

У дошкольников коммуникативные УУД рассматриваются как элемент общения. Они включают:

  • Взаимодействие – обмен информацией, получение знаний.
  • Кооперация – умение договариваться, находить общее решение, убеждать, уступать, брать на себя инициативу.
  • Морально-этические качества – способность сохранять доброжелательное отношение в ситуации спора и противоречия интересов.

Для формирования предпосылок коммуникативных УУД можно использовать следующие виды заданий:

  • «Составь рассказ», «Опиши предмет» – дети составляют рассказ или описывают предмет с опорой на картинку или без нее.
  • Составление диалога (работа в парах) – разыгрывание ситуации с использованием диалоговой речи.
  • «Составь задание» – дети составляют задание для других.
  • Обсуждение, рассуждение, спор – обсуждение определенных вопросов, выражение мнений и аргументация своей точки зрения.
  • Групповая работа – работа в группе для формирования коммуникативных навыков.
  • «Объясни...» – объяснение своих действий или комментарий по картинке.

2. Познавательные универсальные учебные действия

Познавательные УУД включают:

Владение предметными знаниями – понятиями, определениями, терминами, правилами, логическими приемами и операциями в соответствии с возрастными требованиями.

Среди предпосылок для формирования познавательных УУД можно выделить:

  • Навыки формирования сенсорных эталонов.
  • Ориентировка в пространстве и времени
  • Умение узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности.
  • Умение применять правила и пользоваться инструкциями.
  • Умение создавать алгоритмы действий при решении задач (с помощью взрослого).
  • Умение проводить анализ и синтез объектов. Умение устанавливать причинно-следственные связи и выделять существенные признаки объектов.

Для формирования познавательных УУД можно использовать следующие задания:

  • Классификация – распределение объектов по группам.
  • Синтез – объединение компонентов в целое.
  • Обобщение – выделение общих признаков в сравниваемых объектах.
  • Исключение лишнего – нахождение и объяснение, почему предмет является лишним.
  • Анализ – выделение и расчленение объекта на составные элементы.
  • Сравнение – нахождение сходств и различий между предметами.
  • Сериация – выстраивание объектов в определенном порядке.
  • Решение логических задач – решение задач, включая задачи с отрицанием.
  • Работа с таблицами – игры и упражнения с таблицами, например, «Чего не хватает в таблице?», «Заполни таблицу» и т. п.

3. Регулятивные универсальные учебные действия

Регулятивные УУД предполагают умение организовать и регулировать собственную деятельность, планировать свою работу, контролировать результаты.

Для детей с ОВЗ важно использовать задания, которые помогут развить эти навыки, например:

  • Построение алгоритмов для выполнения действий.
  • Оценка результатов собственной деятельности.
  • Корректировка ошибок на основе самоконтроля.
  • Планирование действий в процессе работы.

Заключение

Развитие универсальных учебных действий (УУД) у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) представляет собой важнейшую задачу дошкольного образования, направленную на подготовку детей к дальнейшему обучению в школе и интеграции в общеобразовательную среду. Важнейшим аспектом этого процесса является создание условий для формирования у детей с ОВЗ ключевых универсальных учебных действий – коммуникативных, познавательных и регулятивных, что позволяет ребенку развивать способность к самообучению, адаптации в социуме и эффективному взаимодействию с окружающим миром.

Как отмечает Л. С. Выготский, фундаментальным для детского развития является «зона ближайшего развития», в которой ребенок способен выполнить задание при помощи взрослого. В контексте детей с ОВЗ это особенно актуально, так как своевременная поддержка со стороны педагога и семьи способствует успешному освоению универсальных учебных действий и развитию ребенка.

Важно отметить, что педагогическое сопровождение должно быть индивидуализированным, что подтверждается исследованиями А. Н. Леонтьева и Т. В. Окишевой, которые утверждают, что развитие УУД возможно только в процессе организации активной деятельности, в которой ребенок играет основную роль.

Кроме того, как отмечают ученые Н. А. Сорокина и И. М. Седова, дошкольное образование должно обеспечить формирование не только знаний, но и необходимых навыков для того, чтобы ребенок мог успешно взаимодействовать с окружающим миром, решать практические задачи и строить свою деятельность на основе самостоятельных решений. Это особенно важно для детей с ОВЗ, так как у них часто есть особенности восприятия и усвоения информации, что требует особого внимания и подхода со стороны педагогов.

Выводы:

  1. Развитие универсальных учебных действий у детей с ОВЗ требует особого подхода, который включает индивидуализацию образовательного процесса, учет специфических особенностей восприятия и усвоения материала.
  2. Важной частью успешной подготовки детей с ОВЗ к школьному обучению является создание условий для формирования коммуникативных, познавательных и регулятивных УУД, что способствует не только освоению знаний, но и социальной адаптации детей в социуме.
  3. Преемственность дошкольного и начального общего образования, выраженная в формировании функциональной базы для развития универсальных учебных действий, является основой успешного обучения в начальной школе. Это подтверждается исследованиями педагогов, таких как В. В. Давыдов и Н. А. Сорокина, которые подчеркивают важность создания условий для последовательного перехода от дошкольного к школьному обучению.
  4. Педагогическая поддержка, взаимодействие с семьей и создание разнообразных условий для деятельности детей являются важнейшими факторами, способствующими успешному развитию УУД у детей с ОВЗ.

Таким образом, интеграция принципов ФГОС ДО, а также подходов, основанных на теориях ведущих ученых в области педагогики и психологии, позволит создать эффективную систему подготовки детей с ОВЗ к школьному обучению.

Список литературы

  1. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – Москва: Педагогика, 1991.
  2. Леонтьев А.Н. Психология развития. – Москва: Юрайт, 2003.
  3. Давыдов В.В. Типы обобщенного действия и их роль в интеллектуальном развитии детей. – Москва: Издательство РАО, 1996.
  4. Сорокина Н.А. Развитие познавательных универсальных учебных действий в дошкольном возрасте. – Санкт-Петербург: Речь, 2010.
  5. Окишева Т.В. Дошкольная педагогика: Теория и практика. – Москва: Академия, 2007.
  6. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО). Минобрнауки России, 2013.
  7. Шиян Н.В., Соловьёва И.Л. Социальная адаптация и инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья. – Москва: Издательство Московского университета, 2017.
  8. Седова И.М. Психолого-педагогические основы инклюзивного образования. – Санкт-Петербург: Питер, 2018.
  9. Петрова Е.Н. Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья. – Москва: Просвещение, 2015.
  10. Российская ассоциация детской психологии и психотерапии (РАДПП). Рекомендации по развитию УУД у детей с особыми образовательными потребностями. – Москва, 2020.

Поделиться

18

Залоско А. А. Развитие универсальных учебных действий детей с ОВЗ // Актуальные исследования. 2025. №7 (242). URL: https://apni.ru/article/11364-razvitie-universalnyh-uchebnyh-dejstvij-detej-s-ovz

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#8 (243)

Прием материалов

22 февраля - 28 февраля

осталось 7 дней

Размещение PDF-версии журнала

5 марта

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

19 марта