Главная
АИ #8 (243)
Статьи журнала АИ #8 (243)
Формирование личности ребенка в дошкольном возрасте

Формирование личности ребенка в дошкольном возрасте

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

формирование личности
дети
педагогика

Аннотация статьи

В статье рассматриваются ключевые аспекты развития личности дошкольника, включая становление самоощущения, критического мышления, эмоционально-волевой сферы, а также социального статуса и саморегуляции. Особое внимание уделяется когнитивным особенностям детей дошкольного возраста, таким как эгоцентризм, централизация внимания и необратимость мышления, описанным Ж. Пиаже.

Текст статьи

Дошкольное детство – это период «начальных этапов становления актуальной структуры личности». Именно в этот период закладываются основные личностные механизмы и образования, определяющие последующее развитие личности.

Развитие человека – очень сложный, длительный и противоречивый процесс. Биологические изменения происходят на протяжении всей жизни, но особенно в детстве, когда интенсивно изменяются физические данные и психический мир. Процесс психического развития детей включает в себя не только усвоение различных действий и формирование психических процессов и качеств, необходимых для их выполнения. Ребенок постепенно приобретает характерные для человека образцы поведения в обществе. И самое главное – это внутренние характеристики, которые выделяют человека как члена общества и определяют его поведение.

В развитии личности ребенка можно выделить два аспекта. Один из них заключается в том, что ребенок постепенно начинает понимать свое место в окружающем мире. Другой – развитие эмоций и воли. Они обеспечивают постоянство мотивации и стабильность поведения. У детей дошкольного возраста развитие личности проявляется в формировании чувства собственного достоинства. Формирование самоощущения включает в себя знания о себе, своем положении в реальной жизни и умение оценивать свое поведение и поведение других людей. В старшем дошкольном возрасте появляется критическое мышление и формируется соответствующая дифференцированная самооценка.

В дошкольном возрасте происходят существенные изменения в развитии личности, которые выражаются в:

  • Мотивационной перестройке психической деятельности с преобладанием познавательных и социальных мотивов.
  • Формирование социального статуса, навыков саморегуляции и самостоятельности.
  • Формирование самостоятельности в практической и познавательной деятельности.
  • Способность адаптироваться к изменяющимся условиям.

Характеристика личности детей в возрасте от трех до семи лет. Хотя логическое мышление еще не сформировано, успехи ребенка дошкольного возраста в познании окружающего мира действительно значительны. Этому в определенной степени препятствует эгоцентризм, при котором ребенок считает, что он является центром вселенной и что все вращается вокруг него, как планеты вращаются вокруг Солнца. Этому также мешает недостаточно развитая способность концентрировать внимание только на одном (или некоторых, но не всех) аспектах события, явления или объекта. Кроме того, в возрасте 3–5 лет дети еще не могут последовательно проследить все этапы изменений, происходящих с объектом, хотя в принципе могут правильно зафиксировать его начальное и конечное состояния.

Эгоцентризм

Как и дети от года до трех лет, дошкольники эгоцентричны. Они еще не понимают, что у других могут быть свои представления о чем-то, отличные от их собственных, что на один и тот же предмет могут существовать разные точки зрения. Как правило, дети этого возраста не умеют смотреть на вещи с точки зрения других людей. Эгоцентризм влияет на то, как дети мыслят и общаются с другими. Дети могут начать рассказывать о каком-то событии в середине, а не в начале. Они как будто предполагают, что другие люди в этот момент думают о том же, о чем и ребенок.

Централизация

Этот термин, введенный Пиаже, обозначает тенденцию концентрировать внимание на одном аспекте события, явления или объекта. Если раньше ребенок мог воспринимать объект целиком, то теперь в центре внимания оказывается его часть. Такое ограниченное восприятие значительно сужает поле зрения ребенка, заставляя его формулировать мнения, основанные на том, как вещи кажутся ему, а не как они есть на самом деле. Для него три крекера кажутся больше, чем один (и он считает, что так оно и есть на самом деле). Две половинки сэндвича кажутся больше, чем один сэндвич. Он не может сосредоточиться на изменениях в объекте.

Дошкольники не могут отследить, как меняется объект и как он переходит из одного состояния в другое. Они прекрасно фиксируют в памяти только стабильные ситуации и состояния (начальное и конечное), но не могут понять сам процесс изменения. Для иллюстрации этой особенности восприятия Пиаже использовал аналогию с кинофильмом. Ребенок воспринимает каждый кадр как независимый и не связанный с другими кадрами.

Необратимость мышления

Это понятие, также принадлежащее Пиаже, относится к неспособности ребенка мысленно вернуться к исходной точке размышлений. Уровень умственного развития ребенка определяется наличием или отсутствием вышеупомянутых характеристик. Постепенно эти факторы ослабевают. Например, ослабление эгоцентризма позволяет ребенку больше концентрироваться на простейших преобразованиях. А это закладывает основу для формирования способности мысленно возвращаться к исходной точке рассуждений».

Условия развития личности дошкольника

Влияние взрослого на развитие личности дошкольника. Личность человека – сложное образование, и процесс ее развития, формирования и становления зависит от многих факторов, в том числе от биологической, природной и социальной среды, воспитания и образования, собственной активности ребенка. Люди развиваются как социальные существа с младенчества. Источником и условием этого развития является социальная среда. С помощью людей и через людей ребенок постоянно взаимодействует с окружающей действительностью, главным образом с социальной средой, микросредой, усвоение человеческой культуры и взаимодействие с окружающей средой играют важную роль в психическом развитии ребенка и формировании его как личности.

В дошкольном возрасте формируются психологические качества и механизмы личности, устанавливаются основные связи и отношения личности. В этот период формируется устойчивый внутренний мир и поведенческая модель, что дает основание рассматривать ребенка как личность.

 Условия развития детей дошкольного возраста существенно отличаются от условий более ранних возрастных этапов. Значительно повышаются требования к поведению взрослых, главным требованием становится соблюдение правил поведения и норм общественной морали, обязательных для всех людей. Новые возможности восприятия мира способствуют усвоению тех форм человеческих отношений, которые существуют между взрослыми. Дети учатся участвовать в совместной деятельности со сверстниками, координировать свое поведение со сверстниками, учитывать интересы и идеи сверстников. Деятельность детей постоянно меняется и усложняется, предъявляя новые требования к их способности воспринимать, думать, запоминать и организовывать поведение. Постепенно формируется личность ребенка, и каждое изменение личностных качеств расширяет воспитательные возможности.

Развитие личности и условия для саморазвития взаимосвязаны. Основное влияние взрослых на развитие личности ребенка заключается в организации усвоения им моральных норм, регулирующих поведение людей в обществе. Наиболее сильное влияние оказывает поведение близких людей. Мы подражаем им, перенимаем их манеру поведения, заимствуем их способы оценки людей, событий и вещей. Однако такое влияние не ограничивается только близкими людьми. Дети дошкольного возраста знакомятся с жизнью других людей, видя, как те работают, слушая рассказы и сказки, смотря фильмы. Для ребенка поведение людей, которых уважают и о которых хорошо отзываются, служит примером.

По мнению психиатров, воспитание в условиях жестких и противоречивых требований и запретов может стать причиной неврозов, обсессивно-компульсивных расстройств и психозов у детей. Попытки взрослых изолировать детей от сверстников и лишить их элементарной самостоятельности, непрошеные наставления и нравоучения (с целью научить добру и позитиву), оскорбления, унижения, насмешки, физические наказания за ошибки и неудачи, воспитание у детей чувства слабости и неполноценности негативно влияют на их самооценку и тревожность создают чувство незащищенности.

Несмотря на некоторые общие черты между детьми и их родителями, в каждой семье формируются особые индивидуальные отношения, демократические и авторитарные, в зависимости от того, как родители реализуют свое влияние по отношению к детям. При демократическом семейном влиянии взрослые относятся к детям как к равным, доверяют им, уважают их взгляды, объясняют принятые в семье правила и стараются содержательно отвечать на их вопросы. Авторитарные формы семьи используют множество ограничений в отношениях с детьми. Авторитарные родители непоколебимы в своем авторитете, заботятся о том, чтобы дети беспрекословно следовали их воле, сводят общение к минимуму, чтобы объяснить правила поведения, и т. д.

Важным фактором формирования морального облика «Я-ребенка» является психологический климат семьи, который отражается в манере общения с детьми, уровне заботы о них, их проблемах, а также в заботе и беспокойстве о ребенке. Чем меньше любви, заботы и тепла получает ребенок, тем больше вероятность того, что он задержится в развитии личности, станет пассивным и безразличным, сформируется слабая личность. Дети процветают в дружеских отношениях и теплой семейной атмосфере, что способствует формированию личной безопасности, уверенности в себе и оптимизма. Матери играют особую роль в семейной микросреде ребенка, и матери отдают предпочтение дети всех возрастов. Важны также отношения с отцами, братьями, сестрами, бабушками и дедушками, часто с дальними родственниками.

Характеристика личности ребенка дошкольного возраста:

  • Независимость. Дети уже способны принимать самостоятельные решения, основываясь исключительно на собственных предпочтениях и мнениях. В то же время у них есть небольшой жизненный опыт, чтобы анализировать свои поступки и понимать их последствия.
  • Произвольность. Дети дошкольного возраста могут соотносить свое поведение с нормами и правилами, которые кажутся им правильными, и делать выводы о приемлемости или неприемлемости своих действий.
  • Инициатива. Дети в этом возрасте могут проявлять инициативу и подталкивать других делать то, что необходимо для них. Безопасность. Малыши понимают, что можно и чего нельзя делать с точки зрения безопасности здоровья. Например, им нельзя переходить дорогу на красный свет или играть с ножами.
  • Ответственность. Понимают и принимают, что поведение требует ответственности и имеет последствия.

В процессе развития отношений со взрослыми и дифференциации всех видов деятельности у дошкольников происходит:

  1. Возникновение и развитие соподчинения мотивов;
  2. Усвоение этических норм;
  3. Развитие произвольного поведения;
  4. Формирование самосознания личности.

Основным видом деятельности детей дошкольного возраста является игра; Д. Б. Эрконин подчеркивал, что игра – это деятельность типа символического моделирования, в которой манипулятивные и технические аспекты минимальны, манипуляции сокращены, а объект условен. Однако игры дают возможность ориентироваться в видимом внешнем мире так, как не дают другие виды деятельности. За исключением самообслуживания, все виды деятельности детей дошкольного возраста носят моделирующий характер.

Д. Б. Эрконин считал, что суть любого моделирования заключается в воспроизведении объекта в другом, не природном материале, поэтому Д. Б. Эрконин называл игры «огромной кладовой настоящего творческого мышления футуристов». Однако с возрастом игра резко меняется. Дошкольники (3-4 года) играют в основном одни. Как правило, время игры ограничивается 15–20 минутами, а сюжет – повторением поведения взрослых, наблюдаемых в повседневной жизни. Дети постарше (4-5 лет) предпочитают совместные игры, в которых в основном имитируются отношения между людьми. Дети четко соблюдают правила, чтобы выполнить свою роль. Рисование активно развивается в среднем дошкольном возрасте. Для него характерно схематическое и рентгеновское рисование, рисование того, что нельзя увидеть снаружи, например, рисование обоих глаз при рисовании профиля. Активный интерес у детей начинают вызывать соревновательные игры, которые способствуют формированию мотивации на успех.

Дети старшего дошкольного возраста (5–7 лет) могут играть подолгу и в течение нескольких дней. В играх больше внимания уделяется воспроизведению морально-этических норм. В процессе игры дети овладевают простейшими трудовыми навыками, знакомятся со свойствами предметов, развивают практическое мышление, учатся пользоваться инструментами и предметами. Рисунок ребенка становится объемным и деформированным.

Игра – это деятельность, в которой ребенок осваивает всю систему отношений, сначала эмоционально, а затем интеллектуально. Игра – это особая форма освоения действительности путем ее воспроизведения и моделирования; как показывают исследования Д. Б. Эрконина, игра – это не универсальная форма жизни всех детей, а историческое образование. Игра возникает лишь на определенных этапах общественного развития, когда ребенок не может непосредственно участвовать в системе общественного труда, в «холостые» периоды, когда необходимо ждать, пока он разовьется. Детям свойственно активно стремиться войти в эту жизнь. На основе этой тенденции возникает игра. В игре ребенок развивается как личность, формируются те стороны психики, которые в будущем будут определять успех или неуспех учебной и трудовой деятельности и отношений. Например, в играх формируются такие качества личности ребенка, как саморегуляция поведения в связи с трудностями количественной деятельности.

Важнейшим результатом является приобретение чувства коллективизма. Это связано с тем, что в коллективной игре происходит взаимодействие различных смыслов, развивается содержание событий и достигаются общие игровые цели. Доказано, что во время игры у детей появляется первый опыт коллективного мышления. Ученые считают, что детская игра возникла спонтанно, но, естественно, как отражение трудовой и общественной деятельности взрослых. Однако известно, что способность к игре не возникает в результате автоматического перехода от игры, усвоенной в повседневной жизни.

Прогрессивное и развивающее значение игр заключается не только в реализации возможностей для общего развития ребенка, но и в том, что они способствуют расширению интересов ребенка, возникновению потребности заниматься формированием мотивации к новой деятельности. Другими словами, игра – это ориентировочная деятельность в смысле человеческой деятельности. Она является ориентирующей по своей природе. Поэтому игры выводят ребенка на девятое направление развития и являются основным видом деятельности в дошкольном возрасте.

Таким образом, каждый возрастной период ребенка является важной частью развития его личности. Для плодотворного развития необходимо уделять внимание всем сферам развития детей дошкольного возраста. Необходимо развивать и максимально активизировать игровую, практическую и изобразительную деятельность, которая помогает им преодолевать трудности, а также общение между детьми и со взрослыми.

Список литературы

  1. Выготский Л.С. Развитие личности и мировоззрение ребенка. – В кн.: Психология личности. Тексты. Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. М, 1982.
  2. Залысина И.А., Смирнова Е.О. Некоторые особенности психического развития дошкольников, воспитывающихся вне семьи – Вопросы психологии, 1985, № 4.
  3. Эльконин Д.Б. Детская психология (развитие ребенка от рождения до семи лет). – М., 1960.

Поделиться

137

Паненко Н. М., Попенко С. В., Казакова Н. В. Формирование личности ребенка в дошкольном возрасте // Актуальные исследования. 2025. №8 (243). Ч.II. С. 46-50. URL: https://apni.ru/article/11375-formirovanie-lichnosti-rebyonka-v-doshkolnom-vozraste

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#9 (244)

Прием материалов

1 марта - 7 марта

осталось 2 дня

Размещение PDF-версии журнала

12 марта

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

26 марта