Главная
Конференции
Экономическое неравенство и социальная справедливость: пути преодоления и создания устойчивого общества
Изобразительная деятельность как средство коррекции психофизиологических нарушен...

Изобразительная деятельность как средство коррекции психофизиологических нарушений у детей с особыми возможностями здоровья

Секция

Педагогика и психология

Ключевые слова

изобразительная деятельность
коррекционно-развивающие возможности
психофизиологические нарушения
дети с особыми возможностями здоровья
высшие психические функции

Аннотация статьи

Авторы раскрывают коррекционно-развивающие возможности изобразительной деятельности в преодолении трудностей при восстановлении психофизиологических нарушений у детей с особыми возможностями здоровья.

Текст статьи

Изобразительное искусство – такой вид учебной деятельности, который с одной стороны увлекателен, а с другой стороны понятен и доступен каждому ребенку. Изобразительная деятельность помогает детям с особенными образовательными потребностями познать окружающий мир, помимо всего сказанного, имеет и коррекционную направленность.

Многие ученые-дефектологи отмечали, что изобразительная деятельность умственно отсталых детей не имеет принципиальных отличий от изобразительной деятельности обычно развивающихся детей. Дети с особыми образовательными потребностями, в силу своих психофизиологических возможностей, медленнее усваивают учебный материал в области изобразительного искусства, их изобразительная деятельность беднее по содержанию, т. е. отличия обусловлены, в основном, количественными показателями. Как отмечает Т. Н. Головина: «Развитие рисунка умственно отсталых детей идет тем же путем приближения ко все более и более аде­кватному отражению реальности, как и у нормальных детей. Но это происходит с затруднениями, медленнее, чем у последних, и не достигает такого же уровня» [2, с. 5].

Для выполнения любого рисунка, помимо наличия представлений об изображаемом объекте, необходимо специальное развитие движений руки, графических умений и навыков. Процесс рисования тесно связан с кинестетическими ощущениями, с мышечно-суставной работой руки и пальцев. В этом процессе принимают участие сложнейшие механизмы зрительно-двигательной координации. Л. Д. Виноградова выделяет следующие недостатки всех видов деятельности детей с ОВЗ: нарушение целенаправленности, непонимания значимости результатов деятельности; трудность переноса прошлого опыта в новые условия; недостаточное понимание словесной инструкции, низкая произвольность внимания, неспособность осознать содержание всей инструкции в целом; узость мотивации, возникающая вследствие низкого уровня осознания мотивов и целей деятельности; неустойчивость, скудность, ситуативность, одномоментность мотивов, а также неумение планировать свою деятельность и предвидеть ее результаты [1, с. 35].

О нарушении целенаправленности и мотивационной сферы в целом отмечали и другие ученые. В. М. Мозговой указывает, что Б. И. Пинский выявил у детей специальной (коррекционной) школы VIII вида нарушения в мотивационной деятельности, а именно наблюдается: «нарушение соотношения цели и действия, вследствие чего процесс выполнения действий становится формальным…» [5, с. 24].

Поэтому отклонения, которые наблюдаются у детей с ОВЗ, в области зрительных восприятий и моторики, могут проявляться в неумении производить точные, согласованные движения, контролировать и регулировать ее силу, ритм и т. д. Одной из причин, затрудняющих развитие рабочих движений школьников вспомогательной школы, является нарушение общей ориентировочной деятельности. Низкая мотивация, нарушение целенаправленности, недостаточное критическое отношение к полученным результатам своей работы осложняют формирование двигательного образа.

Системное использование специальных коррекционно-развивающих упражнений позволяют преодолеть трудности, связанные с недостаточным развитием зрительно-двигательной координации. Это особенно отчетливо можно наблюдать у обучающихся старших классов, которые более или менее удовлетворительно управляют движениями своей руки в процессе изобразительной деятельности.

Грошенков И. А. отмечает, что: «Несмотря на значительную задержку и нарушение развития двигательной сферы, двигательные навыки у умственно отсталых детей все же возможно сформировать» [3, с. 39].

Несмотря на мнение многих ученых-дефектологов о том, что развитие изобразительной деятельности детей с ОВЗ идет тем же путём, что и у обычно развивающихся детей, но более в медленном темпе, из вышесказанного можно сделать вывод, что всё же у обучающихся с ОВЗ в процессе осуществления изобразительной деятельности наблюдаются свои трудности, связанные с психофизиологическими нарушениями и проявляющиеся в особенностях восприятия и передачи формы, величины, цвета в рисунках, отражении пространственных отношений предметов, зрительно-моторной координации и интересе к рисованию в целом. Отмеченные недостатки должны преодолеваться в процессе коррекционно-развивающей работы. Во время проведения такой работы перед педагогом ставится важная задача – формировать умения правильно анализировать, цвет, форму, величину изображаемого объекта и умение пространственной ориентировки на плоскости листа бумаги. Наиболее эффективно данную задачу можно решить путем использования дифференцированного и индивидуального подходов в обучении, а также применением специальных приемов и методов обучения на уроках по изобразительному искусству.

Общеизвестно, что учебная деятельность в области изобразительного искусства способствует формированию системы сенсорных эталонов у школьников. Коррекционно-развивающая работа, проводимая на уроках изобразительного искусства, осуществляется в процессе следующих видов занятий:

  1. Рисование с натуры. Обучающиеся учатся правильному расположению рисунка на листе бумаги, правильной передачи размеров изображения. Большое внимание уделяется точности передачи формы изображаемых предметов, характерным особенностям их строения и пропорции. Уроки рисования с натуры способствуют формированию и уточнению представлений о различных предметах, а также в существенной мере способствуют общему умственному развитию.
  2. Декоративное рисование. Обучающиеся учатся различать и правильно называть цвета, подбирать их, соблюдая ритмическую основу узора. На таких занятиях обучающимся легче освоить рисование основных геометрических форм. Занятия по декоративному рисованию способствуют совершенствованию умения обучающихся анализировать объекты изображения (определять форму, цвет, сравнивать величину составных частей), а также помогают формированию эстетического вкуса.
  3. Рисование на темы. Содержанием занятий по рисованию на темы является изображение окружающей жизни и иллюстрирование отрывков из литературных произведений. У обучающихся развевается умения отражать свои наблюдения в рисунке, передавать сравнительные размеры изображаемых предметов, правильно располагая их относительно друг друга (ближе – дальше); передавать в рисунке зрительные представления, возникающие на основе прочитанного.
  4. Беседы об изобразительном искусстве. Занятия сопровождаются демонстрацией картин. Беседы о произведениях искусства – важное средство идейного и художественного воспитания обучающихся. Они способствуют развитию эстетического восприятия обучающихся, знакомят их с лучшими произведениями изобразительного искусства.

Таким образом, уроки изобразительно искусства имеют большие коррекционные возможности в работе с обучающимися с интеллектуальной недостаточностью. В процессе проводимой работы на уроке изобразительного искусства происходит активное развитие сенсорной, эмоционально-волевой сферы обучающихся с умственной отсталостью, совершенствуются психические функции: зрительное восприятие, в том числе и восприятие формы, цвета, величины, пространственных отношений; память; воображение; мыслительные операции; моторика; речь. Корригируется поведение обучающихся, самооценка их изобразительной деятельности и её результатов.

Список литературы

  1. Виноградова А.Д. Практикум по психологии умственно отсталого ребенка: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2111 «Дефектология» / А.Д. Виноградова, Е.И. Липецкая, Ю.Т. Матасов, И.П. Ушакова; Сост. А.Д. Виноградова. – М.: Просвещение, 1985. – 144 с.
  2. Головина Т.Н. Изобразительная деятельность учащихся вспомогательной школы / Науч.-исслед. ин-т дефектологии Акад. пед. наук СССР. – Москва: Педагогика, 1974. – 119 с. 
  3. Грошенков И.А. Занятия изобразительным искусством во вспомогательной школе / И.А. Грошенков: кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1993. – 175 с.
  4. Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности детей – М. Изд-во АПН РСФСР, 1959 – 190 с.
  5. Мозговой В.М. основы олигофренопедагогики: учеб. пособие для студ. сред. Учеб. Заведений / В.М. Мозговой, И.М. Яковлева, А.А. Еремина. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 224 с.

Поделиться

118

Кислица Д. В., Беседина Е. В., Мальцева Л. Н. Изобразительная деятельность как средство коррекции психофизиологических нарушений у детей с особыми возможностями здоровья // Экономическое неравенство и социальная справедливость: пути преодоления и создания устойчивого общества : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 26 февраля 2025г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2025. С. 35-39. URL: https://apni.ru/article/11376-izobrazitelnaya-deyatelnost-detej-s-osobymi-vozmozhnostyami-zdorovya-v-psihologicheskom-aspekte

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#10 (245)

Прием материалов

8 марта - 14 марта

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

19 марта

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

2 апреля