Конституционно-правовая защита семьи, материнства, отцовства и детства обеспечивается положениями Конституции Российской Федерации в статьях 7, 38, которые предполагают действия на государственном уровне по формированию и последующему эффективному функционированию полноценных механизмов, защищать права и интересы всех субъектов семейных правоотношений.
Статья 1 СК РФ провозглашает, что: семья, материнство, отцовство и детство в Российской Федерации находятся под защитой государства; признается только брак, заключенный в органах ЗАГС; запрещаются любые формы ограничения прав граждан при вступлении в брак и в семейных отношениях по признаку социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Регулирование семейных отношений осуществляется в соответствии с принципами добровольности брака мужчины и женщины, равноправия супругов в семье, решения внутрисемейных вопросов по взаимному согласию, приоритета семейного воспитания детей, заботы для их благополучия и развития, обеспечения приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи.
Способы защиты прав – это закрепленные или санкционированные на уровне законодательства материальные меры, которые характеризуются принудительным характером и с помощью которых может осуществляться устранение нарушений права, а также восстановление (признание) права и (или) возмещения убытков, ранее причиненных нарушением права.
Относительно определения понятия «защита семейных прав» в научной литературе единого мнения нет. Так, некоторые авторы считают, что под защитой семейных прав следует понимать систему мер, «направленных на восстановление прав, выявление и пресечение правонарушений, применение мер наказания к правонарушителям и привлечение их к ответственности, а также механизм практической реализации вышеуказанные меры». Другие авторы пишут, что защита семейных прав – это «применение компетентными государственными органами, органами местного самоуправления и их должностными лицами либо самим управомоченным субъектом семейных правоотношений предусмотренных семейным законодательством мер по восстановлению нарушенных прав и законных интересов, а также для устранения угрозы их нарушения». О. Ю. Косова считает, что в самом общем виде правовая защита семьи является составной частью «деятельности социально-правового государства по охране семьи, материнства, отцовства и детства, необходимость которой установлена нормами ст. 7, 38 Конституции Российской Федерации.
Из приведенного обзора мнений следует, что под защитой семейных прав понимается совокупность мер по признанию и восстановлению прав супругов, родителей и детей, иных членов семьи, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, Российской СК и другими федеральными законами, а также пресечение правонарушений, посягающих на порядок осуществления семейных прав граждан.
Анализ норм, закрепленных в Семейном кодексе Российской Федерации, позволяет выделить такие способы, направленные на защиту семейных прав, как:
- признание положений ст. 30,38,48, 49 прав СК РФ;
- возврат в соответствии со ст. Искусство. 30, 52, 72, 76 СК РФ к ситуации, имевшей место до момента нарушения прав;
- пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу нарушения ст. 67, 68, 69, 73, 77 СК РФ;
- признание в соответствии со ст. 44, п. 1 ст. 101, ст. 102 СК РФ о недействительных оспоримых сделках с применением последствий ничтожных сделок;
- признание (например, признание недействительными актов органов опеки и попечительства об изъятии детей - ст. 77 СК РФ) недействительными актов государственных органов или органов местного самоуправления. В случаях признания актов недействительными нарушенные права подлежат восстановлению или защите иным способом, предусмотренным законами;
- премия в соответствии со ст. 80, 85, 87, 89, 90 СК РФ исполнить обязательство;
- компенсация в соответствии с п. 2 ст. 115 РФ СК потери;
- возмещение материальной компенсации, предусмотренной п. 4 ст. 30 СК РФ;
- изменение или прекращение правоотношений в соответствии со ст. Искусство. 43, 101, 114, 119, 120, 143, 152 СК РФ.
В юридической литературе выделяют две основные формы защиты прав, характерные для всех отраслей гражданского права (в том числе семейного права), – юрисдикционную и внеюрисдикционную. Основное различие между ними, как отмечает А. Н. Кожухар, заключается в том, что защита прав и законных интересов в юрисдикционной форме осуществляется различными государственными и общественными органами, с присущим каждому из них процессуальным или процессуальным способом деятельности; при этом защита прав через неюрисдикционную форму происходит в рамках спорного (бесспорного) материального правоотношения и осуществляется самими участвующими в нем сторонами.
В ряде случаев законодатель допускает замену неюрисдикционной формы на юрисдикционную, примером чего является ч. 1 ст. 23 СК РФ. Соотношение юрисдикционных и неюрисдикционных форм защиты прав и законных интересов членов семьи в виде субституции строится законодателем по схеме: члены семьи вправе сами разрешить спор.
Можно выделить следующие формы защиты семейных прав: судебная, административная и самозащита. Следует отметить, что граждане могут одновременно использовать несколько форм защиты для защиты своих прав.
В российском законодательстве сложилась устойчивая традиция, согласно которой процессуальный порядок семейных дел, как и многих других категорий дел, регулируется как в гражданском процессуальном, так и в семейном праве.
В соответствии с п. 1 ст. 8 Семейного кодекса Российской Федерации защита семейных прав осуществляется судом по правилам гражданского судопроизводства, а также государственными органами или органами опеки и попечительства. В силу ст. 4 Семейного кодекса Российской Федерации о применении гражданского законодательства к семейным отношениям, помимо способов, предусмотренных Семейным кодексом Российской Федерации, применяются общие способы защиты гражданских прав, перечисленные выше, установленные в ст. 12 ГК РФ.
Согласно ст. 8 СК, основной формой защиты семейных прав является судебная защита. Рассмотрение семейных споров осуществляется судами общей юрисдикции (федеральными и мировыми) в соответствии с подсудностью, установленной законом.
Судебная защита семейных прав граждан (ст. 8 СК РФ) является уточнением основной конституционной нормы о праве каждого на судебную защиту (ст. 46 Конституции РФ) и распространяется на любые права обоих супругов и родителей (детей), поэтому не требует уточнения применительно к каждому разделу СК РФ (хотя мы все же находим запрет на злоупотребление семейными правами в статьях 64, 66, 69 и ряде других статьи СК РФ). При этом важное уточнение механизма реализации этого права в отношении детей-сирот содержится в п. 2 ст. 10 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», согласно которой дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право на бесплатную юридическую помощь в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации».
В рамках реализации исследуемого принципа граждане (члены семьи) могут обращаться в суд для разрешения имущественных или иных споров между собой и обжалования действий (бездействия) органов государственной власти (местного самоуправления), нарушающих их права и свободы.
Помимо судебной защиты, защита семейных прав может осуществляться и в административном порядке. Однако такая защита допускается в случаях, предусмотренных СК РФ.
В административном процессе уполномоченные органы и должностные лица могут участвовать в судебном разбирательстве, самостоятельно принимать решения в пределах своей компетенции и предъявлять иски в суд в порядке искового производства. Особая роль в защите семейных прав принадлежит органам опеки и попечительства.
В Семейном кодексе Российской Федерации указано, в каких случаях на прокурора возлагаются функции по защите семейных прав. Согласно ст. 28 СК РФ не только супруг (ряд других заинтересованных лиц), но и прокурор вправе требовать признания брака недействительным.
Не менее важной формой защиты семейных прав является самозащита, представляющая собой защиту нарушенного права самими субъектами правоотношений. При этом субъект должен иметь возможность правомерно воздействовать на правонарушителя самостоятельно, без участия государственных органов. Самозащита нарушенного права предусмотрена статьей 12 ГК РФ. В соответствии со статьей 14 ГК РФ способы самозащиты права должны быть соразмерны нарушению и не должны выходить за пределы действий, необходимых для его прекращения.
Следует отметить, что, во-первых, самооборона является действием и, как всякое действие, потенциально может привести к нарушению прав третьих лиц, во-вторых, самооборона предполагает отсутствие взаимопонимания между лицом, защищающим его права и лица, нарушившего эти права, то есть предполагает наличие спора, который разрешается судом. Таким образом, самозащита права является досудебной стадией защиты права. В этом качестве она имеет много общего с другой досудебной стадией – претензионной стадией.
Однако, в отличие от претензионной стадии, самозащита используется, когда неблагоприятные события могут произойти до разрешения спора в суде.
На наш взгляд, некоторые черты, присущие правовому регулированию семейных отношений, не противоречат общетеоретическому пониманию самообороны. Кроме того, самозащита по семейному праву исключает участие в ее осуществлении представителей, в том числе родителей (одинокого родителя), а невозможность во многих случаях самого ребенка защитить свое право создает ситуацию, когда все функции его защиты должны выполняться государством.
Объединенные общей целью – защиты прав и законных интересов участников семейных правоотношений, все формы и способы защиты семейных прав образуют единую централизованную систему, во главе которой стоит конституционный принцип государственной охраны материнства, детства и семьи. Всем остальным организациям (общественным, благотворительным) ради успешного выполнения своих функций по защите прав ребенка в семье необходимо взаимодействовать с органами опеки и попечительства, прокуратурой, комиссиями по делам несовершеннолетних.