Еще совсем недавно в профессиональном образовании существовал принцип «образование на всю жизнь». Это означало, что человек, получивший базовое образование, мог найти достойную работу, соответствующую его знаниям и полученным навыкам. Этих знаний ему хватало практически на всю профессиональную карьеру, так как содержание труда менялось достаточно медленно. Сегодня же, чтобы выжить в рыночных условиях конкуренции, любой организации необходимо постоянно совершенствовать свои производственные процессы и бороться за выживаемость на рынке товаров и услуг, что требует постоянного внимания к профессиональному развитию персонала организации. Предприятия, не занимающиеся постоянно повышением квалификации своих кадров, проигрывают в конкурентной борьбе. Понятно, что сегодня уже недостаточно просто освоить профессию и выполнять свои должностные обязанности, в настоящее время от специалиста требуется высокий уровень профессионального развития, способность и стремление постоянно повышать профессиональный, образовательный и культурный уровень, чтобы соответствовать требованиям, предъявляемым профессией, корпоративной культурой компании и запросами общества. То есть появляется необходимость в специалисте новой формации, в специалисте профессионально компетентном и готовом к постоянному развитию и самосовершенствованию [1, с. 2].
Трудовая деятельность работников многих отраслей производства связана с высокими рисками профессиональной деформации и профессионального стресса, особенно остро заявляющих о себе в современных социально-экономических условиях повышенной инновационной и конкурентной нагрузки на организации. Это в полной мере относится и к сотрудникам ООО «Газпром трансгаз Самара».
В ООО «Газпром трансгаз Самара» работает около 5000 человек, которые трудятся в администрации и 16 филиалах. Основным видом деятельности предприятия является организация транспортировки природного газа, поддержка газотранспортной инфраструктуры и обеспечение поставки природного газа потребителям Самарской, Ульяновской, Оренбургской, Саратовской, Пензенской областей, а также в Республики Мордовия и Татарстан.
Корпоративная психология получила развитие в таких направлениях, как совершенствование отраслевого психодиагностического инструментария; развитие современных персонал-технологий; психологическое сопровождение образовательного процесса в СНФПО, проведение семинаров по проблемам антикризисного управления, внедрение активных форм обучения, развитие такого направления, как дистанционные деловые игры, постоянное наполнение нормативно-методической базы психологического обеспечения работы с персоналом. Естественно, работа в этих направлениях не может стоять на месте, ибо связана она с главной составляющей производства – людьми.
Межличностные отношения внутри производственных коллективов, как между руководителем и подчиненными, так и между коллегами, по определению, не могут быть статичными, развиваясь, они накладывают свой отпечаток непосредственно на отношения в коллективе, улучшая их или вызывая негативные изменения в организационной системе.
Современная профессиональная среда характеризуется высоким уровнем взаимодействия, быстрыми изменениями и ростом технологизации, что приводит к появлению новых стрессогенных факторов. Множество профессий требует от работников значительных внутренних ресурсов, поскольку трудовая деятельность часто осуществляется в условиях, повышающих нагрузку на организм и психику человека.
Цель исследования – выявить и проанализировать взаимосвязи профессионального стресса и ключевыми аспектами психологического здоровья, такими как эмоционально-психологическое состояние, ценностное отношение к себе и представление о здоровом образе жизни у работников газовой промышленности.
Данная работа направлена на изучение взаимосвязи между профессиональным стрессом и психологическим здоровьем, в ней проведено исследование среди сотрудников компании ООО «Газпром трансгаз Самара». На эмпирическом этапе работы приняли участие 40 работников в возрасте от 25 до 45 лет, занимающие различные должности: 23 человека – рабочие, 12 – инженерно-технический персонал и 5 – руководители подразделений.
Были применены следующие методики исследования:
- Опросник «Оценка профессионального стресса», автор К. Вайсман.
- Авторская анкета, оценивающая представления работников о здоровом образе жизни.
- Опросник самоотношения (ОСО), авторы В.В. Столин и С.Р. Пантилеев.
- Опросник «САН» (самочувствие, активность, настроение), авторы – сотрудники Первого Московского медицинского института имени И. М. Сеченова: В. А. Доскин, Н. А. Лаврентьева, М. П. Мирошников, В. Б. Шарай.
Результаты эмпирического исследования выявили у 55% работников высокий уровень профессионального стресса. 30% работников продемонстрировали средний уровень выраженности стресса. 15% опрошенных сотрудников выборки исследования проявили низкий уровень профессионального стресса. Наибольшей напряженностью профессионального стресса, попадая в группу риска, обладают сотрудники, занимающие рабочие должности. Среди них высокий уровень профессионального стресса был зафиксирован у 60% рабочих, средний уровень – у 30% работников, и низкий уровень – у 10% рабочего состава. Инженерно-технический состав участников выборки продемонстрировал более сбалансированный уровень стресса: высокий уровень был выявлен у 30% участников этой категории, средний уровень – у 50% сотрудников, и низкий – у 20%. Подгруппа руководителей показала самые низкую выраженность профессионального стресса. Показатели максимального уровня стресса зафиксирован лишь у 10% руководителей подразделений.
В показателях психоэмоционального статуса психологического здоровья работников был выявлен низкий уровень самооценки работниками показателя Самочувствие (29,01), находящегося на границе низкого со средним уровнем. У работников выборки актуальное состояние носит умеренно-стабильный характер активности и настроения со снижением показателя самочувствия. Предположительно это связано с преобладанием негативных симптомов профессиональной стрессовой нагрузки, истощения сопротивляемости неблагоприятным факторам стресса.
По большинству шкал ценностного самоотношения выявлен умеренно-нормативный характер проявления шкал. Однако, по шкале внутренняя конфликтность значение приближено к границе повышенных значений, что характеризует достаточное внутреннее напряжение, наличие признаков внутриличностного конфликта, сомнений в собственных силах, повышенной рефлексии при негативном повышении отношения к собственной личности у работников выборки исследования. Самоотношение работников характеризуется отношением к собственной личности как достойных уважения, достаточно волевых, которые проявляют достаточную ригидность личности в разных сторонах самоотношения, недостаточную готовность к саморазвитию и самоизменениям, некоторую стагнацию личности.
При помощи анкетирования как показателя когнитивной составляющей психологического здоровья было выявлено, что у респондентов проявилась недостаточная осведомленность о личностных показателях системы компонентов здорового образа жизни. Это объясняется акцентом в массовой культуре и СМИ на внешние, физические аспекты здоровья, такие как правильное питание, спорт и отказ от вредных привычек. Личностные и психологические компоненты: гармоничные межличностные отношения, духовная жизнь и широкий круг интересов, а также эмоциональная устойчивость, требующие внутренней работы и усилий, остаются менее популярными.
Корреляционный анализ выявил значимые связи между выраженностью профессионального стресса и показателями психологического здоровья Самочувствие (r=-0,813**; p ≤ 0,01) и Настроение (r=-0,-522*; p ≤ 0,05), являющиеся важными составляющими эмоционального благополучия определяют, что чем выше рост стрессового напряжения, тем хуже они оценивают своё физическое и эмоциональное состояние. Плохое самочувствие, упадок сил, недомогание, а также снижение общего фона настроения – частые последствия высокого уровня стресса. Сотрудники начинают ощущать себя менее счастливыми, испытывают пессимизм, уныние и недовольство собой и своей профессиональной деятельностью.
Прямую связь с профессиональным стрессом демонстрирует показатель психоэмоционального статуса Активность (r=0,562**; p ≤ 0,05). При увеличении уровня профессионального стресса у сотрудников наблюдается рост их активности.
Анализ выявил наличие обратных и прямых взаимосвязей между профессиональным стрессом и факторами ценностного самоотношения. Наиболее выраженной и тесной оказалась связь между профессиональным стрессом и фактором Самоуважения (r=- 0,725**; р≤ 0,01). Это свидетельствует о том, что чем больше сотрудник ценит собственную личность и уверен в своих компетенциях, убежден в положительной оценке и отношении к своим способностям и личностным качествам, тем легче он справляется с профессиональными трудностями и переживает профессиональный стресс.
Прямые взаимосвязи профессионального стресса и фактора Внутренняя неустроенность (r=0, 554*; р≤ 0,05), сопровождаемая конфликтом с самим собой и недостатком самообвинения, способствует увеличению уровня профессионального стресса. Сотрудники с низким самоуважением и внутриличностным конфликтом, разладом с собственными эмоциями и поведением, имеют меньшие ресурсы для противостояния профессиональному стрессу.
Эти данные позволили определить рекомендации для психологического сопровождения мероприятий в организации ООО «Газпром трансгаз Самара», направленные на снижение профессионального стресса у работников.
Можно утверждать о том, что цель исследования достигнута, выявлены взаимосвязи выраженности профессионального стресса у работников газовой отрасли с показателями эмоционально-психологических состояний самочувствие, активность, настроение работников; с факторами ценностного самоотношения: самоуважения и внутренняя неустроенность.
Перспективными направлениями дальнейших исследований могут стать расширение выборки исследования, определение характера профессионального стресса и его факторов у работников с разным стажем профессиональной деятельности, определение личностных факторов устойчивости к профессиональному стрессу у мужчин и женщин, разработка и апробация программ психопрофилактики и психокоррекции.