Вопрос об энергоэффективности был и остается приоритетным направлением в экономике нашей страны и в Вологодской области. Актуальность увеличения энергетической эффективности и энергосбережения образовательных бюджетных учреждений обусловлена недостатком энергетических ресурсов, удорожанием их добычи, экологическими проблемами, постоянным ростом тарифов на электроэнергию и вследствие высокими на них затратами. Высокий износ проводников электричества в образовательных учреждениях, недостаточная осведомленность работников данной сферы об энергосберегающих возможностях, отсутствие реальных стимулов у организаций к повышению эффективности в энергетике – факторы, свидетельствующие о реальных преградах внедрения энергосберегающих программ.
Целью работы является оптимизация потребления электроэнергии путем увеличения энергоэффективности посредством проведения энергетического обследования, которое основано на метрологическом обеспечении процесса потребления энергии и анализе структуры затрат учебного корпуса №2 Института машиностроения энергетики и транспорта (МЭиТ) Вологодского государственного университета (ВоГУ).
Для реализации данной цели поставлены следующие задачи:
- Анализ законодательной базы энергосберегающей политики.
- Изучение основ энергетического обследования и необходимого метрологического обеспечения.
- Анализ технических характеристик источников света.
- Инструментальное обследование системы освещения учебного корпуса №2.
- Формирование энергетического паспорта учебного корпуса №2.
- Оценка потенциала энергосбережения учебного корпуса №2.
- Формирование рекомендаций энергосберегающих мероприятий.
Объект исследования является учебный корпус №2 МЭиТ Вологодского государственного университета (ВоГУ).
Новизна проекта:
- Разработана система энергосберегающих мероприятий для повышения энергоэффективности учреждений образования, отличающаяся комплексностью внедрения и доведением теоретических разработок до возможности их использования в действующих БОУ.
- Реализована саморегулируемая система оптимизации затрат на электроснабжение на месте её использования в центре финансовой ответственности института машиностроения энергетики и транспорта (МЭиТ).
Методологическую основу данного исследования составляет анализ потенциала энергосбережения в учебном корпусе №2. В ее основе заложен экспериментальный метод исследования. Он подразумевает изучение параметров объекта в естественных условиях. Выявление оптимальных технических решений и их эффективности проводим посредством метода сравнения. Методология в области энергосбережения соответствует исследованиям, нацеленным на конкретные технические и технологические разработки, которые позволяют уменьшать энергопотребление.
В рамках данных мероприятий в методическом кабинете учебного корпуса №2 ВоГУ проведены исследования потребления электроэнергии люминесцентными и светодиодными источниками света. Для измерения электрической энергии в кабинете установлен однофазный счетчик марки Меркурий-201.5 и произведен анализ замеров энергопотребления различными светильниками. Впоследствии был установлен датчик движения (ДД), зафиксированы показания счетчика и сделан анализ изменения данных при проведении энергосберегающих мероприятия в методическом кабинете [1].
Результаты анализа месячного потребления электроэнергии при различных условиях приведены на рисунке (рис.1).
Рис. 1. График изменений показателей
Из графика можно сделать вывод, что мероприятия по установке датчика движения в кабинете, где проводились исследования, не дали серьезных изменений потреблением электроэнергии в отличии от замены люминесцентных ламп на светодиодные светильники. Но, чтобы сделать полное заключение, нужно исследовать комплексное внедрение этих мероприятий.
На основе полученных данных от вышеуказанного частного эксперимента, а также исследования уровня освещенности и электропотребления осветительными установками в остальных аудиториях учебного корпуса будет формироваться энергетический паспорт БОУ. Документ имеет определенную принятую форму и полностью соответствует требованиям ФЗ №261 и приказу Минэнерго №400 [2].
Анализируя результаты измерительных экспериментов, выявлены наиболее целесообразные мероприятия по энергосбережению в БОУ и предложены предварительные рекомендации по повышению энергетической эффективности. Эти данные заносятся в энергопаспорт в соответствующее приложение.
Для анализа целесообразности предложенных мероприятий необходимо специализированное метрологическое обеспечение. В частности, для измерения уровня светового излучения и фактической освещенности окружающего пространства в помещениях учебного корпуса нам необходим электронный прибор – люксметр. Рассмотрим несколько вариантов отечественных и зарубежных моделей и проведем сравнение их технических характеристик (таблица). При этом необходимо учесть:
- наличие регистрации в Реестре средств измерений РФ и получение одобрения Росстандарта;
- диапазон и точность измерений освещенности;
- класс устройства (бытовой, профессиональный);
- габаритные размеры, которые влияют на удобство проведения измерений;
- вид питания прибора (от бытовой сети, на батарейках или аккумуляторах);
- функция совместимости прибора с компьютером;
- параметры экрана (размер экрана, наличие подсветки и т.п.).
Таблица
Подборка люксметров
Модель |
Страна, завод изгото- витель |
Сост. в ГРСИ РФ |
По-вер-ка |
Диапазон измер-й, Лк |
Предел допускаемой погрешности измерения |
Питание (Время Работы) |
Срок службы
|
Цена Руб. |
ЛМ-121 |
ЗАО " ЭКСИС ", г.Москва, РФ |
да |
нет |
1-200000 |
+-8% |
Встр. аккум. 3,3-4,5В (8часов) |
Не менее 5 лет |
9800 |
Testo 5402 |
"Testo AG", Германия |
да |
да |
1-100000 |
+- 3% |
типа AAA 200ч.(без пдсв.) |
2 года |
11500 |
ТКА-ЛЮКС3 |
ООО НТП "ТКА", г. С.-Петербург |
да |
да |
1-200000 |
+- 6% |
батарея типа «Крона» (8 ч) |
1год, не менее 2000 ч. работы |
13500 |
LXP-21,2,4 |
"Sonel S.A.", Польша |
да |
да |
1-200 000 |
+-8% |
элемент питания 6LR61 |
15 лет |
39410 |
MS-66105 |
Китай |
нет |
нет |
1-50000 |
+-5%(+2) |
9 В |
- |
1930 |
CEM-DT-13095 |
Китай |
нет |
нет |
1-400000 |
+-5%(+10) |
9 В |
1 год |
5600 |
МЕГЕОН 211706 |
Бренд-Россия Сделано-Китай |
нет |
нет |
1-200000 |
+-5%(+10) |
АА 2 шт. |
1 год |
2690 |
Примечания:
- Широко применяется при аттестации рабочих мест. Имеется интерфейс USB для связи с ПК.
- Функция "HOLD" предусмотрена для быстрой фиксации измерений, что повышает удобство работы.
- Прибор ТКА-ЛЮКС рекомендован для проверки соответствия СанПиН детских садов, школ, университетов, лабораторий, больниц, теплиц, животноводческих ферм.
- Возможность выбора единиц измерения. Корректировка относительно спектральной световой эффективности. Режим регистратора. Память для сохранения результатов измерения.
- Служит для бытового применения. Функция "HOLD" для фиксации результатов.
- Служит для бытового применения. Прорезиненный корпус позволяет использовать прибор в условиях повышенной влажности. Функция "HOLD" для фиксации результатов.
Исследовав несколько моделей измерительных приборов разной ценовой категории, можно сделать вывод, что для проведения мероприятий по обследованию освещения рабочей зоны и для официального формирования энергопаспорта помещений ВоГУ требуется люксметр, состоящий в гос. реестре и прошедший поверку. Например, Testo 540 зарубежного производства или ТКА-ЛЮКС Российского изготовления. Они оптимальны по стоимости и заявленным погрешностям измерений, а также класс этих устройств подходит для проведения обследований учебных корпусов университета.
Из измерительных приборов китайского производства, не состоящих в гос. реестре MS-6610 экономически выгоднее. Предел допускаемой основной относительной погрешности измерения у этого прибора не более, чем у других люксметров. Диапазон измерения меньше остальных, но для предварительного обследования аудиторий такого интервала вполне достаточно.
Измерения освещенности произведены люксметрами ТКА-ЛЮКС и ТКА-ПКМ, а замеры габаритов с помощью лазерного дальномера. После анализа данных обследования учебного корпуса №2 ИМЭиТ четко просматривается разница между фактическим и нормативным значением освещенности по СНиП 23-05-95 Естественное и искусственное освещение (рис. 2). Измерительный инструмент приобретен при финансовой поддержке Департамента экономического развития Вологодской области.
Рис. 2. Значения освещенности: a) аудитория 312б, б) аудитория 321 (1 – днем с вкл. светом, 2 – днем с откл. светом, 3 – вечер с вкл. светом, 4 – норма освещенности по СНиП)
Для обеспечения нормируемых величин освещенности и уменьшения объемов потребления электроэнергии исходя из результатов исследования в некоторых аудиториях требуется выбрать более оптимальный тип и количество светильников. Замена люминесцентных ламп на светодиодные светильники и установка датчиков присутствия в коридорах может значительно уменьшить затраты на потребление электроэнергии.
Анализируя результаты измерительных экспериментов, выявлены места сокращения энергозатрат, предложены наиболее целесообразные механизмы по энергосбережению в БОУ и предварительные рекомендации по повышению энергетической эффективности, разработан комплекс мероприятий и охарактеризованы принципы освоения энергосберегающих технологий, на основе которых сформирован внутренний энергопаспорт учебного корпуса.
На основе полученных выводов и рекомендаций бюджетные образовательные организации (высшие образовательные учреждения, колледжи и техникумы, гимназии и школы) получают возможность уменьшения затрат на использование энергетических ресурсов.
Работа выполнена при финансовой поддержке Правительства Вологодской области в рамках государственного научного гранта.