Главная
АИ #8 (243)
Статьи журнала АИ #8 (243)
Музыкотерапия как средство коррекции застенчивости у дошкольников с общим наруше...

Музыкотерапия как средство коррекции застенчивости у дошкольников с общим нарушением речи

Рубрика

Психология

Ключевые слова

дети дошкольного возраста
общее нарушение речи
застенчивость
коррекция застенчивости
музыкотерапия

Аннотация статьи

В данной статье рассмотрена проблема коррекции застенчивости у дошкольников с общим нарушением речи. Определено, что данная группа детей является одной из наиболее подверженных риску возникновения застенчивости, вследствие восприятия детьми собственного нарушения, как несоответствующего норме, отличающего ребенка от его сверстников, и выделяющего ребенка в негативном свете.

На основании анализа исследований Ф. Зимбардо, Л. Н. Галигузовой, Р. Н. Юдиной и других ученых определена сущность застенчивости, как личностного свойства человека, сформированного под воздействием определенных условий воспитания, и вызывающего постоянные трудности в процессе межличностного общения.

Выявлены особенности проявления застенчивости у детей дошкольного возраста с общим нарушением речи: снижение развития эмоциональной сферы и вытеснение потребности в общении, неполноценность взаимоотношений со сверстниками и преобладание аффективных реакций, робость, неумение объяснить свои мысли, острые реакции на замечания, на высказывания о себе, чувствительность, впечатлительность, непостоянство эмоционального фона, частые смены настроения, неуверенность в себе, затруднение адаптации в коллективе. 

Приведены результаты диагностики проявлений застенчивости у дошкольников с общим нарушением речи по методике «Стандартизированное наблюдение проявлений застенчивости у детей старшего дошкольного возраста» С. М. Валявко: у 40% наблюдается средний уровень застенчивости и у 60% – высокий уровень.

Определены коррекционные возможности музыкотерапии, которая способствует коррекции застенчивости у дошкольников с общим нарушением речи путем использования кинезитерапии (танцевальная пластика), музыкальной релаксации (воображение и свобода ассоциаций), ритмотерапии (музыкальные инструменты и ритмичные попевки), терапии самовыражением (сюжетные композиции и ролевые этюды по музыкальным произведениям), способствуя овладению детьми навыками коммуникации, снижению проявления локомоций, коррекции эмоционального дискомфорта, страха перед выступлениями, избирательности в контактах. В дошкольном возрасте эти формы имеют вид разнообразных музыкальных игр, драматизаций, пластического интонирования, детского оркестра и так далее.

Текст статьи

1. Введение

Проблема застенчивости рассматривалась многими психологами и педагогами и остается актуальной по настоящее время. Застенчивость является личностным качеством, которое может препятствовать общению детей со сверстниками, формированию дружеских взаимоотношений и товарищеских связей между детьми, способности оказывать и получать помощь при необходимости. В основе застенчивости лежит совокупность личностных особенностей и проблем, связанных с самооценкой и самовосприятием.

Детская психика устроена так, что на освобождение от застенчивости требуется гораздо больше времени, чем взрослому человеку. При обучении в школе на фоне застенчивости ребенка может возникнуть множество проблем, так как занятия строятся на двустороннем контакте, а для участия в школьной жизни необходима активность самого ребенка. Уже в детском саду устное общение с педагогами становится основной формой общения, в ходе которого приобретаются новые знания и новые умения. Застенчивость мешает ребенку качественно усваивать материал, является причиной постоянного эмоционального напряжения, которое негативно влияет на запоминание и не дает реализовать в полной мере различные мыслительные операции.

В психолого-педагогических исследованиях застенчивость определяется как сложное состояние человека, имеющее разнообразные формы проявления от неловкости, которую иногда может испытывать человек, до высокой тревожности и постоянного беспокойства.

Основы изучения проблемы застенчивости, описание способов ее коррекции представлены в работах Л. Н. Галигузовой, Ф. Зимбардо и других ученых, которыми также выделены и охарактеризованы признаки застенчивости у дошкольников. При этом в настоящее время достаточно мало исследований, посвященных описанию и обоснованию методов коррекции застенчивости, и практически не затронута тема коррекции застенчивости у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья, в частности – с общим нарушением речи. Однако, в существующих исследованиях можно найти подтверждение того, что у дошкольников с нарушением речи повышена ситуативная застенчивость, имеются сложности с инициацией общения, отмечаются беспокойство и тревожность при необходимости контактировать с незнакомыми людьми [5, с. 193-196].

Одним из средств коррекции застенчивости является музыкотерапия. Применение музыкотерапии в работе с такими детьми рассматривается Е. В. Мельник, О. А. Соболевой, В. Ю. Могилевской, которые отмечают возможности музыкотерапии в коррекции речевых нарушений детей. В данном исследовании мы обращаемся к возможностям использования музыкотерапии в коррекции застенчивости у дошкольников с общим нарушением речи.

2. Материалы и методы

Застенчивость в психолого-педагогической науке определяется как самостоятельное свойство личности, характеризующееся отсутствием умения свободно общаться, внутренней скованностью, которые препятствуют полноценной реализации личностного потенциала человека [2, с. 28-38].

Одно из определений застенчивости сформулировано Р. Н. Юдиной, как «личностного свойства человека, сформированного под воздействием определенных условий воспитания, и вызывающего постоянные трудности в процессе межличностного общения» [14].

С застенчивостью связывают проблемы межличностного общения, повышенную ранимость и обидчивость, сниженную самооценку и комплекс неполноценности [Шишова, 2007]. Одной из наиболее часто проявляющихся при застенчивости эмоций является стыд, вызванный фокусировкой внимания человека на собственной персоне, на каком-либо своем качестве, которое воспринимается самим человеком, как несоответствующее норме, недостаточно развитое, негативное, или неуместное. Возникает эта эмоция при необходимости демонстрации себя или своего качества, мыслей другим людям, а также при непреднамеренной демонстрации. К застенчивости приводит «акцентуация самосознания на себе и на восприятии своей самости другими людьми» [4].

В работе Ф. Зимбардо представлен перечень неблагоприятных последствий застенчивости для человека: узость опыта общения, неумение отстаивать свои ценности и права, неспособность презентовать себя окружающим, неумение входить в положение другого человека, сочувствовать ему, снижение самооценки, депрессивные состояния, зависимое поведение, поверхностные межличностные отношения, одиночество, недопонимание со стороны других людей [4].

Проявления застенчивости особенно яркие в детском возрасте, так как у детей не развит самоконтроль в той степени, которая достаточна для преодоления стеснительности, ее сокрытия, и нет навыка анализа собственного внутреннего состояния и нахождения внутренних ресурсов для борьбы с проблемой. К внешним признакам застенчивости относятся нежелание вступать в контакт, смотреть в глаза собеседника, снижение силы голоса, отсутствие вопросов в диалоге [15, с. 52-68].

Застенчивость различается на ситуативную и личностную. Ситуативной застенчивостью называется состояние, возникающее как временная реакция при непосредственном воздействии неблагоприятной ситуации. Личностной застенчивостью называется устойчивое состояние эмоционального напряжения, дискомфорта, неуверенности в себе у человека [2, с. 28-38].

Изучив трактовки понятия застенчивости различных авторов, можно выделить характерные черты застенчивости: взаимосвязь с самоуважением, самопринятием, эмоциональность при оценке собственной личности, сложности в установлении контактов и поддержании общения.

Признаки застенчивости можно заметить у ребенка, начиная с пятилетнего возраста, когда в процессе активного общения со взрослыми и сверстниками происходит познание мира и становление самооценки. Дети с застенчивостью отличаются ранимостью, обидчивостью, робостью, страхами, внушаемостью. Одной из наиболее распространенных причин застенчивости в дошкольном возрасте является несоответствие образа себя образу сверстников. Именно поэтому важно рассматривать проблему застенчивости у детей, которые отличаются в развитии от своих сверстников, в частности, у детей с общим нарушением речи.

К шести годам, когда приближается обучение в школе, взрослые начинают обращать внимание на замкнутость ребенка, трудности при взаимодействии с другими детьми, острые реакции на замечания. Все эти признаки особенно ярко проявляются у детей с общим нарушением речи.

В работе Р. Е. Левиной общее нарушение речи определено как совокупность расстройств в смысловой и звуковой сферах речевого развития, при которых отмечается позднее начало речевого развития, малый объем лексического запаса, аграмматизмы, дефекты произношения и фонемообразования [6].

Исследования современных ученых позволяют выделить характерные особенности застенчивости у дошкольников с общим нарушением речи:

  • застенчивость у дошкольников с речевыми нарушениями сопровождается снижением развития эмоциональной сферы и вытеснением потребности в общении [1, с. 9-10];
  • у застенчивых детей с общим нарушением речи отмечается неполноценность взаимоотношений со сверстниками и преобладание аффективных реакций: дети могут быть озлоблены, обидчивы, иногда агрессивны [9, с. 226-230];
  • дети с нарушением речи часто робкие, не могут объяснить свих мыслей, при этом остро реагируют на замечания, на высказывания о себе, очень чувствительны и впечатлительны [12, с. 260-265];
  • застенчивые дети с нарушением речи отличаются непостоянством эмоционального фона, частой сменой настроения, неуверенностью в себе и иногда даже ненавистью или завистью к другим детям, часто имеют нарушения в поведении, что затрудняет адаптацию в коллективе [13].

Существуют исследования, в которых доказано, что возникновение застенчивости у ребенка с нарушением речи вызвано не самим фактом речевой неполноценности, а реакцией ребенка на наличие у себя речевого нарушения. Часто степень восприятия ребенком масштаба своего отличия от других детей не совпадает с уровнем тяжести нарушения. В работе Н. С. Жуковой выделены такие особенности дошкольников с общим нарушением речи, как эмоциональная неустойчивость, наличие локомоций (нарушения темпа и количества движений), робость, избирательность в общении, страх перед публичным выступлением [3].

Негативное и утрированное восприятие детьми своего нарушения приводит к пассивности в общении, избеганию контактов, препятствует формированию опыта общения.

3. Результаты исследования

С целью подтверждения актуальности изучения проблемы коррекции застенчивости у дошкольников с общим нарушением речи и определения наиболее подходящего средства коррекции, на базе Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Маячок» города Нижнего Тагила (структурное подразделение № 25) была проведена диагностика проявлений застенчивости у дошкольников, которым по решению психолого-медико-педагогической комиссии рекомендовано обучение по адаптированной образовательной программе для детей с общим нарушением речи. В исследовании приняли участие 11 детей в возрасте от 5 до 6 лет.

В качестве диагностического инструментария была использована методика «Стандартизированное наблюдение проявлений застенчивости у детей старшего дошкольного возраста» С. М. Валявко. Данная методика соответствует возрасту испытуемых и позволяет определить уровень застенчивости у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.

При проведении методики используется бланк фиксации результатов, в котором отмечаются особенности поведения ребенка, наблюдаемые в течение дня в ситуациях общения и взаимодействия с детьми и взрослыми. Методика содержит описание примерных реакций ребенка, проявление или отсутствие которых фиксируется психологом.

При обработке результатов отмечается степень проявления признака: 2 балла – признак фиксируется два и более раза; 1 балл – признак проявился однократно; 0 баллов – признак не отмечен. Максимально ребенок может набрать до 32 баллов.

По результатам проведения стандартизированного наблюдения было установлено, что из 11 старших дошкольников с нарушением речи у 40% наблюдается средний уровень застенчивости и у 60% – высокий уровень. То есть в данной выборке застенчивость отмечается у всех детей в большей или меньшей степени. При этом наиболее часто проявляются опускание глаз во время разговора, зависимость поведения от взрослого, страх ошибиться, скованность при появлении незнакомого взрослого и склонность играть в одиночестве.

Исходя из полученных результатов диагностики и теоретического анализа возможностей коррекции застенчивости у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, мы обращаемся к анализу возможностей музыкотерапии, как средства снижения проявлений застенчивости в поведении.

4. Обсуждение результатов

Под средством коррекции понимается такое педагогическое средство, которое позволяет исправить или ослабить недостатки психофизического развития детей. Коррекция может быть симптоматической, направленной на снижение проявления симптомов отклонения, или казуальной, направленной на устранение отрицательного воздействия источника отклонения [10].

Музыкотерапия как средство коррекции основывается на механизмах проекции (перенесения чувств ребенка на другой объект), рефлексии (осмысления собственных чувств и поведения), идентификации (понимания других через отождествление их со своим «Я»). Коррекционное воздействие музыкотерапии достигается путем использования кинезитерапии (танцевальная пластика), музыкальной релаксации (воображение и свобода ассоциаций), ритмотерапии (музыкальные инструменты и ритмичные попевки), терапии самовыражением (сюжетные композиции и ролевые этюды по музыкальным произведениям). В дошкольном возрасте эти формы имеют вид разнообразных музыкальных игр, драматизаций, пластического интонирования, детского оркестра и так далее.

Музыкотерапия позволяет создать условия для самопознания и самовыражения ребенка, проявления эмоциональной отзывчивости. Музыка учит понимать ритмы жизни, как внутреннее движение всего, учит регулировать ритмы своего организма, помогая гармонизировать их, настроить на соответствие окружающему миру. В исследовании В. Ю. Могилевской отмечено, что музыка вызывает позитивные эмоции у человека, помогает в лечении психосоматических расстройств, в развитии эмоционального интеллекта, а также способствует активизации защитных возможностей организма [8, с. 173-176].

Классическая музыка, которая часто применяется в музыкотерапии, может быть включена в различные режимные моменты. Например, музыка В. А. Моцарта рекомендована к использованию в процессе утреннего приема детей в группу, способствуя установлению контакта, организации атмосферы тепла и спокойствия [11, с. 326-329]. Композиции быстрого темпа, например, марши или польки, помогают настроить детей на активность, поднять настроение, привлечь внимание к подвижной игре, организовать физминутку, смену вида деятельности.

Локомоции, характерные для застенчивых детей с нарушением речи, также эффективно поддаются коррекции при использовании музыкотерапии. Участие в пластических этюдах помогает раскрепостить движения, развить подвижность, пластику движений, снизить дискомфорт при необходимости выполнения «широких» движений (разведение рук, поднимание рук). Также движения под музыку позволяют научить детей выплескивать эмоции, способствуют гармонизации эмоционального состояния, появлению непринужденности в движениях.

Проведение коррекционных занятий музыкотерапии позволяет обучить детей выполнению основных движений (лазания, ползания, бросания, бега, прыжков и так далее), сознательному управлению движениями, анализу ситуации и коррекции двигательного поведения. В музыкальных играх (при поддержке ритма и темпа музыки) застенчивые дети оказываются в измененной ситуации, которая в обычных условиях вызвала бы сложности (например, сложно просто подойти и обнять кого-то), а в музыкальной игре воспринимается спокойно, и движения выполняются без эмоционального напряжения (например, развести широко руки и затем обняться, или взяться «лодочкой»). Музыка помогает рассчитать время выполнения движения, ребенок перестает бояться выполнить что-то неправильно, снижается эмоциональное напряжение, корректируется неуверенность в себе.

Мелодия состоит из фрагментов, которые часто повторяются, особенно в детских музыкальных произведениях (например, мелодии куплета и припева). Соответственно и движение, и ритм дыхания при этом также повторяются. Прослушивание мелодии несколько раз дает возможность предвосхищать дальнейшее звучание, и вслед за ним – прогнозировать собственное двигательное поведение, что снижает страх неизвестности, и позволяет чувствовать себя более уверенно, предполагая свои дальнейшие движения. Движения под музыку часто повторяются, что способствует формированию у застенчивого ребенка с общим нарушением речи навыков точных мышечных ощущений правильного способа выполнения движения, что также развивает уверенность в себе.

Музыкотерапия позволяет снизить эмоциональный дискомфорт в ситуациях общения. К примеру, музыкальные произведения Ф. Гойн оказывают расслабляющее действие и помогают достичь баланса процессов возбуждения и торможения нервной системы, снижают импульсивность реакций. Аналогично действуют на организм ребенка произведения Ф. Шопена, И. Штрауса, Л. Бетховена, П. Чайковского, вызывая положительно окрашенные мысли, эмоции, способствуя созданию позитивных психологических установок.

Музыкотерапия имеет обширные возможности в коррекции застенчивости, в развитии эмоциональной сферы дошкольников с общим нарушением речи, в становлении самовосприятия и отношения к окружающим людям. При этом очень важно правильно подбирать музыкальный репертуар, отдавая предпочтение высокохудожественной музыке: классическим произведениям и музыке, специально созданной для детей.

Музыкотерапия позволяет снижать у детей с нарушениями речи страх перед выступлениями, так как способствует проявлению творчества детьми. В движениях под музыку, в рисовании под музыку, в пении и игре на детских музыкальных инструментах дети учатся не бояться проявлять себя, интересоваться внутренним миром других детей и открывать свой. Музыкальные пантомимы помогают научиться проявлять эмоции и понимать настроение других, способствуют развитию внутреннего контроля, коммуникативных умений, формированию позитивных установок в межличностном взаимодействии [15, с. 52-68].

Исполнительская деятельность под музыку снижает риск того, что ребенка не поймут окружающие, так как образ слова дополняется образами движений и музыкальных звуков. В пении легче вспомнить слова, поскольку задействуется двигательная память. Ритмичность музыкального произведения способствует восприятию, порождению и воспроизведению речи, снижению произносительных ошибок за счет предупреждения спазмов мышц артикуляционного аппарата [7, с. 188-190].

Исполнение музыкальных композиций способствует формированию новых нейронных связей и нормализации темпа и ритма речи и движений за счет объединения работы двигательного и речевого механизмов, и направления этой работы музыкой.

При использовании музыкотерапии развиваются навыки установления контакта, дети учатся применять речевые формулы общения, например, в музыкальных играх «Эхо», «Ласковое солнышко», «Ау». Также расширяется опыт общения, проигрываются различные ситуации, приобретаются умения использовать навыки коммуникации в реальной деятельности.

5. Заключение

Таким образом, можно определить, что музыкотерапия является средством коррекции застенчивости у дошкольников с общим нарушением речи, способствуя овладению детьми навыками коммуникации, снижению проявления локомоций, коррекции эмоционального дискомфорта, страха перед выступлениями, избирательности в контактах. Для этого используются возможности музыкальных подвижных игр, пения, музыкальной импровизации, пластического интонирования, игры в детском оркестре и другие формы организации музыкальной деятельности, в которой используется высокохудожественная музыка, способная гармонизировать эмоциональное состояние и снизить тревожность.

Список литературы

  1. Аносова К.С. К вопросу о психологических особенностях личности дошкольников с нарушениями речевого развития / К.С. Аносова. – Текст: непосредственный // Студенческий вестник. – 2024. – № 17-2 (303). – С. 9-10.
  2. Галигузова Л.Н. Психологический анализ феномена детской застенчивости / Л.Н. Галигузова. – Текст: непосредственный // Вопросы психологии. – 2000. – № 5. – С. 28-38.
  3. Жукова Н.С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. – Екатеринбург: АРД ЛТД, 2008. – 320 с. – Текст: непосредственный.
  4. Зимбардо Ф. Застенчивый ребенок / Ф. Зимбардо. – М.: Альпина Паблишер, 2015. – 384 с. – Текст: непосредственный.
  5. Куткова И. А. К проблеме изучения коммуникативных трудностей детей с общим недоразвитием речи / И.А. Куткова. – Текст: непосредственный // Актуальные проблемы обучения и воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья. – 2014. – № 1. – С. 193-196.
  6. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии / Р.Е. Левина. – М.: АльянС, 2013. – 367 с. – Текст: непосредственный.
  7. Мельник Е.В. Развитие речи детей с ОНР средствами элементов музыкотерапии / Е.В. Мельник. – Текст: непосредственный // Статья в сборнике «Инклюзивное образование: теория и практика» / Под ред. И.А. Ахметшиной. – Орехово-Зуево: ГГТУ, 2020. – С. 188-190.
  8. Могилевская В.Ю. Элементы музыкотерапии как средство развития речи детей с общим недоразвитием речи / В.Ю. Могилевская. – Текст: непосредственный // Статья в сборнике «Студенческая наука Подмосковью» / Под ред. И.А. Ахметшиной. – Орехово-Зуево: ГГТУ, 2019. – С. 173-176.
  9. Новичкова А.А. Характеристика личностных особенностей детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / А.А. Новичкова. – Текст: непосредственный // Актуальные проблемы личности, образования и общества в контексте социально-гуманитарных наук. – Москва: Ритм, 2020. – С. 226-230.
  10. Скотарева Е.М. Психолого-педагогическая коррекция / Е.М. Скотарева. – Саратов: Наука, 2007. – 72 с. – Текст: непосредственный.
  11. Соболева А.О. Основы музыкотерапии для детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / А.О. Соболева. – Текст: непосредственный // Статья в сборнике «Культура родительства и семейные ценности в современном мире» / Под ред. Д.А. Кураевой. – Краснодар: КГУ, 2023. – С. 326-329.
  12. Тупикина Д.В. Принципы коррекционно-развивающей работы педагога-психолога с детьми с нарушением речи в рамках ДОО / Д.В. Тупикина. – Текст: непосредственный // Петровские образовательные чтения. Духовно-нравственные ценности молодёжи в российском обществе. – Магнитогорск: МГТУ им. Г. И. Носова, 2022. – С. 260-265.
  13. Филичева Т.Б. Основы дошкольной логопедии / Т.Б. Филичева, О.С. Орлова, Т.В. Туманова. – М.: Эксмо, 2015. – 318 с. – Текст: непосредственный.
  14. Шишова Т.Л. Как преодолеть детскую застенчивость. Застенчивый невидимка / Т. Шишова. – СПб.: Речь, 2007. – 120 с. –Текст: непосредственный.
  15. Юдина Р.Н. Психологическая коррекция проявления застенчивости у детей старшего дошкольного возраста средствами художественно-творческой и игровой деятельности / Р.Н. Юдина. – Текст: непосредственный // Психологические и педагогические науки. – 2016. – № 1. – С. 52-68.

Поделиться

86

Рамазанова А. А., Трофимова Е. Д. Музыкотерапия как средство коррекции застенчивости у дошкольников с общим нарушением речи // Актуальные исследования. 2025. №8 (243). Ч.II. С. 51-57. URL: https://apni.ru/article/11391-muzykoterapiya-kak-sredstvo-korrekcii-zastenchivosti-u-doshkolnikov-s-obshim-narusheniem-rechi

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#9 (244)

Прием материалов

1 марта - 7 марта

осталось 3 дня

Размещение PDF-версии журнала

12 марта

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

26 марта