За последние десятилетия отмечается рост детей с ОВЗ, в том числе с расстройствами аутистического спектра.
Одной из важнейших составляющих здоровья является двигательная активность. Особенно актуальна эта тема сейчас, в век компьютеризации, когда наши дети, да и мы сами всё больше проводим времени не в движении, а сидя за компьютерами, вследствие чего появляется нарушение осанки и множество других проблем здоровья. А для детей с РАС, данный вопрос особенно актуален.
Дети с РАС представляют собой неоднородную группу с различной степенью проявления особенностей поведения и образовательных потребностей, они характеризуются своеобразием эмоциональной, волевой, когнитивной сфер и поведения в целом. Дети с РАС имеют недостаточный уровень развития психических функций. Адаптация этих детей крайне затруднена, из-за нарушений коммуникации, социализации, а так же в связи с наличием дезадаптивных форм поведения.
Дети с аутизмом часто испытывают трудности с развитием моторных навыков, таких как бег, бросание мяча, письмо, поэтому помощь таким детям должна быть адаптированной к их потребностям.
Приоритетной задачей современного дошкольного образования - является сохранение, поддержание и укрепление здоровья воспитанников.
Для детей с РАС в дошкольном учреждении МБДОУ «Ровеньский детский сад № 1 комбинированного вида Белгородской области» созданы условия для сохранения и укрепления здоровья и развития детей:
- соблюдение режима дня, способствующего физическому и психическому развитию, на протяжении всего дня в соответствии с потребностями и интересами ребенка с РАС;
- создание эмоциональной комфортности и хорошего психологического самочувствия детей;
- осуществление личностно-ориентированного подхода к детям;
- построение образовательного процесса в игровой форме с использованием различных видов деятельности.
Вся эта работа осуществляется комплексно, в течение всего дня и с участием всех специалистов детского сада: воспитателей, учителя-логопеда, педагога-психолога, учителя дефектолога, тьютора, инструктора по физической культуре, и музыкального руководителя.
Какие современные методы обеспечат физическое развитие и двигательную активность ребёнка, какие методы являются эффективными в укреплении и сохранении психофизиологического здоровья детей – эти проблемы стоят сегодня перед многими специалистами, работающими с детьми с РАС.
В основе используемых нами в работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ здоровьесберегающих технологий, лежит использование особых психолого-педагогических приемов и методов работы с детьми при реализации различных видов и содержания образовательной деятельности в дошкольной организации.
С целью достижения новых образовательных результатов в своей работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ мы используем разнообразные здоровьесберегающие технологии.
Здоровьесберегающие технологии – это технологии, направленные на решение задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития в детском саду.
Цель здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста с РАС – оптимизация процесса социализации, коррекции речи, обеспечение оздоровления и сохранения здоровья детей.
В своей практической деятельности мы применяем следующие здоровьесберегающие компоненты:
Пальчиковая гимнастика помогает решать множество задач в развитии ребенка:
- способствует овладению навыками мелкой моторики;
- помогает развивать речь;
- повышает работоспособность головного мозга;
- развивает психические процессы: внимание, память, мышление, воображение;
- развивает тактильную чувствительность;
- снимает тревожность.
Прыжки на батуте – это лучшее упражнение на крупную моторику для детей с аутизмом. Движение подпрыгивания представляет собой отличную сенсорную стимуляцию, которая очень полезная для снятия сенсорной перегрузки и тревог, помогает детям успокоиться и организовать свое поведение.
Символические игры зачастую представляют собой проблему для аутичных детей. Такие игры помогут детям с РАС работать над своим воображением. Например: «Летаем как самолетик»; «Прыгаем как кролик»; «Едим как паровозик».
Гимнастика для глаз проводится как свободное время, так и во время занятий, чтобы снять зрительную нагрузку у детей.
Стопотерапия
Массажные коврики, тактильные коврики, катание стопами массажного мяча и многое другое. Массаж стоп развивает общую моторику и координацию движений.
Сухой бассейн
Использование данной здоровьесберегающей технологии имеет множества преимуществ. Эта игра не требует специальной организации, основной ее принцип – это создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок с РАС чувствует себя комфортно и защищено. Игры в сухом бассейне развивают координацию движений, мелкую моторику; стимулируют развитие сенсорно-перцептивной сферы, тактильно-кинестетической чувствительности.
Балансировочная доска
Используется как мозжечковая стимуляция, которая развивает уровень внимания, памяти, развитие речи, анализ и синтез, а так же работу эмоционально – волевой сферы.
Массаж и самомассаж на примере мячика «Су-джок»
Самомассаж – это стимуляция точек на кистях рук которая способствует повышению работоспособности и тонуса. Детям с низким уровнем развития мелкой моторики и с низким уровнем мотивации, значительно больше уделяется времени на обучение движений, обучение начинается с принципа «рука в руке». Сначала захватить мяч всей кистью, и опускать его, затем катать мячик в ладонях, перебирать мячик пальчиками, сжимать, подбрасывать и ловить мячик.
Использование технологий здоровьесбережения проводится исключительно в комфортной психологической обстановке, стимулируя и мотивируя детей выполнять задачи самостоятельно.
Так же в нашем МБДОУ «Ровеньский детский сад № 1 комбинированного вида Белгородской области» реализуется система физкультурных занятий, способствующих осознанно контролировать свое тело, развитию мышечной силы, ловкости, чувство координации и равновесия.
Таким образом, в процессе коррекционно-развивающей работы с детьми с РАС здоровьесберегающие технологии способствуют коррекции эмоционально-волевой сферы ребенка с РАС. Принимая во внимание специфику нарушений у данной категории детей, здоровьесберегающие технологии становятся наиболее эффективным способ коррекции, стимуляции физического и моторного развития и мощным способом социализации.