Главная
АИ #8 (243)
Статьи журнала АИ #8 (243)
Здоровьесберегающие технологии в образовательной деятельности с детьми с расстро...

Здоровьесберегающие технологии в образовательной деятельности с детьми с расстройством аутистического спектра в дошкольном общеобразовательном учреждении

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

понятие здоровьесберегающие технологии
методы и приёмы
цели
современное образование

Аннотация статьи

Тема посвящена актуальной проблеме содержания работы с детьми с расстройством аутистического спектра с использованием ряда здоровьесберегающих технологий, направленных на оказание эффективной психолого-педагогической помощи.

Текст статьи

За последние десятилетия отмечается рост детей с ОВЗ, в том числе с расстройствами аутистического спектра.

Одной из важнейших составляющих здоровья является двигательная активность. Особенно актуальна эта тема сейчас, в век компьютеризации, когда наши дети, да и мы сами всё больше проводим времени не в движении, а сидя за компьютерами, вследствие чего появляется нарушение осанки и множество других проблем здоровья. А для детей с РАС, данный вопрос особенно актуален.

Дети с РАС представляют собой неоднородную группу с различной степенью проявления особенностей поведения и образовательных потребностей, они характеризуются своеобразием эмоциональной, волевой, когнитивной сфер и поведения в целом. Дети с РАС имеют недостаточный уровень развития психических функций. Адаптация этих детей крайне затруднена, из-за нарушений коммуникации, социализации, а так же в связи с наличием дезадаптивных форм поведения.

Дети с аутизмом часто испытывают трудности с развитием моторных навыков, таких как бег, бросание мяча, письмо, поэтому помощь таким детям должна быть адаптированной к их потребностям.

Приоритетной задачей современного дошкольного образования - является сохранение, поддержание и укрепление здоровья воспитанников.

Для детей с РАС в дошкольном учреждении МБДОУ «Ровеньский детский сад № 1 комбинированного вида Белгородской области» созданы условия для сохранения и укрепления здоровья и развития детей:

  • соблюдение режима дня, способствующего физическому и психическому развитию, на протяжении всего дня в соответствии с потребностями и интересами ребенка с РАС;
  • создание эмоциональной комфортности и хорошего психологического самочувствия детей;
  • осуществление личностно-ориентированного подхода к детям;
  • построение образовательного процесса в игровой форме с использованием различных видов деятельности.

Вся эта работа осуществляется комплексно, в течение всего дня и с участием всех специалистов детского сада: воспитателей, учителя-логопеда, педагога-психолога, учителя дефектолога, тьютора, инструктора по физической культуре, и музыкального руководителя.

Какие современные методы обеспечат физическое развитие и двигательную активность ребёнка, какие методы являются эффективными в укреплении и сохранении психофизиологического здоровья детей – эти проблемы стоят сегодня перед многими специалистами, работающими с детьми с РАС.

В основе используемых нами в работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ здоровьесберегающих технологий, лежит использование особых психолого-педагогических приемов и методов работы с детьми при реализации различных видов и содержания образовательной деятельности в дошкольной организации.

С целью достижения новых образовательных результатов в своей работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ мы используем разнообразные здоровьесберегающие технологии.

Здоровьесберегающие технологии – это технологии, направленные на решение задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития в детском саду.

Цель здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста с РАС – оптимизация процесса социализации, коррекции речи, обеспечение оздоровления и сохранения здоровья детей.

В своей практической деятельности мы применяем следующие здоровьесберегающие компоненты:

Пальчиковая гимнастика помогает решать множество задач в развитии ребенка:

  • способствует овладению навыками мелкой моторики;
  • помогает развивать речь;
  • повышает работоспособность головного мозга;
  • развивает психические процессы: внимание, память, мышление, воображение;
  • развивает тактильную чувствительность;
  • снимает тревожность.

Прыжки на батуте – это лучшее упражнение на крупную моторику для детей с аутизмом. Движение подпрыгивания представляет собой отличную сенсорную стимуляцию, которая очень полезная для снятия сенсорной перегрузки и тревог, помогает детям успокоиться и организовать свое поведение.

Символические игры зачастую представляют собой проблему для аутичных детей. Такие игры помогут детям с РАС работать над своим воображением. Например: «Летаем как самолетик»; «Прыгаем как кролик»; «Едим как паровозик».

Гимнастика для глаз проводится как свободное время, так и во время занятий, чтобы снять зрительную нагрузку у детей.

Стопотерапия

Массажные коврики, тактильные коврики, катание стопами массажного мяча и многое другое. Массаж стоп развивает общую моторику и координацию движений.

Сухой бассейн

Использование данной здоровьесберегающей технологии имеет множества преимуществ. Эта игра не требует специальной организации, основной ее принцип – это создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок с РАС чувствует себя комфортно и защищено. Игры в сухом бассейне развивают координацию движений, мелкую моторику; стимулируют развитие сенсорно-перцептивной сферы, тактильно-кинестетической чувствительности.

Балансировочная доска

Используется как мозжечковая стимуляция, которая развивает уровень внимания, памяти, развитие речи, анализ и синтез, а так же работу эмоционально – волевой сферы.

Массаж и самомассаж на примере мячика «Су-джок»

Самомассаж – это стимуляция точек на кистях рук которая способствует повышению работоспособности и тонуса. Детям с низким уровнем развития мелкой моторики и с низким уровнем мотивации, значительно больше уделяется времени на обучение движений, обучение начинается с принципа «рука в руке». Сначала захватить мяч всей кистью, и опускать его, затем катать мячик в ладонях, перебирать мячик пальчиками, сжимать, подбрасывать и ловить мячик.

Использование технологий здоровьесбережения проводится исключительно в комфортной психологической обстановке, стимулируя и мотивируя детей выполнять задачи самостоятельно.

Так же в нашем МБДОУ «Ровеньский детский сад № 1 комбинированного вида Белгородской области» реализуется система физкультурных занятий, способствующих осознанно контролировать свое тело, развитию мышечной силы, ловкости, чувство координации и равновесия.

Таким образом, в процессе коррекционно-развивающей работы с детьми с РАС здоровьесберегающие технологии способствуют коррекции эмоционально-волевой сферы ребенка с РАС. Принимая во внимание специфику нарушений у данной категории детей, здоровьесберегающие технологии становятся наиболее эффективным способ коррекции, стимуляции физического и моторного развития и мощным способом социализации.

Список литературы

  1. Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход [Текст] / Т.В. Ахутина. // Школа здоровья. – 2000. Т. 7. № 2. – С. 21-28.
  2. Баенковская Е.Р. Помощь в воспитании детей с особым эмоциональным развитием (ранний возраст). – М., 2007.
  3. Бардышевская М.К., Лебединский В.В. Диагностика эмоциональных нарушений у детей. – М., 2003.
  4. Башина В.М., Симашкова Н.В. Детский аутизм, лечение и реабилитация // Материалы IV Всероссийского национального конгресса: Человек и лекарство. М.,1995. – С. 15.
  5. Гринспен С., Уидер С. На ты с аутизмом (пер. с англ.). – М., 2013.
  6. Каган В.Е. Преодоление: неконтактный ребенок в семье. СПб.: Фолиант, 1996. 63 с.
  7. Лебединская К.С., Никольская О.С. Диагностика детского аутизма. – М., 1991.
  8. Морозов С.А. Комплексное сопровождение лиц с расстройствами аутистического спектра. – М., 2015.
  9. Морозов С.А., Морозова Т.И., Белявский Б.В. К вопросу об умственной отсталости при расстройствах аутистического спектра. // Аутизм и нарушения развития, 2016, 14, № 1, С. 9-18.
  10. Морозов С.А., Морозова Т.И. Воспитание и обучение детей с аутизмом. Дошкольный возраст. – М., 2017.
  11. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребёнок. Пути помощи. – М., 2017.
  12. Манелис Н.Г. Сенсорные особенности детей с расстройствами аутистического спектра. Стратегии помощи / Н.Г. Манелис, Ю.В. Никитина, Л.М. Феррои и др. / Под общ. ред. А.В. Хаустова, Н.Г. Манелис. М.: ФРЦ ФГБОУ ВО МГППУ, 2018. – 70 с.

Поделиться

126

Бойченко А. П., Забара Ю. А., Игнатовская С. Г. Здоровьесберегающие технологии в образовательной деятельности с детьми с расстройством аутистического спектра в дошкольном общеобразовательном учреждении // Актуальные исследования. 2025. №8 (243). Ч.II. С. 32-35. URL: https://apni.ru/article/11392-zdorovesberegayushie-tehnologii-v-obrazovatelnoj-deyatelnosti-s-detmi-s-rasstrojstvom-autisticheskogo-spektra-v-doshkolnom-obsheobrazovatelnom-uchrezhdenii

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#9 (244)

Прием материалов

1 марта - 7 марта

осталось 2 дня

Размещение PDF-версии журнала

12 марта

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

26 марта