Управление государственной политикой в области спорта, создание и реализация тематических программ является стратегической задачей российского государства, стремящегося обеспечить достойный уровень жизни гражданам РФ, иностранным гражданам и лицам без гражданства, пребывающим в установленном порядке на территории РФ.
Согласно законодательству Российской Федерации, в области физической культуры и спорта в действующей редакции, спортивные федерации занимают важное место в общей схеме взаимодействия участников спортивных отношений. Это прямо следует из ст. 16 Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», что налагает на соответствующие федерации обязанности развития и поддержания в рабочем состоянии различные виды спорта.
Акты, предлагаемые такими федерациями, хотя и не имеют преюдициального значения для правовой системы РФ, тем не менее они составляют единую государственную политику в области спорта и участвуют в его регулировании. Данный вид взаимоотношений достаточно давно развивается в форме «государственно-частного партнерства» и реализуется в соответствии с целями и задачами государственных программ и проводимой политики.
Таким образом, законодательство Российской Федерации в части общественно-государственного взаимодействия в области физической культуры и спорта в целом соответствует международной концепции автономии спорта.
Физическая культура является ключевым компонентом социальной жизни общества и залогом «экологичного» государства. Методологически принято выделять 4 уровня управления в области спорта, регулируемых, в том числе с государственным участием, среди которых [3, с. 4719-4730]:
- Публичное управление в сфере спорта (как правило, осуществляется в форме делегирования полномочий специализированным операторам и субъектам в целях реализации конкретных (адресных) мер управления);
- Автономное управление (заключается в том, что полномочия субъектов ответственности по вопросам спорта распределяются в зависимости от правового положения такого субъекта: международный олимпийский комитет (далее – МОК), международные и (или) национальные спортивные федерации и т. д.);
- Частное корпоративное управление (содержательно соотносится с коммерциализацией спортивных процессов и их сопровождением – подбор поставщиков для проведения спортивных мероприятий и полноценного функционирования спортивной инфраструктуры).
- Управление, реализуемое субъектами правоотношений безотносительно к категории.
Одновременно с вышеназванным, существование спортивной отрасли как таковой и деятельности в ней сопряжено с привлечением организационных, управленческих, кадровых и иных видов ресурсов, что было бы невозможно без участия государства в ней.
Следует сказать, что государственное управление в области спорта и физической культуры – это меры и мероприятия органов законодательной и исполнительной власти, направленные на совершенствование и повышение ментальных и физиологических способностей жителей страны, а также надзорная деятельность в проведении различных соревнований и движений. Государственное управление в рассматриваемой области ориентировано на построение частной модели, состоящей из распределённости и согласованности полномочий, функций и ответственности ее субъектов.
Категория спортивного менеджмента хотя и не является устоявшимся в научной литературе определением деятельности соответствующих органов и лиц, однако автор находит поддержку тому убеждению, что именно таким образом целесообразно охарактеризовать деятельность в рассматриваемом направлении.
Спортивный менеджмент как область государственного управления рассматривается через призму комплексного подхода к развитию физической культуры и спорта. В научных исследованиях выделяются несколько ключевых аспектов, которые подчеркивают важность и многогранность этой категории. Автором, на основе систематизации основных научных позиций в отношении спортивного менеджмента, выделены следующие дефиниции рассматриваемой категории в контексте государственного управления [2, 5]:
- Развитие программ и проектов в области физкультуры и спорта. Государственная «спортивная» политика имеет своей основной целью пропаганду спорта и здорового образа жизни. Ключевой функцией спортивного менеджмента является разработка и реализация городских программ и проектов, направленных на привлечение внимания населения к занятиям спортом и повышение уровня вовлеченности к ним. Эти программы должны быть не только универсальными, но и эффективными, что требует глубокого понимания потребностей различных групп населения.
- Нормотворческий фактор. Важной функцией спортивного менеджмента является разработка и совершенствование законов и нормативно-правовых актов, регулирующих отношения в области физической культуры и спорта. Это позволяет формализовать спортивную деятельность и сделать её обязательной частью жизни каждого человека, что способствует улучшению здоровья нации и профилактике заболеваний, в том числе не имеющих лечения.
- Факторы управления субъектами спортивного менеджмента. Объектом спортивного менеджмента является деятельность совокупности оздоровительных, физкультурных и спортивных организаций, уполномоченных со стороны государства. Эту совокупность составляют спортивные клубы, школы, команды, фитнес-центры, стадионы и спортивно-оздоровительные организации. Управление этими организациями требует координации и регулирования их деятельности, а также контроля за выполнением поставленных задач.
- Результативный и сервисный аспекты. Продуктом деятельности спортивных организаций являются спортивные и физкультурные услуги, организованные формы занятий спортом, специально разработанные программы тренировок и мероприятий, положительно влияющие не только на здоровья нации, но и имидж государства в целом. Спортивный менеджмент занимается организацией и качеством предоставления этих услуг, что напрямую влияет на удовлетворенность населения и развитие спортивной инфраструктуры.
- Функциональные разновидности менеджмента. В спортивном менеджменте выделяются различные функциональные разновидности, такие как стратегический, финансовый, персонал-менеджмент, проектный, инновационный и маркетинговый менеджмент. Каждая из них занимает важное место в управлении физкультурно-спортивными организациями и требует специализированных знаний и навыков.
- Социально-педагогический фактор. Спортивный менеджмент рассматривается как особая социально-педагогическая система, включающая в себя разработку и реализацию программ, направленных на воспитание здорового поколения. Это требует тесного взаимодействия с образовательными учреждениями и социальными институтами.
- Совершенствование управленческих процессов. Управление в сфере физической культуры и спорта предполагает наличие последовательно сменяющихся действий, которые носят циклический характер. На каждом новом этапе управленческие процессы совершенствуются, улучшаясь по качеству. Это включает планирование, организацию мероприятий, управление процессами, мотивацию и стимулирование сотрудников.
На сегодняшний день спортивный менеджмент не утвердился в качестве самостоятельной деятельности органов власти или подвида проводимых мероприятий в области спорта. Вместе с этим, на сегодняшний день существует несколько учебных заведений, проводящих профессиональную подготовку кадров по этому направлению в форме переподготовки, в результате освоения такой образовательной программы слушатели способны управлять, создавать и реализовывать государственную политику в области спорта в формах, предусмотренных законодательством РФ.
Спортивный менеджмент, являясь самостоятельным направлением развития и поддержания государственности и суверенитета, как область государственного управления, охватывает широкий спектр задач и функций, направленных на развитие и поддержку физической культуры и спорта в стране. Это требует комплексного подхода, включающего законодательные, организационные, образовательные и социальные аспекты, реализация которых невозможна без заинтересованности и вовлеченности органов власти. По результатам исследования автор предлагает понимать дефиницию «спортивного менеджмента» как деятельность уполномоченных субъектов управления по организации, проведению и контролю в области спорта.
Кроме этого, уровень спортивной политики в РФ в период с 2020 по 2024 гг. оценивается как стабильный и развивающийся. Были достигнуты определённые успехи в развитии детско-юношеского, школьного и студенческого спорта, обеспечении преемственности и взаимосвязи всех уровней образования и физической культуры, создании межотраслевой системы комплексного научно-технологического сопровождения и улучшении имиджа страны.