Коррупция является одной из ключевых угроз эффективного функционирования структуры государственного управления. Помимо совершения противоправный действий, снижения эффективности расходования бюджетных средств коррупционная деятельность значительно влияет на уровень доверия граждан к государственным органам и государственным служащим. Снижение уровня доверия приводит к повышению уровня неопределённости и дестабилизирует государственную структуру.
В этой связи разработка и реализация комплекса мер, направленного на противодействие коррупции, является одним из ключевых направлений внутренней политики Российской Федерации. Реализуемый в стране комплекс мер (усиление мониторинга, ужесточение наказаний) помогает ежегодно снижать уровень коррупционных преступлений. Исходя из результатов «Бизнес-барометра коррупции» за 2024 год, половина респондентов согласна с тем, что уровень коррупции снизился за последние пять лет [1], что доказывает эффективность государственной политики в данном направлении.
Однако текущий комплекс мер не позволяет превентивно бороться с коррупционными рисками и снижать уровень нарушений до минимального. Согласно оценкам Следственного комитета, ущерб от коррупции в 2024 году составил 14,2 млрд руб. [2]. Данная сумма меньше на 11% чем показатель 2023 года, однако все еще ущерб остается существенным.
В Российской Федерации продолжается активная работа по внедрению новых инструментов борьбы с коррупцией. Так, в 2022 году Президент подписал Указ [3] о создании системы «Посейдон», которая нацелена на перевод в цифровой формат информации государственных служащих о доходах и имуществе в цифровой формат. Данная система станет единым пространством для хранения такой информации и будет осуществлять ее комплексный анализ для выявления коррупционных рисков.
Коррупция является мировой проблемой, для решения которой должны применяться передовые технологии и лучшие практики [4, с. 17]. В других странах мира так же внедряются цифровые технологии для борьбы с коррупцией. Предлагается выделить 4 вида цифровых инструментов борьбы с коррупцией, основанных на технологическом аспекте.
Цифровые методы выявления коррупции
Развитие цифровых методов выявления коррупции, ее предотвращения и анализа последствий становится важным и актуальным политическим направлением в рамках процесса построения глобального цифрового государства [5, с. 387]. В 2016 году на Международном экономическом форуме были выделены следующие перспективы внедрения цифровых технологий, успешно применяемых для борьбы с коррупцией в странах Европейского союза: Большие данные (Big Data). Эта технология в основном применяется в области здравоохранения, торговли и налогообложения, где для получения информации используется прогнозный анализ и визуализация, позволяющие определять тенденции, закономерности и взаимосвязи в массивах данных. Примером служит Австралийское налоговое управление (Australian Taxation Office), в котором для поиска необходимой информации в целях раскрытия доказательств использования оффшорных зон применяется технология «Big Data» [6, с. 20]. Она также востребована при вычислении интернет-магазинов, которые не выполняют своих обязательств по уплате налоговых сборов.
Сбор данных / интеллектуальный анализ данных (Data Mining)
В государственных закупках интеллектуальный анализ данных служит инструментом аудита, направленного на отслеживание действий органов власти при подаче заявок, и в последующем для выявления фактов сговора и предоставления ложной информации. С помощью визуализации данных выявляются коррупционные намерения при осуществлении различных транзакций. Эксперты Исследовательского центра по вопросам коррупции (Corruption Research Center Budapest) с помощью такой технологии установили следующие зоны риска при осуществлении государственных закупок странами Европейского союза: короткие периоды торгов, отсутствие конкуренции, неоднократно выигранные торги одной организацией [7].
Мобильные приложения (Mobile Applications)
В развивающихся странах эта технология помогает гражданам из отдаленных районов получить доступ к необходимой информации. Есть все основания предполагать, что ее можно успешно использовать и для борьбы с коррупцией. К примеру, Всемирный банк создал свою версию приложения «I paid a bribe» [8]. Приложение «Integrity» призвано предоставить гражданам доступ к финансируемым Всемирным банком проектам и возможность немедленно сообщать о случаях мошенничества и коррупции [6, с. 21]. Через это приложение пользователи могут напрямую отправлять информацию, относящуюся к проектам, финансируемым банком.
Экспертные системы / аналитические инструменты (Forensic Tools)
В государственном и частном секторах для определения коррупционных рисков применяются такие аналитические инструменты, как Self-Monitoring, Analysis and Reporting Technology (SMART). Наряду с технологическими достижениями, эти инструменты становятся все более совершенными для обработки данных, так как они могут проводить анализ транзакций в режиме реального времени, осуществлять моделирование закупок и платежей, обнаруживать нарушения. Алгоритмы оценки риска могут предупредить и остановить потенциально неправильно сформированные в процессе осуществления закупок платежи. Для укрепления внутренних процессов и предотвращения мошеннических действий аудиторы могут периодически исследовать транзакции в моделях закупок и платежей, проверять наличие нарушений, быстро выявлять незаконные финансовые потоки.
Таким образом, можно отметить, что внедрение цифровых инструментов выявления коррупции является эффективным и перспективным направлением для российского государственного управления, что подтверждает международный опыт.
Вместе с тем, необходимо отметить, что вместе с перспективами применения цифровых технологий для выявления коррупции, наблюдаются риски и барьеры, среди которых:
- Кибербезопасность. Вместе с цифровым прогрессом растут и возможности хакеров. По данным StormWall, общее количество атак во втором квартале 2024 года в России выросло на 74% по сравнению с аналогичным периодом 2023 года [9]. Цифровая зависимость государственных структур приводит к тому, что при атаках государственные функции становятся недееспособными. Так как именного государственные сервисы являются востребованными, а также там хранятся вся ключевая информация граждан, такие сервисы являются первой целью хакеров. Согласно исследованию Positive Technologies, более четверти успешных атак (27%) приводили к различным видам ущерба интересам государства: чаще всего к нарушениям деятельности госслужб и разглашению конфиденциальной информации. Учитывая то, что для выявления коррупционных рисков необходимо обрабатывать конфиденциальную, личную информацию, вопрос повышения кибербезопасности стоит достаточно остро. Для минимизации данного риска необходимо реализовать комплекс мер, направленный на обеспечение киберустойчивости государственного сектора: от определения недопустимых событий до кибертрансформации.
- Нормативная база. В части совершенствования государственного и муниципального управления, внедрения информационных технологий для выявления коррупционных рисков ключевым препятствием для оперативной реализации подобных мер является нормативно-правовая база. Государственное управление основано на четких регламентах и процедурах, которые закреплены актами, имеющими юридическую силу. Если в коммерческом секторе развитие цифровых технологий возможно в короткие сроки, то в государственном секторе нулевым этапом является совершенствование целого комплекса нормативно-правовой базы: от законодательства о государственном управлении и применении цифровых технологий до ведомственных актов, регламентирующий деятельность каждого государственного органа и его структурных подразделений.
- Бюджетирование. Несмотря на то, что цифровые инструменты выявления коррупционных рисков имеют под собой позитивный долгосрочный эффект с превентивной составляющей, сегодня разработка подобных высокотехнологичных технологий является высокозатратным процессом.
- Компьютерная грамотность. Цифровые инструменты могут быть неэффективными, если человек, принимающий результаты аналитической деятельности имеет низкий уровень компьютерной грамотности, не владеет необходимыми навыками для работы с цифровыми инструментами. Согласно данным Аналитического центра НАФИ третий год подряд индекс цифровой зрелости не растет и сохраняется на уровне 71 процентного пункта [10]. Для минимизации данного риска необходимо продолжать работу по повышению компьютерной грамотности, а также реализовывать программы повышения квалификации для государственных служащих в части работы с цифровыми и высокотехнологичными инструментами, программами.
Таким образом, внедрение цифровых инструментов с целью выявления коррупции является перспективным направлением развития государственного управления. Такие технологии позволят расширить аналитическую базу и точность данных, позволят оптимизировать трудозатраты в части выявления коррупционных рисков и усилят работу в части снижения уровня коррупции в России. В то же время, необходимо отметить, что для реализации цифровых программ, направленных на выявление коррупционных рисков, требуется провести целый спектр работ: цифровая трансформация государственного управления, новое качество управления кадрами, целевое бюджетирование и современная регуляторная политика.