Главная
АИ #8 (243)
Статьи журнала АИ #8 (243)
В объективе уверенности: положительные аспекты фотосессий для самооценки и эмоци...

В объективе уверенности: положительные аспекты фотосессий для самооценки и эмоционального фона

Рубрика

Культурология, искусствоведение, дизайн

Ключевые слова

метод ДНС
фотосессии
эмоциональное состояние
самооценка
психоэмоциональное здоровье
позитивные эмоции
фотография как терапия

Аннотация статьи

Статья посвящена методике «ДНС» и ее влиянию на эмоциональное состояние клиентов во время фотосессий. На основе результата опроса 100 клиентов, исследуется, как открытость и расслабление во время съемки способствуют повышению самооценки и созданию положительного эмоционального фона. В результате подтверждается, что фотосессии могут выполнять роль не только художественного самовыражения, но и эффективного средства для улучшения психоэмоционального здоровья.

Текст статьи

Современное общество активно погружается в визуальную культуру, и роль фотографии в этом контексте становится все более значимой. Фотография служит мощным инструментом для создания и продвижения визуальных образов, что приводит к увеличению числа обращений к профессиональным фотографам. Все больше людей стремится зафиксировать важные моменты своей жизни именно на профессиональных фотосессиях, которые становятся важным социальным явлением, интегрированным в повседневность.

Одним из ключевых аспектов фотографии является то, что человек, рассматривая свои снимки, становится наблюдателем собственной жизни. Это позволяет ему работать над своей идентичностью и самовосприятием [2, с. 133-137]. Решая участвовать в фотосессии, человек сам выбирает позы, одежду и декорации, создавая тем самым «другое Я», которое он хочет продемонстрировать окружающим. В этом процессе также играет роль фотограф, использующий специальные программы для обработки изображений, что вносит дополнительный вклад в формирование образа, запечатленного на снимках.

Почти двести лет фотография используется в различных сферах человеческой деятельности, а в последнее время за счет широких возможностей и возрастающей доступности она нашла применение и в области практической психологии, прежде всего, как инструмент психотерапевтической работы [3].

Фототерапия предполагает взаимодействие психолога и клиента посредством художественных фотообразов, в разные моменты их создания – в процессе фотографирования и(или) в процессе восприятия запечатленного на фотоснимке образа. Могут использоваться и самостоятельные фотоработы клиента, и снимки, на которых запечатлен он сам, и различного рода автопортреты, а также фотоколлекции и фотографии из семейного альбома. Как и в большинстве видов арт-терапии, работа с фотографией сочетается с другими видами художественной деятельности: рисованием, танцем, театром, музыкой и др. [7].

Основоположница данного подхода Дж. Вайзер разделила способы использования фотографии в терапии на три составляющие: арт-терапию, фототерапию, терапевтическую фотографию [1, с. 64-109].

Сегодня можно говорить о зарождающемся интересе отечественных психологов и психотерапевтов к использованию фотографии в практической (консультативной) работе. Зарубежные формы фототерапии в нашей стране практикуют и распространяют А. И. Копытин и О. И. Перевезенцева [4, с. 117-124]. Причина столь осторожного использования методов фототерапии несмотря на то, что любительская фотография в настоящее время переживает бум, может быть связана с недостатком серьезных научных исследований в области данного терапевтического метода и его эффективности.

Немаловажно и то, что психолог сам должен интересоваться фотографией, а в некоторых случаях – владеть профессиональными навыками фотографирования. Ведь в специальной литературе описаны случаи, когда в роли фотографа выступает сам психолог (или психотерапевт) и фотографирует особые эмоциональные состояния клиента или результаты вхождения последнего в различные социальные роли [6, с. 387-389].

Фотосессия – это творческий процесс фотографирования людей фотографом. К профессиональной фотосессии готовятся заранее, продумывая образ, тематику, локацию съемки. Здесь можно перевоплотиться в желаемый образ или напротив сделать максимально естественные снимки. На снимках фиксируется образ тела в моменте, с эмоциями и мимикой. Из большого количества фото выбираются самые лучшие на обработку вместе с фотографируемым.

Если отталкиваться от теорий Н. А. Батурина и И. С. Кона [8, с. 434-436] о способах формирования самоотношения, как интеграции частных самооценок, то важно сравнить пять этапов этого формирования с этапами фотосессии:

  1. Формирование: усвоение оценок других людей. Чтобы получить информацию, знание о себе, человек обращается за помощью к своему социальному окружению. Он узнает о себе новое, по тому, как ведут с ним себя окружающие и как он ведет себя с окружающими. Фотосессия: после того как фотографии готовы, они чаще всего публикуются в социальные сети, или показываются своим близким, где люди их оценивают и комментируют, тем самым человек получает обратную связь о себе.
  2. Формирование: социальное сравнение. Сравнение себя и своих качеств с особенностями окружающих, которые необходимы для понимания самого себя. Фотосессия: у фотографируемого появляется возможность сравнить свои профессиональные снимки с другими людьми, в том числе эталонами и моделями, задающими тенденции на привлекательность, тем самым сделать вывод о себе.
  3. Формирование: выведение оценок себя на основе знания своего поведения. Человек узнает о себе и своих возможностях через собственные действия. Фотосессия: фотографируемый оценивает свой итоговый образ, через раннее совершенные действия – позирование, выбор ракурсов, мимики.
  4. Формирование: смысловая интеграция жизненных переживаний. На ее основе все три предыдущих механизма образуют взаимосвязи и взаимопереходы. Понятие смысловой интеграции подчеркивает системность и ценностно-смысловой характер, неразрывную связь между когнитивными (что, насколько и благодаря чему осознается) и мотивационными аспектами Я-концепции. Фотосессия: фотографируемый способен интегрировать положительный опыт внешних оценок, сравнения себя с другими, собственных действий в сознание.
  5. Формирование: сопоставление уровня своих притязаний с объективными результатами своей деятельности. Стремление к достижению цели той степени сложности, на которую человек считает себя способным. Человек сосредотачивает внимание на самом себе, сравнивает и оценивает свое «Я-реальное», со своими внутренними «шаблонами» и ценностями. Фотосессия: человек сравнивает полученный образ в ходе фотосессии со своим эталоном красоты. Это может быть, как сравнение оригинальных снимков (Я-реальное) с конечным итоговым (Я-идеальное), так и сравнение своей фотосессии с фотосессиями любимых моделей, актеров, кумиров.

Таким образом, можно сделать вывод, что фотосессия может создавать условия, в которых будет формироваться самоотношение к образу физического Я. Качество этого формирования будет зависеть от положительного или отрицательного опыта этих фотосессий. Кроме того, с помощью фотосессии можно создать новый эталон привлекательности, корректировать собственные представления о себе, влияя на идентичность личности. Примерами фототехник могут служить следующие: фотопортреты (А. И. Копытин), фотосессия с применением терапевтической беседы (И. Морозли), фотосессия с созданием образа Я-идеального, Я-реального [5].

Важно отметить, что для достижения положительного эффекта фотографу необходимо заранее подготовить клиента и обстановку, чтобы он покинул фотосессию с улучшенной самооценкой и эмоциональным фоном. Это требует применения особенных методик, способствующих психологическому комфорту клиента, что в дальнейшем влияет на его идентичность и представления о себе.

В этой связи нами был разработан метод «ДНС: дыши, не позируй, смейся», которой пользуемся на протяжении нескольких лет в работе над фотографией.

Данный метод представляет собой комплексный подход к фотосессиям, направленный на снижение уровня тревожности у клиентов и создание подлинных, выразительных изображений. Этот метод базируется на трех принципиально важных правилах, каждое из которых выполняет свою функциональную роль в процессе съёмки.

Первое правило – «дыши» – акцентирует значимость контроля за дыханием во время фотосессии. Исследования показывают, что психологическое состояние клиента в значительной степени зависит от ритма его дыхания. При попадании в область внимания камеры многие люди инстинктивно задерживают дыхание, что может стать причиной возникновения стойкого мышечного напряжения и статичных, неестественных поз. Методика глубокого дыхания, которую я обучаю своих клиентов, направлена на расслабление мышц и активизацию естественных эмоций, что, в свою очередь, способствует формированию более живых и выразительных кадров.

Второе правило – «не позируй» – деконструирует традиционные представления о фотосессии как о строго структурированном и формальном процессе. Вместо этого я акцентирую внимание клиентов на взаимодействии и естественном общении между собой, что создает условия для спонтанных и искренних моментов. Эмпирические исследования в области социальной психологии подтверждают, что непринужденное взаимодействие между объектами съёмки может привести к более выразительным и эмоциональным изображениям, что особенно актуально в жанрах семейной и парной фотографии.

Третье правило – «смейся» – исследует значимость проявления эмоциональной открытости, особенно через смех. Во время фотосессий искренние эмоции, такие как смех, не только положительно влияют на атмосферу съемки, но и помогают отвлечь внимание от внутренних страхов и волнений, связанных с самооценкой. Позитивные эмоции, запечатленные на фото, становятся не только центральным элементом изображения, но и создают прочные ассоциативные связи с положительными воспоминаниями, что подчеркивается в исследованиях о влиянии эмоций на восприятие изображений.

Существуют также важное правило подготовки к фотосессии, обеспечивающие максимальную эффективность и комфорт для клиента: перед началом фотосессии необходимо провести вводный разговор с клиентами, продолжительностью 5–10 минут, что способствует установлению доверительного контакта и снижению уровня тревоги. Полемика о важности предварительной настройки и подготовки клиентов в психологическом контексте подтверждает эффективность данного подхода, позволяя использовать снятие стресса для достижения более качественных и эмоционально насыщенных фотографий.

Принцип «ДНС» в настоящий момент набирает популярность среди профессиональных фотографов, что свидетельствует о его универсальности и применимости в различных контекстах. Этот подход не только помогает клиентам преодолевать страхи, связанные с камерой, и создавать более естественные образы, но также вдохновляет фотографов на внедрение инновационных методов взаимодействия с моделями. В результате «ДНС» предлагает новое понимание фотосессий, значительно обогащая традиционные практики и способствуя созданию искренних и трогательных моментов, которые остаются в памяти на долгие годы.

Для выявления эффективности работы данного метода нами было проведено анкетирование среди ста наших клиентов в период с 2023 по 2024 гг. сразу после проведения фотосессий. Результаты анкетирования представлены на рисунках 1, 2 и 3.

image.png

Рис. 1. Результаты анкетирования по первому вопросу

Все респонденты, принявшие участие в опросе, указали на наличие эмоционального подъема после фотосессии. Такой результат может свидетельствовать о высокой эффективности метода ДНС, который включает в себя ключевые элементы, такие как контроль дыхания, непринужденность и эмоциональное выражение через смех. Эти аспекты явно способствовали созданию положительной атмосферы во время съемки и позволили участникам ощутить себя комфортно и уверенно перед объективом камеры.

image.png

Рис. 2. Результаты анкетирования по второму вопросу

Среди участников, прошедших фотосессию, 87% отметили, что они стали чувствовать себя красивее, что свидетельствует о значительном положительном влиянии опыта фотосессии на их самооценку и восприятие собственной внешности. Только 13% респондентов не почувствовали изменений в своем самовосприятии, что может быть связано с индивидуальными особенностями, негативными убеждениями о себе или же с нормальной самооценкой, но желанием фиксации внешности в моменте «здесь и сейчас».

image.png

Рис. 3. Результаты анкетирования по третьему вопросу

Согласно полученным данным, 79% респондентов считают, что фотосессия может рассматриваться как терапевтический процесс, способствующий повышению их ценности. Это указывает на признание участниками того, что фиксирование положительных моментов и эмоций на фотографиях может влиять на их восприятие себя и развивать уверенность в своей привлекательности и достоинствах.

С другой стороны, 21% участников не согласились с этой точкой зрения. Возможные причины варьируются: от мнения о том, что фотосессия является всего лишь визуальным опытом без психологической составляющей, до наличия индивидуальных барьеров в восприятии собственной ценности, которые не могут быть преодолены только через фотографии.

Таким образом, метод ДНС, основанный на создании эмоционально поддерживающей среды и применении техник, способствующих расслаблению и самовыражению, оказался эффективным инструментом не только для работы с визуальными изображениями, но и как способ повышения самооценки и улучшения эмоционального фона. Значительный процент респондентов, отметивших положительные изменения в своем отношении к себе, подтверждает, что фотосессия может служить средством, способным помочь людям лучше осознать свои достоинства и повысить уровень удовлетворенности своей жизнью.

Подводя итог, мы можем сделать вывод о том, что фотосессии, проведенные с использованием метода ДНС, не только позволяют создавать красивые и эмоциональные изображения, но и играют важную роль в личностном росте и развитии. Такой подход открывает новые возможности для использования фотографии не только как художественного выражения, но и как мощного инструмента для улучшения психоэмоционального состояния и формирования положительного самовосприятия. Эти результаты могут стать основой для дальнейших исследований и практики в области фототерапии и психологии.

Список литературы

  1. Вайзер Дж. Техники фототерапии: использование интеракций с фотографиями для улучшения жизни людей // Визуальная антропология: настройка оптики / под ред. Е. Ярской-Смирновой, П. Романова. – М.: Вариант, ЦСПГИ, 2009. – С. 64-109.
  2. Васильева В.А. К вопросу о роли фотосессии в формировании самоотношения к образу я-физического / В.А. Васильева, О.П. Цариценцева // Психология и педагогика XXI века: актуальные вопросы, достижения и инновации: Сборник статей III Всероссийской студенческой научно-практической конференции с международным участием, Орехово-Зуево, 19 мая 2022 года. – Орехово-Зуево: Государственный гуманитарно-технологический университет, 2022. – С. 133-137.
  3. Зинина С.М., Рябченко Д.Г. Новые возможности фотографии как средства профессиональной деятельности школьного психолога // Нижегородское образование. 2020. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/novye-vozmozhnosti-fotografii-kak-sredstva-professionalnoy-deyatelnosti-shkolnogo-psihologa (дата обращения: 17.02.2025).
  4. Кевац М.А. Фототерапия как инструментарий психотерапии / М.А. Кевац // Консультативная психология и психотерапия. – 2015. – Т. 23. – № 3. – С. 117-124.
  5. Копытин А.И. Руководство по фототерапии / А.И. Копытин, Д. Платтс. – М.: Когито-Центр, 2009. – 183 с.
  6. Кузекина Р.Б. Возможности фототерапии в коррекции проблем современного юношества / Р.Б. Кузекина // Психология XXI века: материалы международной научно-практической конференции молодых ученых (Санкт-Петербург, 22–24 апреля 2010 г.). – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2010. – С. 387-389.
  7. Морозли И. Фототерапия как инструмент коррекции самооценки // Исцеляющие искусство. – 2010. Т. 13. – № 2.
  8. Наговицына Е.А. Проблема неприятия собственного тела как распространенное явление среди современной молодежи / Е.А. Наговицына, Л.А. Петунц, А.Е. Рохлов // Молодой ученый. – 2019. – № 50 (288). – С. 434-436.

Поделиться

107

Соболева Е. В. В объективе уверенности: положительные аспекты фотосессий для самооценки и эмоционального фона // Актуальные исследования. 2025. №8 (243). Ч.I. С. 36-41. URL: https://apni.ru/article/11403-v-obuektive-uverennosti-polozhitelnye-aspekty-fotosessij-dlya-samoocenki-i-emocionalnogo-fona

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#10 (245)

Прием материалов

8 марта - 14 марта

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

19 марта

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

2 апреля