Главная
АИ #8 (243)
Статьи журнала АИ #8 (243)
Особенности квалификации преступления, предусмотренной ст. 212 УК РФ

Особенности квалификации преступления, предусмотренной ст. 212 УК РФ

28 февраля 2025

Рубрика

Юриспруденция

Ключевые слова

массовые беспорядки
правоприменительная практика
общественная безопасность
преступление

Аннотация статьи

В статье проводится анализ массовых преступлений, нарушающих общественный порядок и безопасность в Российской Федерации. Обсуждается высокая степень опасности массовых беспорядков для общества, их непредсказуемый характер и последствия, такие как разрушения, жертвы среди гражданского населения и нарушение функционирования государственных институтов.

Текст статьи

Массовые посягательства на общественный порядок и государственную безопасность представляют собой серьезную угрозу для стабильности страны и благополучия ее населения. Существенное обострение социально-политических противоречий лишь усугубляет данную проблему, способствуя увеличению количества протестных мероприятий и массовых манифестаций. Подобные явления указывают на глубинное недовольство населения экономическими условиями, уровнем жизни и иными социальными факторами, включая реализацию прав и свобод граждан, наличие коррупционных проявлений и недостаточное качество государственных услуг.

Массовые беспорядки, ответственность за которые установлена статьей 212 Уголовного кодекса Российской Федерации (УК РФ) [1], представляют собой одно из наиболее тяжких посягательств на общественный порядок и безопасность, обусловленное участием в них значительного числа лиц. Подобные деяния обладают повышенным уровнем общественной опасности ввиду их непредсказуемого развития и одновременного затрагивания нескольких ключевых сфер правопорядка. Масштабное распространение насильственных действий способно дестабилизировать нормальное функционирование государственных институтов, вызвать существенные угрозы для жизни и здоровья граждан, а также повлечь крупный материальный ущерб.

Участие множества людей в массовых беспорядках усугубляет возможность эскалации конфликта, провоцируя возникновение хаотических ситуаций, сопряженных с порчей или уничтожением имущества, оказанием вооруженного сопротивления представителям власти, а также угрозой для конституционных основ государства. Такой характер действий не только подрывает систему общественных отношений, но и формирует обстановку, при которой органы государственной власти утрачивают способность оперативно реагировать на происходящее, обеспечивать защиту граждан и общественную безопасность.

Помимо прямого посягательства на правопорядок, массовые беспорядки могут повлечь значительные разрушения и материальные потери, а также поставить под угрозу жизнь и здоровье большого числа лиц. Системное нарушение функционирования государственных органов, возникающее в ходе подобных событий, неизбежно отражается на уровне социального благополучия, порождает недоверие к институтам власти и вызывает дальнейшую эскалацию конфликтных процессов. Таким образом, массовые беспорядки представляют реальную угрозу как для стабильности государства, так и для безопасности общества в целом.

Основными причинами возникновения массовых беспорядков являются экономические трудности, политическая нестабильность, социальная несправедливость и отсутствие доверия населения к государственным органам и правоохранительной системе. В условиях усиления социально-политических напряжений возрастает риск эскалации протестных акций до уровня массовых беспорядков, что может привести к серьезным последствиям для общества и государства.

Для эффективного привлечения виновных к уголовной ответственности правоохранительным органам необходимо тщательно устанавливать все элементы состава преступления. Это включает доказательство подготовки и организации массовых беспорядков, их непосредственного совершения, а также выявление последствий этих действий. Важно также обеспечить соблюдение законности и прав граждан в процессе расследования и судебного разбирательства, чтобы предотвратить возможные злоупотребления и обеспечить справедливость судебных решений.

Кроме того, для снижения уровня массовых преступлений и беспорядков необходимо принимать комплексные меры, направленные на устранение их причин. Это включает социально-экономические реформы, повышение уровня жизни населения, борьбу с коррупцией, улучшение качества государственных услуг и укрепление доверия между гражданами и государственными институтами. Важным аспектом является также развитие механизмов мирного разрешения конфликтов и эффективной коммуникации между властью и обществом, что позволит предотвратить перерастание напряженности в насильственные действия.

Таким образом, массовые преступления, нарушающие общественный порядок и безопасность, требуют комплексного подхода как в сфере правоприменительной практики, так и в области социальной политики. Только скоординированные усилия государства, правоохранительных органов и общества могут обеспечить стабильность и безопасность, а также создать условия для мирного и устойчивого развития страны.

Родовым объектом для указанного состава преступления служат общественные отношения, направленные на поддержание и укрепление общественной безопасности. В статье 3 Федерального закона от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности» [2] изложен перечень основных направлений деятельности по обеспечению безопасности, однако сама категория «безопасность» в нем не определяется. В то же время, в Законе РФ от 5 марта 1992 г. № 2446-1 «О безопасности» данное понятие было сформулировано как состояние защищенности ключевых интересов личности, общества и государства от любых потенциальных угроз, как внутренних, так и внешних. К числу важнейших объектов безопасности, согласно старой редакции закона, относились права и свободы граждан, материальные и духовные ценности общества, а также фундаментальные основы государственности – конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность страны.

Видовым объектом указанного преступления являются общественные отношения, обеспечивающие надлежащее поддержание общественного порядка и бесперебойное функционирование государственных органов и организаций. При этом непосредственный объект охватывает систему отношений, гарантирующих безопасность граждан и различных институтов от конкретных преступных посягательств – таких, как применение насилия, погромы, поджоги, порча либо уничтожение имущества и незаконное использование оружия.

Статья 212 Уголовного кодекса Российской Федерации предусматривает еще и дополнительные, поскольку регламентирует десять разных составов, включающих в себя, в том числе, деяния против жизни, здоровья и собственности. Большинство норм, определяющих ответственность за массовые беспорядки, основаны на формальном описании состава преступления, исключение составляют положения, относящиеся к уничтожению имущества [3, с. 136].

Продолжая тему, следует отметить, что отсутствие четкого определения безопасности в современном законодательстве может приводить к правовой неопределенности и затруднять эффективное реагирование на угрозы. Для повышения эффективности охраны общественной безопасности необходимо разработать более детализированные нормативные акты, которые будут учитывать современные вызовы, такие как киберугрозы и терроризм. Кроме того, усиление научных исследований в области безопасности позволит создавать инновационные методы предотвращения и ликвидации правонарушений. Важно также обеспечить межведомственное взаимодействие и координацию усилий различных государственных структур для комплексного подхода к охране общественной безопасности. Таким образом, совершенствование законодательной базы и научного обеспечения является ключевым фактором в обеспечении стабильности и защищенности общества.

Объективная сторона состава преступления, предусмотренного частью 1 статьи 212 Уголовного кодекса Российской Федерации, выражается в организации массовых беспорядков, повлекших предусмотренные законом последствия, либо в непосредственном совершении конкретных противоправных действий в рамках указанных беспорядков. Вместе с тем законодатель не дает детализированного определения самого термина «массовые беспорядки», что влечет за собой существование различных теоретических концепций в уголовно-правовой науке.

С позиции доктрины уголовного права массовые беспорядки рассматриваются как посягательства на общественную безопасность, которые, как правило, возникают в условиях острого социального или политического противоречия. При этом отсутствие четко прописанных количественных и качественных критериев данного феномена приводит к тому, что понятие «массовые беспорядки» остается оценочным, затрудняя правоприменение и интерпретацию соответствующих норм Уголовного кодекса.

Ключевым признаком рассматриваемого явления выступает его «массовость», означающая участие значительного числа граждан, нередко склонных к насильственным действиям. Данные деяния квалифицируются как умышленные действия, совершаемые группой лиц (толпой), направленные на подрыв основ общественного порядка и подрывающие нормальное функционирование государственных органов. На практике такие беспорядки часто сопровождаются погромами, актами вандализма, умышленным уничтожением либо повреждением имущества, поджогами, а нередко и вооруженным сопротивлением представителям правопорядка.

Объективная сторона массовых беспорядков включает не только непосредственные действия участников, но и их организаторскую деятельность. Организация массовых беспорядков может включать планирование акций, мобилизацию участников, обеспечение необходимыми средствами для совершения противоправных действий и координацию действий группы. Такие действия могут приводить к значительным разрушениям общественного имущества, инфраструктуры, а также к нанесению телесных повреждений гражданам и нарушению функционирования государственных институтов.

Последствия массовых беспорядков, предусмотренные законом, разнообразны и включают как материальный ущерб, так и угрозу жизни и здоровью людей. Разрушение общественных объектов, нарушение работы транспортных систем, отключение коммунальных услуг и нарушение деятельности государственных учреждений являются лишь некоторыми из возможных последствий. Кроме того, массовые беспорядки могут подрывать доверие населения к государственным органам и правопорядку, что в долгосрочной перспективе негативно сказывается на стабильности общества.

Для квалификации деяния как массовых беспорядков необходимо установить все элементы состава преступления. Это включает доказательство факта организации и участия в массовых беспорядках, а также наличия противоправных последствий, предусмотренных частью 1 статьи 212 УК РФ.

Существует мнение, что число участников должно быть достаточным для перекрытия транспорта, нарушения пешеходного движения, сорванных массовых мероприятий и работы учреждений, контролируя значительную территорию. Согласно К. А. Вдовиченко, массовость проявляется, когда общественный порядок нарушается совместными действиями значительного количества людей, формируя толпу или массу. Однако эти определения остаются общими и не содержат специфических критериев.

В диспозиции части 1 ст. 212 УК РФ насилие является одним из признаков массовых беспорядков, но законодатель не конкретизировал этот термин, что позволяет его различную интерпретацию.

Таким образом, массовые беспорядки представляют собой сложное социальное и правовое явление, требующее многоаспектного подхода к его пониманию и регулированию. Несмотря на наличие нормативной базы, включая ст. 212 УК РФ, определение и квалификация массовых беспорядков остаются условно-оценочными, что порождает трудности в правоприменительной практике. Учитывая социально-политические предпосылки их возникновения и сложность характеристик толпы, необходимо дальнейшее уточнение и совершенствование правовых норм для повышения их эффективности и единообразия в применении.

Список литературы

  1. Уголовный кодекс Российской Федерации: федер. закон [от 13 июня 1996 г. № 64-ФЗ (с посл. изм. и доп.)] // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 1996. – №25. – Ст. 2954.
  2. О безопасности: федер. закон [от 28.12.2010 № 390-ФЗ (с посл. изм. и доп.)] // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2011. – №1. – Ст. 2.
  3. Кургузкина Е.Б. Проблемы уголовно-правовой регламентации ответственности за совершение массовых беспорядков / Е.Б. Кургузкина, Н.А. Власова // Пенитенциарная наука. – 2024. – Т. 18, № 2(66). – С. 135-144.

Поделиться

998

Cиляев О. Е. Особенности квалификации преступления, предусмотренной ст. 212 УК РФ // Актуальные исследования. 2025. №8 (243). Ч.II. С. 25-28. URL: https://apni.ru/article/11408-osobennosti-kvalifikacii-prestupleniya-predusmotrennoj-st-212-uk-rf

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Юриспруденция»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#27 (262)

Прием материалов

5 июля - 11 июля

осталось 3 дня

Размещение PDF-версии журнала

16 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

30 июля