Главная
АИ #8 (243)
Статьи журнала АИ #8 (243)
Особенности квалификации преступления, предусмотренной ст. 212 УК РФ

Особенности квалификации преступления, предусмотренной ст. 212 УК РФ

Рубрика

Юриспруденция

Ключевые слова

массовые беспорядки
правоприменительная практика
общественная безопасность
преступление

Аннотация статьи

В статье проводится анализ массовых преступлений, нарушающих общественный порядок и безопасность в Российской Федерации. Обсуждается высокая степень опасности массовых беспорядков для общества, их непредсказуемый характер и последствия, такие как разрушения, жертвы среди гражданского населения и нарушение функционирования государственных институтов.

Текст статьи

Массовые посягательства на общественный порядок и государственную безопасность представляют собой серьезную угрозу для стабильности страны и благополучия ее населения. Существенное обострение социально-политических противоречий лишь усугубляет данную проблему, способствуя увеличению количества протестных мероприятий и массовых манифестаций. Подобные явления указывают на глубинное недовольство населения экономическими условиями, уровнем жизни и иными социальными факторами, включая реализацию прав и свобод граждан, наличие коррупционных проявлений и недостаточное качество государственных услуг.

Массовые беспорядки, ответственность за которые установлена статьей 212 Уголовного кодекса Российской Федерации (УК РФ) [1], представляют собой одно из наиболее тяжких посягательств на общественный порядок и безопасность, обусловленное участием в них значительного числа лиц. Подобные деяния обладают повышенным уровнем общественной опасности ввиду их непредсказуемого развития и одновременного затрагивания нескольких ключевых сфер правопорядка. Масштабное распространение насильственных действий способно дестабилизировать нормальное функционирование государственных институтов, вызвать существенные угрозы для жизни и здоровья граждан, а также повлечь крупный материальный ущерб.

Участие множества людей в массовых беспорядках усугубляет возможность эскалации конфликта, провоцируя возникновение хаотических ситуаций, сопряженных с порчей или уничтожением имущества, оказанием вооруженного сопротивления представителям власти, а также угрозой для конституционных основ государства. Такой характер действий не только подрывает систему общественных отношений, но и формирует обстановку, при которой органы государственной власти утрачивают способность оперативно реагировать на происходящее, обеспечивать защиту граждан и общественную безопасность.

Помимо прямого посягательства на правопорядок, массовые беспорядки могут повлечь значительные разрушения и материальные потери, а также поставить под угрозу жизнь и здоровье большого числа лиц. Системное нарушение функционирования государственных органов, возникающее в ходе подобных событий, неизбежно отражается на уровне социального благополучия, порождает недоверие к институтам власти и вызывает дальнейшую эскалацию конфликтных процессов. Таким образом, массовые беспорядки представляют реальную угрозу как для стабильности государства, так и для безопасности общества в целом.

Основными причинами возникновения массовых беспорядков являются экономические трудности, политическая нестабильность, социальная несправедливость и отсутствие доверия населения к государственным органам и правоохранительной системе. В условиях усиления социально-политических напряжений возрастает риск эскалации протестных акций до уровня массовых беспорядков, что может привести к серьезным последствиям для общества и государства.

Для эффективного привлечения виновных к уголовной ответственности правоохранительным органам необходимо тщательно устанавливать все элементы состава преступления. Это включает доказательство подготовки и организации массовых беспорядков, их непосредственного совершения, а также выявление последствий этих действий. Важно также обеспечить соблюдение законности и прав граждан в процессе расследования и судебного разбирательства, чтобы предотвратить возможные злоупотребления и обеспечить справедливость судебных решений.

Кроме того, для снижения уровня массовых преступлений и беспорядков необходимо принимать комплексные меры, направленные на устранение их причин. Это включает социально-экономические реформы, повышение уровня жизни населения, борьбу с коррупцией, улучшение качества государственных услуг и укрепление доверия между гражданами и государственными институтами. Важным аспектом является также развитие механизмов мирного разрешения конфликтов и эффективной коммуникации между властью и обществом, что позволит предотвратить перерастание напряженности в насильственные действия.

Таким образом, массовые преступления, нарушающие общественный порядок и безопасность, требуют комплексного подхода как в сфере правоприменительной практики, так и в области социальной политики. Только скоординированные усилия государства, правоохранительных органов и общества могут обеспечить стабильность и безопасность, а также создать условия для мирного и устойчивого развития страны.

Родовым объектом для указанного состава преступления служат общественные отношения, направленные на поддержание и укрепление общественной безопасности. В статье 3 Федерального закона от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности» [2] изложен перечень основных направлений деятельности по обеспечению безопасности, однако сама категория «безопасность» в нем не определяется. В то же время, в Законе РФ от 5 марта 1992 г. № 2446-1 «О безопасности» данное понятие было сформулировано как состояние защищенности ключевых интересов личности, общества и государства от любых потенциальных угроз, как внутренних, так и внешних. К числу важнейших объектов безопасности, согласно старой редакции закона, относились права и свободы граждан, материальные и духовные ценности общества, а также фундаментальные основы государственности – конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность страны.

Видовым объектом указанного преступления являются общественные отношения, обеспечивающие надлежащее поддержание общественного порядка и бесперебойное функционирование государственных органов и организаций. При этом непосредственный объект охватывает систему отношений, гарантирующих безопасность граждан и различных институтов от конкретных преступных посягательств – таких, как применение насилия, погромы, поджоги, порча либо уничтожение имущества и незаконное использование оружия.

Статья 212 Уголовного кодекса Российской Федерации предусматривает еще и дополнительные, поскольку регламентирует десять разных составов, включающих в себя, в том числе, деяния против жизни, здоровья и собственности. Большинство норм, определяющих ответственность за массовые беспорядки, основаны на формальном описании состава преступления, исключение составляют положения, относящиеся к уничтожению имущества [3, с. 136].

Продолжая тему, следует отметить, что отсутствие четкого определения безопасности в современном законодательстве может приводить к правовой неопределенности и затруднять эффективное реагирование на угрозы. Для повышения эффективности охраны общественной безопасности необходимо разработать более детализированные нормативные акты, которые будут учитывать современные вызовы, такие как киберугрозы и терроризм. Кроме того, усиление научных исследований в области безопасности позволит создавать инновационные методы предотвращения и ликвидации правонарушений. Важно также обеспечить межведомственное взаимодействие и координацию усилий различных государственных структур для комплексного подхода к охране общественной безопасности. Таким образом, совершенствование законодательной базы и научного обеспечения является ключевым фактором в обеспечении стабильности и защищенности общества.

Объективная сторона состава преступления, предусмотренного частью 1 статьи 212 Уголовного кодекса Российской Федерации, выражается в организации массовых беспорядков, повлекших предусмотренные законом последствия, либо в непосредственном совершении конкретных противоправных действий в рамках указанных беспорядков. Вместе с тем законодатель не дает детализированного определения самого термина «массовые беспорядки», что влечет за собой существование различных теоретических концепций в уголовно-правовой науке.

С позиции доктрины уголовного права массовые беспорядки рассматриваются как посягательства на общественную безопасность, которые, как правило, возникают в условиях острого социального или политического противоречия. При этом отсутствие четко прописанных количественных и качественных критериев данного феномена приводит к тому, что понятие «массовые беспорядки» остается оценочным, затрудняя правоприменение и интерпретацию соответствующих норм Уголовного кодекса.

Ключевым признаком рассматриваемого явления выступает его «массовость», означающая участие значительного числа граждан, нередко склонных к насильственным действиям. Данные деяния квалифицируются как умышленные действия, совершаемые группой лиц (толпой), направленные на подрыв основ общественного порядка и подрывающие нормальное функционирование государственных органов. На практике такие беспорядки часто сопровождаются погромами, актами вандализма, умышленным уничтожением либо повреждением имущества, поджогами, а нередко и вооруженным сопротивлением представителям правопорядка.

Объективная сторона массовых беспорядков включает не только непосредственные действия участников, но и их организаторскую деятельность. Организация массовых беспорядков может включать планирование акций, мобилизацию участников, обеспечение необходимыми средствами для совершения противоправных действий и координацию действий группы. Такие действия могут приводить к значительным разрушениям общественного имущества, инфраструктуры, а также к нанесению телесных повреждений гражданам и нарушению функционирования государственных институтов.

Последствия массовых беспорядков, предусмотренные законом, разнообразны и включают как материальный ущерб, так и угрозу жизни и здоровью людей. Разрушение общественных объектов, нарушение работы транспортных систем, отключение коммунальных услуг и нарушение деятельности государственных учреждений являются лишь некоторыми из возможных последствий. Кроме того, массовые беспорядки могут подрывать доверие населения к государственным органам и правопорядку, что в долгосрочной перспективе негативно сказывается на стабильности общества.

Для квалификации деяния как массовых беспорядков необходимо установить все элементы состава преступления. Это включает доказательство факта организации и участия в массовых беспорядках, а также наличия противоправных последствий, предусмотренных частью 1 статьи 212 УК РФ.

Существует мнение, что число участников должно быть достаточным для перекрытия транспорта, нарушения пешеходного движения, сорванных массовых мероприятий и работы учреждений, контролируя значительную территорию. Согласно К. А. Вдовиченко, массовость проявляется, когда общественный порядок нарушается совместными действиями значительного количества людей, формируя толпу или массу. Однако эти определения остаются общими и не содержат специфических критериев.

В диспозиции части 1 ст. 212 УК РФ насилие является одним из признаков массовых беспорядков, но законодатель не конкретизировал этот термин, что позволяет его различную интерпретацию.

Таким образом, массовые беспорядки представляют собой сложное социальное и правовое явление, требующее многоаспектного подхода к его пониманию и регулированию. Несмотря на наличие нормативной базы, включая ст. 212 УК РФ, определение и квалификация массовых беспорядков остаются условно-оценочными, что порождает трудности в правоприменительной практике. Учитывая социально-политические предпосылки их возникновения и сложность характеристик толпы, необходимо дальнейшее уточнение и совершенствование правовых норм для повышения их эффективности и единообразия в применении.

Список литературы

  1. Уголовный кодекс Российской Федерации: федер. закон [от 13 июня 1996 г. № 64-ФЗ (с посл. изм. и доп.)] // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 1996. – №25. – Ст. 2954.
  2. О безопасности: федер. закон [от 28.12.2010 № 390-ФЗ (с посл. изм. и доп.)] // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2011. – №1. – Ст. 2.
  3. Кургузкина Е.Б. Проблемы уголовно-правовой регламентации ответственности за совершение массовых беспорядков / Е.Б. Кургузкина, Н.А. Власова // Пенитенциарная наука. – 2024. – Т. 18, № 2(66). – С. 135-144.

Поделиться

89

Cиляев О. Е. Особенности квалификации преступления, предусмотренной ст. 212 УК РФ // Актуальные исследования. 2025. №8 (243). Ч.II. С. 25-28. URL: https://apni.ru/article/11408-osobennosti-kvalifikacii-prestupleniya-predusmotrennoj-st-212-uk-rf

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Юриспруденция»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#9 (244)

Прием материалов

1 марта - 7 марта

осталось 4 дня

Размещение PDF-версии журнала

12 марта

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

26 марта