Главная
АИ #9 (244)
Статьи журнала АИ #9 (244)
Опытно-экспериментальное исследование уровня сформированности зрительного воспри...

Опытно-экспериментальное исследование уровня сформированности зрительного восприятия у дошкольников с ОНР

Рубрика

Психология

Ключевые слова

зрительное восприятие
общее недоразвитие речи (ОНР)
диагностика зрительного восприятия
зрительно-моторная координация
фигуро-фоновое восприятие
пространственные отношения

Аннотация статьи

Исследование посвящено изучению особенностей развития зрительного восприятия у детей с ОНР в старшем дошкольном возрасте. Типичными трудностями зрительного восприятия дошкольников ОНР оказываются: зрительно-моторная координация, нарушение соотношения составляющих элементов, их деформирование; изменение положения фигуры в пространстве. Статья может быть интересна педагогам и психологам, работающим с дошкольниками и младшими школьниками с проблемами речевого развития. Полученные данные могут быть использованы педагогами дошкольных образовательных учреждений в образовательном процессе детей с разными формами нарушений речевого развития.

Текст статьи

Выборка исследования: общее количество испытуемых: 26 человек. Из них – 13 девочек и 13 мальчиков. Возраст: от 6 до 7 лет. В состав группы детей с ОНР III уровня входит 22 дошкольника (9 девочек и 13 мальчиков). В состав контрольной группы входит четверо детей (девочек) без речевой патологии. Диагностика проводилась в мини-группах и индивидуально.

Процесс зрительного восприятия включает большое количество структурных компонентов, таких как зрительно-моторная координация, помехоустойчивость, константность, зрительно-пространственное восприятие, зрительный анализ-синтез. Их несформированность может являться причиной школьных трудностей. Поэтому для диагностики сформированности составляющих зрительного восприятия были использованы следующие методы [2, с. 81-99]:

  • методика диагностики зрительного восприятия. Автор – М. Фростиг. Цель: диагностика зрительного восприятия;
  • методика «Геометрические фигуры». Автор – Дэвид Векслер. Цель: исследование умения правильно копировать геометрические формы и их пространственное положение;
  • методика «Фигура Рея». Разработан А. Реем. Цель: диагностика перцептивного развития.

1. Методика диагностики зрительного восприятия (М. Фростиг)

Общая длительность выполнения заданий составило 35 минут. Для удобства работы дети были поделены на мини-группы по 5-6 человек.

Большое число разнообразных заданий и относительно быстрый темп работы поддерживали у ребят мотивацию экспертизы, заинтересованность. Но в ходе обработки полученных результатов обнаружилось, что испытуемые первой группы (дети с ОНР) испытывают затруднения по всем составляющим теста Зрительного восприятия.

Таблица 1 демонстрируют уровень развития компонентов зрительного восприятия у детей с общим недоразвитием речи. Здесь введены следующие условные обозначения: ЗМК – зрительно-моторная координация, ФФ – фигуро-фоновое восприятие, К – константность восприятия, ПП – восприятие положения в пространстве, ПО – восприятие пространственных отношений.

Таблица 1

Распределение испытуемых группы детей с ОНР по уровням выполнения субтестов задания «Диагностика зрительного восприятия»

 ЗМКФФКПППО
Низкий68%9%64%45%32%
Средний32%77%32%14%41%
Высокий 14%4%41%27%

Выяснилось, что у большинства детей (68%) слабее всего развита зрительно-моторная координация. Провести линию карандашом, не касаясь при этом ограничительных линий, которые все время сужаются, для детей с ОНР было трудно. Также сложно было связать прямой линией объекты. Исполненная линия угловата и прерывиста. 64% (это больше половины детей!) испытывают трудности и при выполнении заданий на константность восприятия. Таким образом, в этом задании проявились такие трудности в развитии зрительного восприятия детей с ОНР, как зрительно-моторная координация и константность восприятия.

Сразу отметим, что выявленные трудности могут создавать затруднения для детей с ОНР в школьном обучении. Это трудности при списывании текста (перевод печатных букв в письменные), а также нераспознавание схожих по написанию букв при чтении и письме; небрежный почерк, выходящий за границы рабочей строки, за поля; невысокая скорость письма; не узнавание фигуры предложенной формы в изменившихся условиях (величина, расположение в пространстве).

Лучше всего у испытуемых из этой группы развито восприятие фигуро-фоновых отношений (по общему коэффициенту положительного выполнения заданий – 91% детей выполнили задания на среднем и высоком уровнях). Обнаружилось только двое детей с проблемой выделения фигуры из фона.

На втором месте после него (по общему коэффициенту положительного выполнения заданий) находится восприятие пространственных отношений (15 из 22 детей, это 68%, выполнили субтесты на среднем и высоком уровнях).

Показатели сформированности восприятия положения в пространстве следующие: низкий уровень развития – у 45% детей, средний уровень – у 14%, высокий – у 41% испытуемых. Т. е. мы видим, что процент детей, испытывающих трудности, выше процента детей без проблем восприятия положения в пространстве. Девять ребят (41%) показали такие же высокие результаты, как и дети контрольной группы.

Дети без речевой патологии (вторая группа испытуемых) показали следующие результаты (табл. 2). Мы видим, что у детей без речевой патологии не выявлено отрицательных показателей. Испытуемые успешно справились со всеми заданиями.

Таблица 2

Распределение испытуемых контрольной группы по уровням выполнения субтестов задания «Диагностика зрительного восприятия»

 

ЗМК

ФФ

К

ПП

ПО

Низкий

 

 

 

 

 

Средний

100%

50%

100%

50%

50%

Высокий

 

50%

 

50%

50%

Ниже представлены сводные данные по результатам выполнения этой методики детьми с ОНР и детьми без речевой патологии:

По первому субтесту разница результатов от 0% до 71%. У шестерых детей с ОНР результат отличался от результата детей с нормальным речевым развитием более чем на 50%. Отсутствие разницы у двоих детей (9%) из первой группы показывает, что они справились с заданием, но в целом, логопедическая группа справилась с заданием на низкие баллы.

По второму субтесту разница результатов доходит до 60%, у двенадцати детей (54%) из первой группы результаты соответствуют результатам детей из второй контрольной группы, что свидетельствует о том, что дети успешно справились с заданием, разница более чем в 50% обнаружена только у одного ребенка.

По третьему субтесту разница результатов первой и второй групп доходит до 75%, разница более чем в 50% обнаружена у пятерых детей, результат восьмерых детей (37%) соответствует результатам детей без речевой патологии, из них двое набрали баллы выше, чем самый высокий балл второй группы.

По результатам четвертого субтеста у 12 детей с ОНР (54%) был обнаружен результат, соответствующий результату детей с нормальным речевым развитием. У двоих детей набрано то же количество баллов, что и в контрольной группе, но их уровень выполнения субтеста по возрастному признаку будет считаться низким. Лишь у одного ребенка была обнаружена разница ниже 50%.

По пятому субтесту самая большая разница результатов составила 66%, у четверых детей результат на 50% ниже результатов контрольной группы, семеро детей (32%) из первой группы справились с заданием так же, как и дети с нормальным речевым развитием.

В целом можно сказать, что дети с диагнозом ОНР справились с тестированием хуже, чем дети без речевой патологии. Хуже всего дети справились с первым субтестом «Зрительно-моторная координация» – лишь у двоих детей с ОНР III уровня результаты соответствуют результатам детей с нормальным речевым развитием (набрано по 15 баллов). Лучше всего дети с ОНР справились со вторым субтестом на выделение фигуры из фона.

image.png

Рис. 1. Результаты исследования по методике диагностики зрительного восприятия (М. Фростиг)

Таким образом, результаты исследования зрительного восприятия по методике М. Фростинга показывают, что в первой группе из 22 детей, у 14 детей (64%) низкий уровень развития зрительного восприятия, у 7 детей (32%) средний уровень и лишь у одного ребенка (4%) высокий уровень развития зрительного восприятия. Группа детей с нормальным речевым развитием показала хорошие результаты выполнения теста. У них высокий и средний уровни развития зрительного восприятия. Эта разница в общих показателях свидетельствует о наличии трудностей в развитии зрительного восприятия у дошкольников с ОНР по сравнению с их благополучно развивающимися сверстниками.

2. Методика Геометрические фигуры (Д. Векслер)

По данной методике испытуемым было предложено скопировать девять фигур. При выполнении задания не все дети, в силу своих индивидуальных особенностей, работали внимательно и аккуратно. Основная масса детей действовала быстро и невнимательно, что отразилось на качестве работы.

Чтобы определить уровень зрительного восприятия у детей по данной методике, необходимо суммировать баллы, которые выводятся по каждой из скопированной фигуры. У двоих испытуемых геометрические фигуры были скопированы беспорядочно. Поэтому из общего результата у них вычитался дополнительный балл. Результат исследования по методике «Геометрические фигуры» показал, что у восьми (36%) детей первой группы выявлен средний уровень зрительного восприятия, когда как у 14 детей (64%) был выявлен низкий уровень. Во второй контрольной группе все дети показали средний результат по данному тесту. Следовательно, сформированность графических умений и способность их использовать при копировании сложных фигур у детей с ОНР ниже, чем у детей без патологий речевого развития.

image.png

Рис. 2. Результаты исследования по методике «Геометрические фигуры» (Д. Векслер)

При копировании простых фигур у детей второй группы выявлены следующие варианты ошибок (табл. 3).

Таблица 3

Ошибки дошкольников с ОНР в выполнении тестового задания

Ошибки

Пример

Изменение формы фигуры, как незначительное, так и выраженное

Вместо круга дети могли изобразить овал неправильной формы:

image.png

Нарушение соединения – перехлест или расхождение до 3мм и больше. Пересечение линий, не замкнутость.

image.png

Кривизна линии: дрожащая с сильным нажимом или, многократные обведения

image.png

Расстояние между 2 и 3 линиями равно, меньше или больше чем в два раза по сравнению с расстоянием между 1 и 2 линиями.

image.png

Ротация – поворот основания

image.png

Нарушение соразмерности

image.png

Нарушение соединения: наложение, сдвиг или отрыв

image.png

В результате исследования мы видим, что дети с ОНР испытывают трудности не только в копировании сложных геометрических фигур, но и в копировании простых. Причем, в одной фигуре наблюдаются ошибки по нескольким параметрам: дети заменяют сходные по форме фигуры (круг – овалом, квадрат – ромбом и прямоугольником), нарушают соотношение элементов, деформируют их, изменяют положение фигуры в пространстве, допускают «графические неточности» (многочисленные обведения и проч.). У них наблюдается неустойчивый почерк. Это обнаруживается в проведении неровных штрихов, различной высоте и протяженности графических элементов, что указывает на несформированность зрительно-моторной координации.

Недостаток навыка работы с пространством листа (несформированность восприятия положения в пространстве) показаны в ротации изображения. Сразу отметим, что эти типичные ошибки могут оказаться факторами нарушения обучения в начальной школе, где навыки каллиграфического письма являются одними из требуемых и оцениваемых, что может создавать учебные и психологические трудности для детей с ОНР.

3. Методика «Фигура Рея» (вариант 2)

После неудачного копирования 1 варианта фигуры Рея (дети не смогли принять и сохранить в памяти поставленную перед ними задачу, вносили в рисунок дополнительные игровые элементы, что тоже может быть важным фактом) для диагностики испытуемым был предложен 2 вариант фигуры. Исследование показало, что дети с ОНР испытывают трудности не только в копировании сложных фигур, но и в воспроизведении этих фигур по памяти. Те дети, которые скопировали фигуру правильно (количественные баллы соответствуют среднему уровню выполнения (от 14 до 23)), имели затруднения в ее воспроизведении по памяти. Поэтому общий уровень выполнения задания снижен.

Итак, по результатам заключительного исследования у 14 детей из первой группы обнаружен низкий уровень развития зрительного восприятия (64%), у 8 детей (36%) был выявлен средний уровень развития. Низкий уровень у этой группы превалирующий. Это свидетельствует о том, что общее недоразвитие речи сопровождается низким уровнем зрительной памяти и пространственных представлений.

Во второй группе тест показал у всех детей средний уровень развития зрительного восприятия.

image.png

Рис. 3. Результаты исследования по методике «Фигура Рея»

В результате обобщения полученных данных по трем различным методикам высокого уровня развития зрительного восприятия в коррекционной группе не обнаружено. В группе детей с нормальным речевым развитием из четырех детей после обобщения результатов выявлен средний уровень зрительного восприятия.

Дети с ОНР испытывали трудности при выполнении заданий по выделению в фигуре составных частей, соблюдению пропорций. Многие из них работали быстро и невнимательно, что отразилось на качестве работы.

При проведении исследования по методике «Фигура Рея» обнаружено, что дети с ОНР, как правило, копируют фигуры в хаотичном порядке, не придерживаясь какого-либо плана. Много штрафных баллов при оценке исследования по методике «Геометрические фигуры» дети с ОНР получали за кривизну линий, изменение формы и нарушение соединения. При выполнении заданий по методике диагностики зрительного восприятия (М. Фростинг) больше всего трудностей дети испытывали в первом субтесте «Диагностика зрительно-моторной координации». Провести линию карандашом, не касаясь при этом ограничительных линий, которые все время сужаются, для детей с ОНР было трудно, в итоге с заданием справились так же, как сверстники с нормальным речевым развитием, лишь двое детей из первой группы. Тяжелее всего детям давались задания со сложными фигурами, но такое наблюдается и при выполнении заданий детьми с нормальным речевым развитием.

Зрительное восприятие – это одна из главных психических функций, так как зрение – главный канал получения информации об окружающем мире. Искажение изображения мира на уровне восприятия ведет за собой искажение продуктов и способов деятельности воображения, памяти, мышления. Поэтому работа по развитию зрительного восприятия должна занимать особое место в системе коррекционной деятельности, так как именно эта психическая функция «снабжает материалом» познавательные процессы. От того, как развито зрительное восприятие, зависит развитие функций интеллекта, внимания, речи.

Список литературы

  1. Прокопенко В.Т., Трофимов В.А., Шарок Л.П. Психология зрительного восприятия / Учебное пособие. – СПб: СПбГУИТМО, 2006. – 73 с.
  2. Салмина Н.Г., Филимонова О.Г. Психологическая диагностика развития младшего школьника. – М., МГППУ, 2006. – 210 с.

Поделиться

77

Гордеева Т. А. Опытно-экспериментальное исследование уровня сформированности зрительного восприятия у дошкольников с ОНР // Актуальные исследования. 2025. №9 (244). URL: https://apni.ru/article/11419-opytno-eksperimentalnoe-issledovanie-urovnya-sformirovannosti-zritelnogo-vospriyatiya-u-doshkolnikov-s-onr

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#9 (244)

Прием материалов

1 марта - 7 марта

осталось 4 дня

Размещение PDF-версии журнала

12 марта

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

26 марта