Главная
АИ #9 (244)
Статьи журнала АИ #9 (244)
Стандарты красоты и их влияние на индустрию моды

Стандарты красоты и их влияние на индустрию моды

Рубрика

Социология

Ключевые слова

общественные науки
социальный конструкт
история моды
мода
стандарты красоты

Аннотация статьи

В статье социально-культурная среда рассматривается в качестве одного из приоритетных факторов развития индустрии моды.

Текст статьи

Целью нашей статьи стало исследование влияния женских стандартов красоты на западную и европейскую индустрию моды. Мы предполагаем, что связь между стандартными красоты и миром моды очень высокая. Именно эстетические идеалы формируют тренды в данной индустрии и влияют на поведение потребителей.

Для начала, определим, что такое стандарты красоты и как они формируются. Стандарты красоты представляют собой набор культурных, социальных и эстетических идеалов. Они стандартизируют философское понятие красоты в контексте конкретной страны, культуры и эпохи. В современном мире они включают в себя разные аспекты внешнего вида человека: фигура, рост, тон кожи, симметричность и другие. Однако, стандарты красоты не возникают сами по себе. По своей сути, являясь социальным конструктом, “идеалы” рождаются из социальных стереотипов и стандартов. Какие-то стандарты имеют культурно-этническое происхождение и уходят корнями в традиции конкретного общества, другие могут быть обусловлены социальными и экономическими факторами, например кризисами или разнообразными социальными движениями. Помимо этого, на их формирование стали активно оказывать влияние сми, медиа, реклама, маркетинговые кампании.

Таким образом, можно выделить три условных этапа формирования стандартов красоты: социально значимое событие, новые социальные стереотипы и общественное мнение, возникающее в ответ на это событие, формирование самого эстетического «идеала».

Разберем на примере супермодели Твигги:

До ее появления в модной индустрии моделями в основном были девушки из обеспеченных слоев населения, фигура которых была достаточно традиционной: пышной и женственной. Однако, Твигги стала первой моделью-выходцем из рабочего класса, что кардинально поменяло эту установку. Девушка стала очень популярной и востребованной моделью, она неоднократно появлялась на обложках модных журналов. Худоба Твигги стала настоящим трендом и новым идеалом, многие девушки желали стать такими же стройными.

Далее мы рассмотрим ключевые периоды прошлого века и соответствующие им эстетические идеалы, а также разберем на примерах как это отразилось на индустрии моды.

1910: Девушки Гибсона. В начале XX века идеалом женской красоты становится образ «Девушки Гибсона», созданный иллюстратором Чарльзом Дана Гибсоном.

Изображение этого идеала становится тем самым социально значимым событием. Новый стандарт красоты – это высокая и стройная девушка, с ярко выраженной талией, с длинной шеей и большими глазами, пышной грудью и широкими бедрами, силуэтом напоминающей песочные часы.

Впоследствии в моду вновь стали входить парики и шиньоны, а корсеты становились все уже.

1920: однако, образ «девушки Гибсона» выходит из моды с началом Первой мировой войны. В военное время многие женщины становились рабочей силой фронта, что пробудило ощущение самостоятельности и независимости. Получение права голоса и эмансипация женщин способствовали появлению нового женского образа «флэппер», ставшим символом «ревущих двадцатых». Основными чертами нового идеала стали: андрогинная фигура, без акцента на талии, маленькая, часто утянутая грудь и худоба. Развитие моды на худобу в 1920-х стало началом эпидемии расстройств пищевого поведения. Желая скрыть свою женственную фигуру, девушки носили свободные наряды летящего кроя, с заниженной талией, часто длиной по колено. В моду вошло изобретение французской модистки Кэролайн Ребу – шляпа-клош.

1930–1950: 1930-е годы ознаменовались Великой депрессией и мировым кризисом, а 40-е годы – Второй мировой войной. Общество, изнуренное этими событиями, сопровождавшимися массовым голодом, пришло к очередному идеалу, и теперь пышные формы и фигура «песочные часы» не считались чем-то зазорным, а наоборот символизировали благополучие. Идеалом фигуры была легкая полнота, большая грудь и бедра, но при этом узкая талия. Образцом красоты тех времен можно считать актрис Долорес Дель Рио, Бетти Грейбл, Мерлин Монро и Брижит Бардо. Трендом эпохи становится женственность. В стиле new look работали почти все дома высокой моды: Pierre Cardin, Nina Ricci, Givenchy, Lanvin и др. В моду входят платья-бюстье, корсеты, юбки-клеш, приталенные пиджаки, шляпки и жемчуг. А главной фишкой макияжа становится ярко-красная помада.

1960–1970: 60-е годы стали эпохой идеализма, социального протеста и отказа от традиционных ценностей. В ответ на эти изменения приходит идеал противоположный предыдущему, мода на пышность спадает и появляется ей обратная мода на худобу. Супер-стройные модели с фигурой подростка вновь стали появляться на обложках. Иконой стиля, становится супермодель Твигги. Желая быть похожими на модель, девушки массово начали худеть. Следующее десятилетие продолжило культ стройного тела: в семидесятые повсеместно распространялась анорексия. Что бы показать исключительную худобу девушки начали носить более открытую и облегающую одежду. В моду входят мини-юбки, их создательницей считается Мари Кванта. Также появляется легендарное платье трапеций от ив сан Лоран, которое впоследствии станет настоящим трендом.

1980: В восьмидесятые, наоборот, идеалом считалось здоровое спортивное тело, чему способствовало повсеместное развитие сми, телевидения и рекламы. Все большую ценность начинали нести бренды. В медиа транслировались занятия фитнесом и аэробики. Джейн Фонда и ее уроки шейпинга стали популярны по всему миру. Яркая спортивная форма, леггинсы, напульсники и боди-купальники стали главными атрибутами модниц. В моду входит спортивная одежда nike, reebok, adidas.

Далее мы рассмотрим эволюцию стандартов красоты в модной индустрии у женщин конца XX века и начала XI, а также влияние индустрии на восприятие женской фигуры в обществе.

В 1989 году произошел крах фондового рынка в Черную пятницу. В моде это привело к резкому прекращению богатства 80-х, дизайнеры продвигали минимализм. Приведём пример, в 1990 году Рифат Озбек показал полностью белую коллекцию. Но одним из важнейших событий становится легендарный показ Versace Осень/Зима 91. В его финале вышли будущие супермодели Линда Евангелиста, Наоми Кэмпбелл, Кристи Терлингтон и Синди Кроуфорд. С них начинается новая эра в мире моделей. Никогда раньше в истории они не оказывали такого влияния в модной индустрии. Айдентика многих брендов строилась на «сексуальном» и здоровом образе женщины.

Однако женственные образы быстро надоели дизайнерам того времени, поэтому многим творцам фэшн-индустрии хотелось что-то им противопоставить. К середине десятилетия появились новые героини, чтобы представлять субкультуру моды – гранж. Как например, Кейт Мосс, Кирсти Хьюм, Стелла Теннант. Хлынувший в страны поток наркотиков и желание перемен и сделали так называемую эстетику «Героинового шика» тем, чем она стала в последствии – худоба, бледность и романтизированность изможденности; Угловатость и около «мальчишеский» образ старались подчеркнуть простым кроем и микро-размером вещей. «Мода охватывает новую форму», – написал Vogue в мае 1996 года.

Далее перейдём к анализу 21 века. Важнейшим событием становится трансляция показов Victoria’s Secret по телевидению, чья концепция строилась на двух принципах: нарочитой сексуальности и стройных телах. Девушки всего мира смотрели записи данных показов, что привело к массовой популяризации их эстетики. «Ангелами» в разные периоды были почти все супермодели: Тайра Бэнкс, Адриана Лима, Кендалл Дженнер, Белла Хадид, Хайди Клум и другие. Мода в нулевые немного отличалась от кампэйнов в 90-е, но токсичное стремление к худобе и гламуризация саморазрушения оставались на повестке. Селебрити все еще были обязаны находиться в хорошей форме, чтобы не слышать уничижительных слов в свой адрес, тем не менее ситуация и с наркотиками, и со стандартами красоты стала чуть лучше.

Однако мода постоянно меняется – в том числе и на идеалы женской фигуры. Женщины начали ставить на первое место свой комфорт, а не утвержденные патриархальным обществом стереотипы красоты. Это отразилось на подиумах, на пример, в июне 2023 года бренд Victoria’s secret заменил ангелов настоящими женщинами.

Исходя из всего вышесказанного, можем сделать вывод, что 1990-е годы стали переломным моментом для модной индустрии, отразив крайности и противоречия своего времени.

Стандарты женской фигуры и красоты прошли три этапа: от гламурной роскоши супермоделей через болезненную эстетику героинового шика к более естественным и инклюзивным образам конца десятилетия. Эти изменения в модной эстетике оказали значительное влияние на общество.

В новом тысячелетии успели смениться две основных тенденции. Сначала девушки всего мира стремились к утрированной худобе и стройности. Затем на показах мы могли видеть моделей полюс сайз, расцвет бодипозитива.

В целом, можно отметить тренд на разнообразие фигур особенно на просторах интернета. Границы «идеального» постепенно расширяются.

Мы осмелимся выдвинуть предположение, что героиновый шик возвращается и очень стремительно. И этому есть подтверждение.

Во-первых, появление и популяризация в социальных сетях «нового героина» для зумеров, а именно Оземпик. Это препарат, используемый для лечения диабета, который недавно стал популярен в Тик-токе из-за своего побочного действия – снижения массы тела и аппетита.

Во-вторых, цикличность моды, один цикл длится 20–30 лет, так как поколение, выросшее на определенной моде и трендах, взрослеет, ловит ностальгию, а затем начинает выпускать ремейки на фильмы и игры, возвращает вещи, связанные с их детством.

В-третьих, хотим подтвердить свои слова примерами.

Показ Coperni, Белла Хадид закрывает его в аэрозольном платье, стоит заметить очень похудевшее тело модели.

На показе Miu Miu девушки прошлись по подиуму в «микро-мини» коллекции бренда.

Но и это не самое важное, также на подиуме Лайла Мосс (дочь Кейт Мосс) и Кайя Гербер (дочь Синди Кроуфорд).

Можем сделать вывод, что связь между стандартами красоты и миром моды высока, а также с развитием технологий в XXI веке индустрия моды задаёт тренды и оказывает колоссальное влияние на общество, не относящееся к миру моды.

В отличие от XX века, где дизайнеры подстраивались под идеалы красоты и события того времени. Следовательно, гипотеза подтвердилась частично, не только стандарты красоты формируют тренды в индустрии моды, но и наоборот.

Список литературы

  1. Патрикеева Э.Г., Соловьева О.А. Влияние моды и современных стандартов красоты на сознание и поведение девушек // Молодой ученый. – 2015. – № 24. – С. 1092-1096.
  2. Список архивных материалов «VOGUE» и его проекты: [сайт]. URL: https://archive.vogue.com/ (дата обращения: 15.12.2024).

Поделиться

56

Жукова А. В., Лаптева В. О. Стандарты красоты и их влияние на индустрию моды // Актуальные исследования. 2025. №9 (244). URL: https://apni.ru/article/11422-standarty-krasoty-i-ih-vliyanie-na-industriyu-mody

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru
Актуальные исследования

#9 (244)

Прием материалов

1 марта - 7 марта

осталось 4 дня

Размещение PDF-версии журнала

12 марта

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

26 марта