Главная
АИ #9 (244)
Статьи журнала АИ #9 (244)
Текущее состояние государственного менеджмента и его применение в государственно...

Текущее состояние государственного менеджмента и его применение в государственной власти

Рубрика

Экономика и управление

Ключевые слова

государственный менеджмент
государственная власть
цифровизация
реформирование
эффективность управления
инновационные технологии

Аннотация статьи

В статье рассматривается текущее состояние государственного менеджмента, его ключевые принципы, проблемы и перспективы развития. Анализируются основные инструменты и методы, используемые в управлении государственными структурами, а также влияние современных вызовов на эффективность государственного управления. Дополнительно приводится опыт зарубежных стран и сравнительный анализ с Казахстаном. Особое внимание уделено исследованиям ведущих авторов в данной области и применению принципов государственного менеджмента в налоговой сфере.

Текст статьи

Введение

Государственный менеджмент представляет собой систему управления государственными структурами с целью обеспечения эффективного функционирования органов власти и реализации государственных программ. В современных условиях он играет важную роль в повышении качества предоставляемых услуг и обеспечении прозрачности деятельности госструктур. Развитие данной дисциплины тесно связано с цифровыми технологиями, инновационными методами управления и ориентацией на потребности граждан. Для повышения эффективности управления важно интегрировать международный опыт, адаптируя лучшие практики к локальным условиям [1].

Менеджмент в государственном управлении появился в семидесятые годы ХХ века как результат развития школы государственной политики. Изначально в основе менеджмента государственного управления находилось признание важности стратегий, реализуемых высшими должностными лицами государства.

Фактически система управления государством перешла от государственного управления к менеджменту в государственном управлении, что означало отказ от традиционного институционального подхода к управлению государством в пользу изучения реально существующих управленческих процедур, использования современных методов подготовки управленческих решений на уровне государства и практики их реализации. В настоящее время государственное управление все чаще обозначается термином государственный менеджмент, акцентирующим внимание на необходимости использования современных управленческих технологий для управления государством и росте значимости рыночных отношений в государственном секторе экономики. Основу менеджмент в государственном управлении составили исследования американских специалистов Дэвида Осборна и Тэда Геблера. Данные специалисты выпустили труд под названием «Переосмысление Правительства» («Reinventing Government»). «Перестройка правительства», в котором они выполнили анализ недостатков бюрократической модели управления государством, предложили необходимые и желательные изменения, осуществление которых необходимо было проводить на всех уровнях государственного управления, начиная от федерального и заканчивая муниципальным. Предложившие концепцию рыночного управления государственным сектором, Дэвид Осборн и Тед Гэблер в своей работе исследуют реформы и новаторские подходы в государственном управлении, включая цифровые инструменты. Авторы делают акцент на повышении эффективности управления через автоматизацию и использование технологий [2].

Осборн и Гэблер считают, что цифровизация открывает возможности для создания «предпринимательского государства», где государственные органы действуют более гибко и клиентоориентированно.

Также в книге они предлагают децентрализованные теории публичного (государственного или муниципального) управления, которые стали обозначать «Новое публичное управление» (New Public Management, NPM). Также Дуайт Уолдо, исследователь взаимодействия бюрократии и демократии, Гарольд Д. Лассуэлл, анализировавшие процессы принятия решений в государственном управлении, Кристоф Демке и Фрэнсис Фукуяма, изучавшие вопросы государственной этики, прозрачности и влияния институтов на экономическое развитие, Пол Худак, акцентировавший внимание на результативности госпрограмм внесли значительный вклад в развитие государственного управления [3, с. 75-79].

В изучении государственного менеджмента в Казахстане внесли лепту исследователи А. С. Сапарбаев, К. А. Байзакова, Г. Ж. Кенжегузин, Е. А. Оразалин и Ж. А. Абдильдина, что способствует развитию научного подхода к государственному управлению.

Ключевую роль в формировании эффективной, прозрачной и устойчивой системы государственного управления выполняют принципы государственного управления.

Научная литература выдвигает огромное количество предложений относительно принципов управления, приводя при этом всевозможные примеры, касающиеся их классификации [4, с. 45-52]. Ниже представлена таблица 1, отражающая деление принципов государственного управления согласно общей теории управления:

Таблица 1

Классификация принципов государственного управления

Вид принципов

Составляющие принципы

Общие принципы

Системность, саморегулирование, объективность, обратная связь, информационная достаточность, оптимальность, дополнительность, эволюционизм, демократизм, вероятность, состязательность, гласность, ведущее звено, стимулирование

Частные принципы управления

Принципы, применяемые в различных сферах и подсистемах общества (социальной, политической, экономической и др.), а также принципы, используемые при анализе отдельных общественных институтов

Организационные принципы

Единоначалие, конкретность, иерархия, распределение труда, делегирование полномочий, диапазон управления, единство распорядительства и другие принципы, определяющие структуру и функционирование управленческих систем

Эта таблица демонстрирует, как делятся принципы государственного управления на общие, частные и организационные, что позволяет систематизировать их и применять в зависимости от специфики анализируемых управленческих процессов.

Они представляют собой фундаментальные ориентиры, которые определяют стандарты деятельности государственных институтов и обеспечивают единообразие подходов в управлении государственными процессами. Рассмотрим основные аспекты их значения (рис. 1).

image.png

Рис. 1. Принципы государственного управления

Эти аспекты подчеркивают, что принципы государственного управления не только определяют стандарты и процедуры, но и являются стратегическими инструментами для создания эффективной, прозрачной и адаптивной системы управления, способной удовлетворять потребности общества в условиях современных вызовов.

Применение принципов государственного менеджмента в государственном управлении Казахстана осуществляется в рамках комплексной реформы, направленной на модернизацию государственного аппарата и повышение его эффективности. В Казахстане государственный менеджмент находится на этапе активного развития и трансформации. Внедряются передовые технологии, направленные на цифровизацию и повышение эффективности управления. Особое внимание уделяется концепции «Открытого правительства», которая предполагает повышение прозрачности и учет мнений граждан при принятии государственных решений [5]. Ниже представлена таблица 2, иллюстрирующая ключевые инициативы и реформы в государственном управлении с кратким описанием их влияния:

Таблица 2

Инициативы и реформы в государственном управлении Казахстана

Инициатива/Реформа

Описание и влияние

Развитие системы электронного правительства (eGov)

Упрощает доступ граждан к государственным услугам за счёт автоматизации процессов и повышения прозрачности работы органов власти.

Внедрение системы «Смарт-городов»

Оптимизирует управление городскими процессами через использование цифровых технологий, позволяя улучшить инфраструктуру и оперативно реагировать на городские вызовы.

Механизмы мониторинга госпрограмм [7]

Способствуют оценке эффективности реализуемых проектов, обеспечивая контроль за расходованием бюджетных средств и корректировку программ в режиме реального времени.

Антикоррупционные меры

Включают цифровизацию процессов закупок и тендеров, что снижает коррупционные риски и повышает доверие к системе государственных закупок.

Программы повышения квалификации

Улучшают кадровую политику через реализацию образовательных и тренинговых программ для государственных служащих, что способствует развитию профессионального потенциала и компетенций.

Эта схема отражает, как внедрение современных технологий и инновационных подходов способствует совершенствованию государственного управления, делая его более прозрачным, эффективным и ориентированным на потребности граждан [6].

Несмотря на позитивные изменения, процесс модернизации государственного управления в Казахстане сталкивается с рядом существенных проблем, которые препятствуют полноценной реализации потенциала современных управленческих технологий. Рассмотрим основные из них:

  • Бюрократические барьеры: Сложные и устаревшие административные процедуры, избыточная централизация и жесткая иерархия замедляют принятие решений и затрудняют оперативное реагирование на изменения. Для преодоления этих барьеров необходимо оптимизировать внутренние регламенты и пересмотреть распределение полномочий.
  • Низкая скорость принятия решений: Из-за формализованных и длительных процедур принятие решений часто происходит медленно, что негативно сказывается на эффективности работы государственных институтов. Важно внедрение гибких моделей управления и децентрализации, позволяющих ускорить процесс согласования и реализации управленческих решений.
  • Недостаточная квалификация кадров: В условиях внедрения новых технологий и методов управления существенным препятствием является недостаточная подготовка государственных служащих. Решением данной проблемы являются программы повышения квалификации, развитие системы профессионального обучения и привлечение специалистов с современными компетенциями.
  • Коррупционные риски: Несмотря на цифровизацию процессов, коррупция остаётся актуальной проблемой. Недостаточная прозрачность отдельных процедур и неэффективный контроль могут создавать условия для коррупционных проявлений. Усиление антикоррупционных мер, внедрение систем мониторинга и аудита, а также повышение ответственности госслужащих являются необходимыми мерами для снижения этих рисков.
  • Сопротивление изменениям: Традиционные управленческие практики и устоявшаяся корпоративная культура часто приводят к сопротивлению нововведениям. Для успешной трансформации государственных институтов необходимо внедрение стратегий управления изменениями, эффективная коммуникация и создание мотивационных программ, способствующих принятию инновационных решений.

Таким образом, для достижения эффективной модернизации государственного управления требуется комплексный подход, который включает не только внедрение передовых технологий, но и глубокую реорганизацию управленческих структур, повышение профессионализма кадров и активное взаимодействие с гражданским обществом [9].

Для понимания перспектив развития важно изучать примеры зарубежных стран, так как опыт передовых стран Сингапура, Швеции, США и Германии показывает, что эффективное управление возможно при комплексном подходе к реформированию административных процессов, цифровизации услуг и повышению прозрачности [7].

image.png

Рис. 2. Сравнительный анализ опыта Казахстана и зарубежных стран

Одним из ярких примеров применения государственного менеджмента является исследование Министерства финансов Великобритании по внедрению системы риск-менеджмента в государственных органах. Основные этапы включали:

  • Анализ исходного состояния: оценка текущих процедур управления и уровня прозрачности.
  • Внедрение системы риск-менеджмента: интеграция инструментов для идентификации и мониторинга рисков.
  • Сравнительный анализ путем оценки эффективности до и после внедрения системы.

Результаты исследования показали снижение финансовых потерь и повышение качества принятия управленческих решений.

Это исследование было инициировано и проведено Министерством финансов Великобритании (HM Treasury) в рамках усилий по совершенствованию государственного управления и интеграции современных управленческих инструментов, что позволило Министерству финансов Великобритании не только улучшить контроль над финансовыми процессами, но и создать модель, которую впоследствии можно было адаптировать и применять в других государственных структурах [10].

Современные методы государственного менеджмента активно внедряют в налоговой сфере Казахстана для оптимизации процессов и повышения эффективности:

1. Цифровизация налоговых процессов:

  • Электронное декларирование и документооборот: внедрение системы онлайн-подачи деклараций сокращает время обработки и снижает ошибки.
  • Интеграция с eGov.kz: единый портал обеспечивает централизованный доступ к услугам, упрощая мониторинг налоговых поступлений.

2. Оптимизация административных процедур:

  • Автоматизация контроля и аудита: применение аналитики больших данных и алгоритмов машинного обучения позволяет выявлять несоответствия в налоговых платежах.
  • Повышение прозрачности: электронный документооборот фиксирует все этапы администрирования, что снижает коррупционные риски.

3. Инновационные инструменты и цифровые сервисы:

  • Мобильные приложения и онлайн-порталы: позволяют налогоплательщикам быстро получать информацию о начисленных налогах и сроках уплаты.
  • Аналитические платформы: технологии big data и ИИ помогают прогнозировать налоговые поступления и анализировать экономические тенденции.

Внедрение электронной системы подачи налоговых деклараций, что существенно сокращает время рассмотрения документов, система мониторинга налоговых поступлений, интегрированная с государственными информационными системами, позволяет в реальном времени отслеживать платежи и предотвращать уклонение от уплаты налогов, программы повышения квалификации сотрудников налоговых органов способствуют эффективному использованию новых технологий [11, с. 45-58].

Таким образом, сочетание современных технологий, обновления IT-инфраструктуры и постоянного развития человеческого капитала способствует значительному повышению эффективности, качества обслуживания и снижению коррупционных рисков в системе государственного управления.

Заключение

Применение принципов государственного менеджмента в налоговой сфере Казахстана направлено на модернизацию работы налоговых органов, оптимизацию процессов и повышение доверия граждан к государству. Внедрение цифровых технологий, автоматизация административных процедур и повышение прозрачности позволяют создать эффективную систему налогового администрирования, способствующую устойчивому развитию экономики страны. При этом международный опыт, особенно примеры Сингапура, Швеции, США и Германии, является ценным ориентиром для дальнейших реформ.

Список литературы

  1. Базаров А.И. (2020). Современные подходы и методы в государственном менеджменте. Москва: Издательство Вышей школы экономики.
  2. https://spravochnick.ru/gosudarstvennoe_i_municipalnoe_upravlenie/menedzhment_v_gosudarstvennom_upravlenii/.
  3. Государственный менеджмент в системе правового управления в Республике Казахстан // Молодой ученый. – 2024. – № 30 (529). – С. 75-79. moluch.ru.
  4. Международный опыт управления: анализ лучших практик для возможности имплементации в Казахстане // Вестник МУИВ. – 2024. – № 2. – С. 45-52. vestnik-muiv.ru.
  5. Роль государственного менеджмента в системе государственного управления Республики Казахстан // КиберЛенинка. – 2023. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-gosudarstvennogo-menedzhmenta-v-sisteme-gosudarstvennogo-upravleniya-respubliki-kazahstan.cyberleninka.ru.
  6. Государственный менеджмент: возможности и ограничения // КиберЛенинка. – 2023. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gosudarstvennyy-menedzhment-vozmozhnosti-i-ogranicheniya cyberleninka.ru.
  7. Менеджмент государственной власти: актуальность и мировой опыт // Repository APA. – 2023. – URL: https://repository.apa.kz/xmlui/handle/123456789/244.repository.apa.kz.
  8. Талант менеджмент в государственном управлении // Repository APA. – 2024. – URL: https://clck.ru/3GiUiU.
  9. Государственное управление: на пути к современной модели государственного менеджмента // КиберЛенинка. – 2023. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gosudarstvennoe-upravlenie-na-puti-k-sovremennoy-modeli-gosudarstvennogo-menedzhmenta.cyberleninka.ru.
  10. Yudina T.M. (2019). Цифровизация государственного управления в России и в Казахстане. Алматы: Казахстанский национальный университет.
  11. Оразалин Е.А. (2021). Digital Transformation in Governance in Kazakhstan. Journal of State Governance and Public Policy, 12(3), С. 45-58.

Поделиться

64

Примбетова С. Ч., Медетова У. А. Текущее состояние государственного менеджмента и его применение в государственной власти // Актуальные исследования. 2025. №9 (244). URL: https://apni.ru/article/11424-tekushee-sostoyanie-gosudarstvennogo-menedzhmenta-i-ego-primenenie-v-gosudarstvennoj-vlasti

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#9 (244)

Прием материалов

1 марта - 7 марта

осталось 4 дня

Размещение PDF-версии журнала

12 марта

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

26 марта