Педагогический дизайн электронного учебного курса по предмету «История. 5 класс» в федеральных государственных общеобразовательных организациях со специальными наименованиями «Президентское кадетское училище», «Суворовское военное училище», «Нахимовское военно-морское училище», «Кадетский (морской кадетский) военный корпус»
научный журнал «Актуальные исследования» #17 (20), сентябрь '20

Педагогический дизайн электронного учебного курса по предмету «История. 5 класс» в федеральных государственных общеобразовательных организациях со специальными наименованиями «Президентское кадетское училище», «Суворовское военное училище», «Нахимовское военно-морское училище», «Кадетский (морской кадетский) военный корпус»

При создании электронного учебного курса обязательным является педагогический дизайн, который представляет собой способ, методы, формы представления учебного материала в цифровой среде, реализующиеся на комплексном применении гуманитарных наук (психология, социология, и др.) в зависимости от психотипа, уровня сознания, понимания, мышления и развития компетенций, навыков, умений у обучающихся. Условия обучения в «Президентском кадетском училище», «Суворовском военном училище», «Нахимовском военно-морском училище», «Кадетском (морской кадетский) военный корпус» отличаются по многим критериям от простых общеобразовательных школ, поэтому при создании электронного учебного курса необходимо, где основной изюминкой будет педагогический дизайн, необходимо учитывать все особенности обучающихся каждого года обучения, чтобы обучающая цифровая среда была интересной, увлекательной, познавательной, расслабляющей, развивающей. В данной статье будет предложен вариант педагогического дизайна электронного учебного курса по предмету «История. 5 класс».

Аннотация статьи
история
электронный учебный курс
педагогический дизайн
цифровая обучающая среда
психотип
геймофикация
бейджи
Ключевые слова

Аббревиатуры, используемые в статье, представлены в таблице.

Таблица

СВУ

̶

Суворовское Военное Училище

ПКУ

̶

Президентский Кадетский Корпус

НВМУ

̶

Нахимовское Военно-морское Училище

ФГОС

̶

Федеральный Государственный Образовательный Стандарт

ВС

̶

Вооруженные Силы

ЭУК

̶

Электронный учебный курс

Общеобразовательные школы и учебные заведения с военной составляющей отличаются процессом обучения, образом жизни. Школьники находятся и учатся в свободном формате, а суворовцы, кадеты в специальных условиях, где важным фактором является образ жизни, строящийся на соблюдение жесткой дисциплины, несения военной службы, поэтому психоэмоциональное состояние, уровень умственной деятельности у этих двух категорий обучающихся будут на разных уровнях (рисунок 1). Однако, у них есть одно общее это то, что они являются детьми, поэтому для каждого года обучения существует свой подход к организации процесса обучения для развития новых компетенций, навыков. При этом процесс обучения строится в рамках ФГОС.

Рис. 1. Школа и учебные заведения с военной составляющей

Процесс обучения в СВУ, ПКУ, НВМУ имеет традиционный формат: ученик-учитель, т.е. только живой и непосредственный контакт. Дистанционный формат обучения присутствует, но не так сильно востребован и развит, поэтому в случае, когда весь мир столкнулся с пандемии под названием коронавирус в условиях полной изоляции, показало, что дистанционный формат обучения самое рациональное решение на практике (рисунок 2). Следовательно, развитие, модернизирования процесса обучение с применением современных цифровых технологий в СВУ, ПКУ, НВМУ по общим предметам и боевой подготовке в том числе будет перспективным.

Рис. 2. Дистанционное обучение

Характерными признаки образа жизни суворовцев и кадетов, начиная с 5 класса и до конца обучения, являются: распорядок дня; групповые виды занятий; соблюдение Устава ВС РФ; субординация, выполнение приказов командиров, преподавателей; совмещение основного процесса обучения с выполнением военных обязанностей (рисунок 3).

Рис. 3. Образ жизни суворовцев, кадетов

Поступившие на обучение в 5-ый класс СВУ, ПКУ, НВМУ (1 курс), перед обучающиеся проход самый главный процесс в их жизни – это адаптация, где они должны выполнить следующие задачи:

  1. Изучить нормы, правила и традиции учебного заведения, в котором они будут учиться.
  2. Соблюдать дисциплину и нести ответственность за свои поступки, четко знать и выполнять свои обязанности.
  3. Саморазвитие, самоорганизация для качественного изучения учебного материала.
  4. Занять достойное место и придерживаться его, основываясь на морально-ценностных понятиях, в коллективе.
  5. Выработать свою модель поведения, общения и взаимодействия с одноклассниками, офицерами-воспитателями и преподавателями.
  6. Самостоятельно развивать навыки, умения для личностного роста.

При проведении занятий с 5-ым классом (1-ым курсом), которые только начинают погружаться в процесс обучения, где происходит их процесс адаптации, преподавателям надо соблюдать следующее меры: найти и наладить контакт с обучающимися; не перегружать обучающихся излишними объемом учебного материала; использовать терминологию доступную для понятия обучающихся; контролировать темп урока; применять общие требования к учащимся (критерии оценок и т.д.); оценку за работу не должна быть как средство наказания, а должна служить стимулом для успеха, мотивировать; отслеживать положительную динамику и вести статистику в развитии, умственной работоспособности каждого обучающегося; поэтапно развивать навыки самоорганизации, самоконтроля; разнообразие в методике преподавание для группах, пар и индивидуально; не допускать педагогического манипулирования; использовать систему поощрений; знать о состоянии здоровья каждого обучающегося, семейных отношениях; не создавать психотравмирующих ситуаций при оценивании работы обучающегося; используйте положительные оценочные суждения; учитывать индивидуальные психологические черты каждого обучающегося.

Соблюдение выше перечисленных мер позволяет создать благоприятную обстановку для обучения и поэтапному развитию умственных способностей, компетенций, навыков суворовцев, кадетов на конкретном году обучения, а также становлению, подготовке их психотипа для того, чтобы в обозримом будущем они продолжили военное дело учебой в высших военных учебных заведениях и службой в ВС РФ (рисунок 4).

Рис. 4. Развитие и становление психотипа будущих офицеров ВС РФ

Если перенести процесс обучения в цифровую среду в виде электронного учебного курса для 5-ого класса, на примере предмета история, то при создании и выборе педагогического дизайна необходимо пользоваться всеми доступными инструментами на платформе дистанционного обучения, а для соблюдения дисциплины создать военный дизайн со всеми сопутствующими атрибутами.

В системе дистанционного обучения моделируется образ виртуального класса, затем обучающийся создает персонажа, который будет инициализировать его в процессе обучения (рисунок 5).

Рис. 5. Виртуальный класс с персонажем обучающегося

В качестве инструментов дистанционного обучения могут использоваться: интерактивные лекции, презентации, текстовые документы, тренажеры-симуляторы, симуляции диалогов, электронные тесты, задания, электронная библиотека, вебинары, чаты, форумы, опросы, обратная связь, элементы социальных сетей (лайки, комментарии, профили) элементы геймификации (уровни, рейтинги, бейджи, призы).

На всех этапах прохождения электронного учебного курса всегда должен присутствовать виртуальный помощник, которые будет подсказывать и вести диалоги с обучающимися. Кроме этого преподаватель будет находиться на связи с обучающимися 24 часа также для консультирования при помощи чатов, форумов, мессенджеры, видеоконсультации (рисунок 6).

Рис. 6. Развитие и становление психотипа будущих офицеров ВС РФ

Конечный вариант педагогического дизайна для электронного курса по предмету «История 5 класс» представлен на рисунке 7.

Рис. 7. Педагогический дизайн ЭУК «История. 5 класс»

Заключение. Предложенный вариант педагогического дизайна для электронного курса по предмету «История 5 класс» в СВУ, ПКУ, НВМУ создаст интерактивную, развивающую, вовлекающей среду обучения, как элемента процесса основного обучения, так и в качестве отдельной самостоятельной дисциплины дистанционного формата обучения, соблюдая возрастные рамки, психотип, уровень умственной деятельности, навыки и умения обучающихся.

Текст статьи
  1. Лисицына Л.С. Педагогический дизайн электронных курсов. – СПб: Университет ИТМО, 2018. – 67 с.
  2. Приказ Министра обороны РФ от 21 июля 2014 г. № 515 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности в федеральных государственных общеобразовательных организациях со специальными наименованиями «президентское кадетское училище», «суворовское военное училище», «нахимовское военно-морское училище», «кадетский (морской кадетский) военный корпус» и в профессиональных образовательных организациях со специальным наименованием «военно-музыкальное училище», находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации, и приема в указанные образовательные организации».
  3. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1015).
  4. Абдуллаев С. Г. Оценка эффективности системы дистанционного обучения // Телекоммуникации и информатизация образования. – 2007. - N 3. - С. 85-92.
  5. Лебедев В. Э. Опыт использования электронного образовательного ресурса по дисциплине // Дистанционное и виртуальное обучение. - 2009. - N 8. - С. 10-22.
  6. Ольнев А. С. Использование новых технологий в дистанционном обучении // Актуальные проблемы современной науки. - 2011. - N 1. - С. 96.
  7. Раинкина Л. Н. Опыт проектирования и реализации виртуальной обучающей среды // Дистанционное и виртуальное обучение. - 2008. - N 9. - С. 48-53.
  8. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. – 2-е изд., дораб. – М.: «Просвещение», «Учебная литература», 1996. – 352 с.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 16 января по 22 января
Осталось 5 дней до окончания
Препринт статьи — после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии
26 января
Загрузка в elibrary
26 января
Рассылка печатных экземпляров
01 февраля